На самом деле причин таких импульсивных покупок может быть немало. Но одна из ключевых – маркетологи знают, как продать нам ту или иную вещь / услугу через наши же триггеры. Да что оно такое и как рекламщики это делают? Эти и ряд других вопросов обсудила журналистка "5 канала " София Норенко с психологиней Оксаной Сашенко.
Какими крючками цепляют нас маркетологи?
— Оксана, как нам продают через наши триггеры?
— Триггер – это определенный пусковой крючок, который нас переносит из точки А в точку Б. Точка А – это я сейчас, точка Б – это либо прошлое, либо будущее. Что это значит? Вот прямо сейчас я стою на пороге какого-то магазина. И вдруг вижу призыв, что "она отдаст тебе свое сердце", например, за эти бриллианты. Тогда триггер уносит в точку Б. Я же хочу, чтобы она мне отдала свое сердце. И через точку Б все дальше уже как в тумане. Как вот "Рокки Сыр", помнишь, в "Чипе и Дейле"?

— Или еще такие крючочки маркетологов, это три "да", которые потом нас побуждают говорить "да" в четвертый раз. По типу "Ты – молодая женщина. Хочешь найти себе партнера. Никак не удавалось на предыдущих свиданиях?" – "Да, да, да". И вот дальше, четвертый раз, это уже призыв, что именно тебе нужно сделать. "Регистрируйся на нашем сайте, подавай свою анкету, купи это платье или помаду – и будет тебе счастье". Это такой очень четкий триггер.

Как убедить себя не делать необдуманных покупок?
— Если, например, я иду опять же по торговому центру и там какой-то этот призыв, то как себя можно немного отвлечь в этот момент от этого триггера и не купить ненужную вещь?
— Дать себе прямой ответ, в чем же на самом деле душечка моя нуждается. Это включает в нас такое здравое критическое мышление и умение торговаться с продавцами, но на своих правах. Здесь мы решаем, а не они.
— Правильно ли я понимаю, что, например, люди такие, которые шопоголики, знаешь, более склонны именно из-за такой рекламы больше покупать или там немного по-другому?
Почему люди становятся шопоголиками?
— У шопоголиков другой механизм. У шопоголиков не закрыта структура потребности. Структура потребности – это та часть нашего характера, которая закладывается у нас в очень раннем возрасте до трех лет после рождения. Приблизительно с рождения, примерно до трех лет контуры нечеткие. А в это время мы учимся для себя четко понимать – хочу, получаю, желаю, имею отзыв на свое желание, получаю подтверждение, ценность своего желания и воплощение своего желания. Как правило, структуру потребности я всегда рисую как воронку, такая черная дыра. Когда мы сделали много покупок, то на время черная дыра закрыта, заполнена и якобы нет таких ощущений, что мне чего-то не хватает. Но эйфорический коктейль гормонов от покупки длится до 72 часов, а потом опять вот это разочарование: чего-то не хватает. Надо пойти купить.

— Да, а наконец как на нас влияют наши триггеры в повседневной жизни? Если с шоппингом понятно, что это может значительно ударить по нашему кошельку, то как это в жизни отражается, если более расширенно взглянуть?
— Давай тогда пойдем к прямым триггерам: точка А, точка В. Я через метафору крючка привожу. Можно себе представить, что у нас есть торчащие крючки или кнопочки. Триггер – это такой крючок. А происходящее может у нас этот крючок зацепить и очень хорошо нас дернуть и ввести в какое-то состояние. Триггером может стать на самом деле абсолютно что угодно: запах, цвет, вкус, слово, песня, взгляд определенного человека на тебя, определенная сказанная фраза. Для того, чтобы триггер стал триггером, это событие должно быть очень эмоционально заряжено. В настоящее время у нас должны быть очень сильные эмоциональные переживания.

— Например, стоишь ты на уроке географии, вызывали тебя, ты не подготовилась, ничего не знаешь, пропустила, целую ночь общалась с тем, кто тебе был очень интересен, или чем-то другим занималась. И тут ты выходишь к доске, не готова, думала, что пронесет, не пронесло, учительница приглашает, ты стоишь, и вдруг вот этот взгляд смотрящей снизу вверх учительницы. Поправляет эти очки свои, и у тебя в это время какое-то очень сильное переживание. Стыд, например, или страх тревоги о том, что "сейчас этой оценкой мне дома от мамы или от отца изрядно влетит". Или чувство вины о случившемся. Все, триггер замкнулся. А потом тебе сорок, ты подходишь, что-то покупаешь на кассе, и здесь случайно тетя на кассе смотрит на тебя так же, поправляя свои очки. Она совсем не учитель географии. Она совсем не намерена поставить тебе отрицательную оценку или пристыдить тебя. И тебе точно нечего стыдиться. Но, не сознательно, мы возвращаемся в эти ощущения и начинаем ощущать внутри что-то, что было тогда, посреди класса, у доски. Нам становится как-то неловко. У нас "всплывают" те же эмоции, даже тело то же состояние вспоминает.
А вот как избавиться от таких триггерных историй в повседневной жизни, смотрите в полном выпуске "НЕ СОЙТИ С УМА".
Кстати, в предыдущем выпуске мы тоже говорили о покупках, но немного других – как выбрать правильный подарок и не прогадать.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.