В предыдущем выпуске "Машины времени" мы рассказали о том, как Гитлер построил себе роскошное поместье в живописном уголке Баварских Альп. Как водится у диктаторов, не за свои собственные, а за партийные и государственные средства. Записал для отвода глаз не на собственное имя, а на своего секретаря Мартина Бормана.
А еще мы рассказали, как нацистский вождь привез в имение свою любовницу Еву Браун, бывшую ассистентку своего личного фотографа Генриха Гофмана. Она любила снимать все, что видит, на фото и видео, а в статусе любовницы вождя получила доступ к лучших портативным камерам и технологическим новинкам – цветной пленке. Но ее видео сначала приказал уничтожить сам Гитлер, а затем потеряли американские архивисты. А еще позже – запретили в большинстве европейских стран. Пока его не нашел документалист Лутц Беккер.
Лутц Беккер впервые попытался показать отрывки домашнего видео Евы Браун еще в 1973-м в документальной ленте "Свастика". Но премьерный показ был сорван, а фильм запретили на долгих 36 лет. Драка во время показа на Каннском фестивале была стихийной, но не случайной. Десятью годами ранее подобная история случилась с философом Анной Арендт. В 1963-м она посетила громкий судебный процесс над нацистским военным преступником Адольфом Айхманом в Иерусалиме. Во время войны он был офицером гестапо и непосредственно отвечал за организацию Холокоста и смерть миллионов евреев. Потом долго скрывался в Южной Америке под чужим именем. В конце концов его нашли и похитили агенты Моссада. И во время суда Анна не увидела в этом эсэсовце кровавого маньяка или хотя бы последовательного антисемита. Перед ней был обычный невзрачный чиновник, со своими проблемами и комплексами, который действительно считал, что он "просто выполняет свою работу".
Книгу об Айхмане Анна назвала "Банальность зла". То есть массовый убийца оказался не какой-то потусторонней уродиной, а обычным человеком, который в силу определенных обстоятельств совершал бесчеловечные поступки. Книга вызвала скандал. Публика увидела в ней попытку очеловечить нацистов. Этническую еврейку Арендт бойкотировали в Израиле более 30 лет. Но сейчас этот труд стал классическим учебником по нравственной философии. Она показывает, как обычный человек может стать убийцей миллионов под действием пропаганды, самообмана и иллюзий.
Нечто подобное хотел показать Лутц Беккер в совместном с документалистом Филиппом Мора фильме "Свастика". Но даже продвинутая публика Каннского фестиваля оказалась не готовой к такому. В зале вспыхнула кровавая драка. Авторов обвинили в реабилитации нацистского фюрера, поэтому фильм сняли с проката и запретили к публичному просмотру в большинстве стран Европы.
Все тоталитарные режимы пытались всячески показать человечность и доброту своих тиранов. Классический прием – вождь любит детей. Такие сюжеты есть в рассказах о Ленине, Сталине, Гитлере и остальных. Но реальность иногда превосходит самые смелые фантазии пропагандистов.
Ева Браун как бывшая ассистентка гитлеровского личного фотографа Генриха Гофмана хорошо разбиралась в фото- и киносъемке. Она оставила целые альбомы неофициальных фотографий и 8 катушек кинопленки. Снимала преимущественно сама. Когда же Ева Браун хотела попасть в кадр, камеру брала ее сестра Гретль или подруга Герта Шнайдер.
Гитлер ведет себя иногда дружелюбно к окружающим, иногда сдержанно или нелюдимо. Окружающие часто напряжены, как министр боеприпасов Альберт Шпеер и неизвестный чиновник. Они послушно ждут, пока фюрер дочитает и завизирует документ. Это укладывалось в стандартный образ нацистского диктатора и не впечатлило зрителей Каннского фестиваля. Их вывели из равновесия другие кадры. Напомним, это личное видео Евы Браун, не предназначенное для публикации и пропаганды. Гитлер здесь ведет себя естественно и по-домашнему. С подчиненными он может быть строгим. Но он, убийца миллионов, который создал целые фабрики уничтожения и даже специальные лагеря для малышей из оккупированных стран, всегда рад детям в своем доме.
Все 8 катушек пленки Ева сняла с 1936 по 1941 год. Не все даты съемок пока определены, но примерно их можно атрибутировать по посторонним признакам. За это время, например, неподалеку от Берлина открылся так называемый женский концлагерь Равенсбрюк. Туда уже в 1939-м начали доставлять первых задержанных нацистами детей так называемых неарийских рас. За время Второй мировой нацисты бросили в концлагеря 5 млн несовершеннолетних как из Германии, так и из оккупированных стран. Полтора миллиона из них погибли, в том числе и 75 тыс. маленьких украинцев. А виновник этого все это время, как оказалось, любил играть с другими детьми и радушно приглашал их в свое имение.
Внимания фюрера удостоились не только дети высокопоставленных чиновников. Так, Ева сняла поездку Гитлера в Вену в 1939-м. По дороге он посетил свою бывшую школу в австрийской деревне Фишльгам. Там он раздал автографы и радушно пообщался с детьми. Обычными босыми деревенскими малышами. Эти кадры действительно трудно и необычно смотреть, учитывая личность Гитлера. Выглядит, что убийца миллионов может так мило и терпеливо относиться к обычным малышам. На многочисленных видеосвидетельствах этого факта нет путинских странных эксцессов. Есть другое – окружение Гитлера перенимает его отношение к детям. Когда так делает Ева, то это выглядит естественно. А вот когда вооруженные эсэсовцы на службе, то немного странно.
