Черная дыра
Черная дыра nature.com

Астрономы обнаружили ближайшую к Земле черную дыру, ее можно увидеть невооруженным глазом

Читайте українською
    Астрофизический объект не взаимодействует со своим окружением, отметили ученые

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) и других институтов открыла черную дыру, которая расположена ближе к Солнечной системе, чем все остальные, известные на сегодня. Об этом сообщает "НВ".

Обнаруженная черная дыра входит в тройную систему звезд, видимую невооруженным глазом.

Группа доказала существование невидимого объекта в системе, отслеживая движения его двух звезд-компаньонов. Астрономы говорят, что найденная система может быть лишь "верхушкой айсберга" – в будущем может быть обнаружено множество подобных черных дыр.

"Мы были поражены, когда поняли, что это первая система звезд с черной дырой, видимая невооруженным глазом", – говорит Петр Хадрава, сотрудник Академии наук Чешской республики в Праге и соавтор работы.

Тройная система, расположенная в созвездии Телескопа, так близка к нам, что в южном полушарии ее звезды можно разглядеть на темном безоблачном небе без бинокля или телескопа.

Сначала группа наблюдала систему HR 6819 в рамках своего исследования двойных звездных систем. Однако, когда астрономы проанализировали свои наблюдения, они были потрясены: в системе HR 6819 присутствовало третье тело, которое оказалось черной дырой.

Наблюдения показали, что одна из двух видимых звезд вращается вокруг невидимого компаньона за 40 дней, а вторая находится на большом расстоянии от этой внутренней пары.

Скрытая черная дыра в HR 6819 – одна из самых первых обнаруженных черных дыр звездной массы, которые активно взаимодействуют со своим окружением и поэтому остаются поистине черными.

Группа сумела обнаружить ее присутствие и вычислить ее массу, исследуя орбиту звезды внутренней пары.

"Невидимый объект массой минимум в 4 массы Солнца может быть только черной дырой", – отметил сотрудник ESO Томас Ривиниус, руководитель исследований.

На сегодня астрономы нашли в нашей Галактике всего пару десятков черных дыр. Почти все они активно взаимодействуют со своим окружением и выдают свое присутствие мощным рентгеновским излучением, возникающих при этом взаимодействии.

Но по оценке ученых, за время жизни Млечного Пути в черные дыры в конце своей эволюции должно было превратиться гораздо больше звезд. Открытие "спящей" невидимой черной дыры в HR 6819 подсказывает, где могут находиться многие скрытые черные дыры Млечного Пути.

"В Галактике должны быть сотни миллионов черных дыр, а нам известно только несколько. Теперь, когда мы знаем, где искать, их должно найтись больше", – сказал Ривиниус.

Астрономы уже предполагают, что их находка может пролить свет и на поведение еще одной системы.

"Мы подумали, что система LB-1 тоже может оказаться тройной, хотя, чтобы это доказать, нужно провести еще дополнительные наблюдения. LB-1 чуть дальше от Земли, но по астрономическим меркам все равно достаточно близко. Вероятно, существует гораздо больше таких систем", – рассказал еще один соавтор работы, Марианна Хейди.

Как сообщал 5.ua, астрономы показали, чем "питается" сверхмассивная черная дыра.

В Японии создадут протокол реагирования на случай встречи с НЛО