Космический взрыв
Космический взрыв siasat.com

Астрономы зафиксировали самый мощный взрыв во Вселенной

Читайте українською
    Феномен стал самым быстрым космическим явлением из всех ранее выявленных

Американские астрономы зафиксировали чрезвычайно редкий тип космических явлений. Результаты их наблюдений опубликованы в The Astrophysical Journal.

Речь идет о недавно открытом космическом явлении, которое относят к транзиентам (то есть объектам или явлениям, которые меняют свою яркость и при этом выделяется большое количество энергии). Аномалия относится к FBOT (Fast blue optical transient – голубой оптический переходной процесс). И ученым на сегодняшний день известно только три таких феномена, которые, по сути, представляют собой сверхмощный взрыв, видимый в оптических, рентгеновских и радиолучах.

Объект, который породил супервзрыв, находится на расстоянии 500 миллионов световых лет от Земли. По характеристикам он напоминает другой известный FBOT – AT2018COW, который обнаружили в июне 2018 года. AT2018COW, получивший название "Корова", находится на расстоянии 195,7 миллиона световых лет от Земли. Когда его впервые обнаружили, он внезапно увеличил свою светимость до уровня самых ярких сверхновых, причем сделал это за рекордные три дня. Ни один из известных на тот момент типов транзиентов не мог породить такой быстрой вспышки, скорость разрастания которой оценили в 42 тысячи километров в секунду. Согласно одной из гипотез, "Корова" представляла собой разновидность сверхновой, однако точная природа явления оставалась неизвестной.

Однако новый FBOT, обозначенный как CSS161010, оказался даже мощнее "Коровы". Он породил отток газа и частиц, скорость которого достигла 55% скорости света. Известно, что подобное способны выполнить гамма-всплески, но они запускают материал, чья масса достигает лишь одной миллионной массы Солнца. По оценкам ученых, CSS161010 разогнала до более чем половины скорости света от 1 до 10%. Ранее основным механизмом FBOT считался коллапс массивной звезды с гамма-всплеском или слияние нейтронных звезд. Однако теперь ученые считают, что редкий транзиент был порожден поглощением звезды черной дырой.

Еще одним фактором, который может раскрыть природу феномена, являются места, где происходят FBOT. Это небольшие галактики, которые содержат приблизительно 10 миллионов звезд (для сравнения, в Млечном Пути миллиарды звезд), при этом для них характерно низкое содержание элементов, которые тяжелее водорода и гелия. Гигантская звезда с низким содержанием металлов в течение всей своей жизни сохраняет массу, после чего погибает в сверхмощной вспышке. Это объясняет, почему FBOT не наблюдается в больших галактиках.

В начале мая стало известно о еще одном астрономическом открытии. Ученые нашли черную дыру, которая находится ближе к Солнечной системе, чем все остальные, известные на сегодня.

США заявили о ненадежности тестирования на антитела к коронавирусу