Тайная резиденция Гитлера Бергхоф постепенно превратилась во вторую столицу Рейха. Фюрер здесь не только роскошествовал с любовницей, но и принимал гостей, официальных и не очень. Иногда – очень неожиданных.
Во время войны Гитлер проводил в Бергхофе больше времени, чем в берлинской Рейхсканцелярии или других своих многочисленных резиденциях. Поэтому туда все чаще съезжались его ближайшие подчиненные для рабочих или частных встреч. Выглядело все очень мило и по-домашнему. Чаепитие на террасе с роскошным видом, столовое серебро у Гитлера было именное – со свастикой и инициалами владельца. Угощается министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп. В 1946-м его повесят в Нюрнберге за разжигание войны. Есть на видео и другие гости. Три подтянутых мужчины в штатском – рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, руководитель Имперского управления безопасности Райнхард Гайдрих и генерал СС Карл Вольф. Первый впоследствии отравится, второго убьют чешские повстанцы и только третий умрет своей смертью, отсидев 7 лет в тюрьме.
Для решения деловых вопросов Гитлер гуляет с кем-то из прибывших по дорожке к своему чайному домику – Орлиному гнезду. Там удобные кресла для деловых переговоров и застолий. Другое место посиделок – большой зал в основной резиденции. Самое большое его украшение – панорамное окно с видом на горы. На стенах – лучшие полотна мастеров старой Европы. Например, эта Венера кисти Париса Бордоне, ученика самого Тициана. Но и она не всегда спасает. Застолье у Гитлера – мука для его подданных. Здесь нельзя курить, поэтому Геббельс, например, сбежал на улицу к девушкам-секретаршам. Есть приходится идейно выверенными серебряными приборами с имперским гербом и инициалами владельца. А худшее – Гитлер любит навязчиво проповедовать свои идеи, например, в отношении вегетарианства.
Но поток гостей не уменьшается. Прибывают как официальные дипломаты, так и более экзотичные посланники, например, спецпредставитель короля Саудовской Аравии или итальянский министр Галеаццо Чиано. Граф Чиано – зять итальянского диктатора Бенито Муссолини. Но в 1945-м Дуче безжалостно расстреляет его по обвинению в измене. Аналогичный шаг предпримет и сам Гитлер. Ева Браун сняла свадебную церемонию. Выходит замуж ее сестра Гретль за молодого генерала СС из ставки фюрера Германа Фегеляйна. Первый свидетель от жениха – сам Адольф Гитлер. И он же и расстреляет Германа в 1945-м за измену. Хотя он никого не предавал, а просто ненадолго бежал из осажденной Рейхсканцелярии, чтобы покутить с друзьями и любовницами.
На снятых Евой кадрах бросается в глаза много деталей. Например, Гитлер по большей части старается не смотреть в камеру, его глаза постоянно бегают. А усики иногда меняют цвет – то седеют, то снова чернеют. Очевидно, фюрер их подкрашивает. Гитлер часто забавляется с собаками – своей овчаркой Блонди или скотч-терьерами, но они его, очевидно, побаиваются. А еще Гитлер очень мало попадает в кадр с самой Евой, хотя она часто передает камеру сестре или подруге. Наоборот, девушка по большей части одна. На озерах, водопадах, катается на доске и много занимается гимнастикой. Над этим успели посмеяться английские пропагандисты в 1947-м, до того, как потеряли пленки.
Действительно, Ева часто развлекалась с другими людьми, потому что Гитлер избегал появляться с ней на публике и многое запрещал. Например, кататься на лыжах, чтобы она не покалечилась. Но она каталась, несмотря ни на что. Запретил ехать с ним в Италию, хотя немецкая делегация насчитывала более 500 человек, и Ева запросто могла там спрятаться в толпе. Поэтому она поехала отдельно, с сестрами и подругами. В свой последний круиз – в Скандинавию в 1939-м – Ева тоже уехала без любовника, только с мамой и сестрами. Там они роскошно отдыхали – ели омаров, пили вино и купались в бассейнах. А потом разразилась война.
В 1941-м Ева прекратила снимать свое домашнее видео и всю войну просидела в Бергхофе. В 1945-м переехала в бункер Гитлера в Берлине. Там ей обустроили спальню – отдельно от фюрера, но рядом. Он к тому времени был уже ходячим мертвецом. Ни одного частного видео фюрера с этого времени не осталось. В немецких архивах нашли только кадры, которые были вырезаны из последней протокольной съемки живого Адольфа Гитлера. Он сгорблен и не может контролировать левую руку, которая непрерывно дрожит.
Ева Браун осталась с фюрером до конца. Они поженились и вместе покончили с собой. В официальном статусе госпожи Гитлер она пробыла лишь 36 часов. Перед смертью Гитлер приказал уничтожить все свои и Евины личные записи, альбомы и кинопленки. После войны экс-министр вооружений Альберт Шпеер сказал, что Ева Браун будет большим разочарованием для будущих историков, и ошибся. Под развалинами разбомбленного Бергхофа американские солдаты нашли ее пленки. Диктатор предстал перед историками в полном цвете.
Узурпаторы могут выглядеть величественно. Они купаются в роскоши и вершат судьбы миллионов из своих неприступных дворцов. Но более детальное рассмотрение показывает, что это закомплексованные недоучки и преступники, погрязшие в самообмане и странных пристрастиях – от типичной гигантомании до экзотических страусов или аквадискотек. Такова она – банальность зла.