Январь 2021-го, оппозиционный российский "Фонд борьбы с коррупцией" выпускает масштабное расследование о тайном дворце Владимира Путина. Видеоверсия этого расследования становится сенсацией. За первую неделю ее просмотрели 100 млн человек. Интернет переполнился цитатами и шутками по поводу невиданной и чрезмерной роскоши, которой тешит себя бывший кагэбэшник.
Произошла величайшая десакрализация образа российского правителя. Ведь отношение даже к самому страшному тирану и агрессору меняется на пренебрежение и презрение, если узнаешь, что он в возрасте под 70 устроил себе тайный стриптиз-клуб, накупил игровых автоматов прошлого века и строит какую-то несусветную аквадискотеку.
Это изменение отношения стало очевидным на первых акциях протеста в России в 2021 году. Люди вышли на улицы с ершиками для унитаза. Это новый образ Путина. Ведь теперь все знают, что ершик в его туалете – золотой, ценой почти в тысячу долларов. Быт диктаторов – это важно и очень познавательно. "Машина времени" (Машина часу") покажет частную жизнь еще одного узурпатора – Адольфа Гитлера.
Двадцатый век богат на кровавых тиранов. Нынешние деспоты уничтожают людей тысячами, а их предшественники - убивали миллионами. И при этом они где-то жили, ели и спали, кого-то любили и чего-то боялись. И на рубеже веков оказалось, что мы можем своими глазами увидеть настоящее домашнее порно одного из них.
Самыми массовыми убийцами прошлого века были Сталин и Гитлер. Снимать первого в неофициальной или домашней обстановке было строго запрещено. А вот второй такого запрета наложить не смог, потому что фюрера снимала его любимая девушка и будущая жена.
До и во время войны о Еве Браун и ее роли в жизни Гитлера не знал почти никто вне верхушки Третьего Райха. Информация о ней, крайне отрывочная и противоречивая, начала появляться уже после победы союзников во Второй мировой.
Широкой публике она стала известна из художественных фильмов о войне. Ее изображали кто как хотел, согласно вкусам автора и аудитории. Так, в советской киноленте 1949 года "Падение Берлина" Ева Браун – злая и фанатичная нацистка. В киноэпопее "Освобождение", снятой 20 лет спустя, уже не такая злая, но все еще фанатичная нацистка. В американском фильме "Бункер" 1981 года, с блистательным Энтони Хопкинсом, Ева – беззаботная блондинка, которая смирилась со своей судьбой. В немецком "Бункере" 2004-го жена Гитлера закатывает громкие пирушки на фоне гибели империи. А в российском "Молохе" Ева вообще бегает по резиденции голой и дает Гитлеру ногой по заднице. Однако лучше всего и полнее всего показала себя и свою жизнь с тираном сама Ева Браун. Она увлекалась киносъемкой, в том числе и цветной. Поэтому и показала свою жизнь с диктатором не в черно-белых тонах.
История личного видеоархива Евы Браун – настоящий детектив. Пленки нашли союзники сразу после войны. Часть – использовали в пропаганде, а потом забыли на долгих 30 лет.
Свои кинозарисовки любовница и будущая жена Адольфа Гитлера снимала с 1936-го до 1941 года. Это были ее самые счастливые годы – от переезда в горное имение фюрера до первых поражений Германии на фронтах Второй мировой. За последний год Вермахт не сумел занять Москву на севере и Каир на Юге. Союзная Япония вместо того, чтобы ударить с тыла по большевикам, напала на США. Германия потеряла все шансы на победу. А еще в этом году в Берлине родился Лутц Беккер – будущий режиссер и художник. В начале 70-х он искал видеоматериалы для своего фильма о Гитлере под символическим названием "Двуглавый орел". Беккер наткнулся на американскую и британскую послевоенную хронику с необычными кадрами гитлеровского быта. Затем на глаза ему попали фото Евы Браун с камерой в руках. Лутц понял: где-то в архивах лежит неизвестное сокровище-личное видео Евы Браун, снятое не для военной или партийной пропаганды, а для себя и своего любовника.
Долгие годы он искал эти пленки во всех кинохранилищах мира, но в каталогах они не значились. Лутц добрался до складов Национального управления архивов и документации США с отбракованными материалами и перерыл их вручную. И таки нашел. Это был целый набор кинопленок нестандартной ширины – 16 миллиметров. На первой же пленке – Гитлер и его приспешники в домашней атмосфере, шутят и пьют чай. Необычные крупные планы убийцы миллионов. На одном из кадров в окне отражается оператор, точнее, операторша. На другой пленке появляется авторское название всей коллекции - "Колоритная кинопрограмма Евы Браун". Эти кадры стали сенсацией. Лучше всего сохранившиеся из них сразу же попали в документальные фильмы. Немые сюжеты даже озвучили, распознав по губам, что говорят персонажи. В 2012 американские архивисты начали реставрацию и оцифровку всей коллекции гитлеровского домашнего видео. Наконец в 2019-м Национальное управление архивов выложило всю эту "колоритную кинопрограмму", как назвала ее автор, в общий доступ.
С происхождением видео понятно – об этой сенсации уже написали видные мировые СМИ. Теперь давайте разберемся с другим: откуда взялась эта девушка с камерой, которой улыбался один из величайших убийц в истории человечества. В конце 20-х годов юная дочь учителя Фрица Брауна устроилась помощницей к фотографу Генриху Гофману в Мюнхене. Одним из клиентов фотоателье был загадочный господин Вольф. Он снимался много, отшлифовывая собственный образ для пропаганды. Впоследствии оказалось, что Вольф – партийный псевдоним Адольфа Гитлера, тогда еще просто ветерана войны и перспективного политика.
На публике он был резким и агрессивным, поэтому противники Гитлера называли его "бесноватым фюрером". Но в быту он говорил на удивление дружелюбно. 40-летний Гитлер сразу начал проявлять симпатию к 17-летней Еве. Он осыпал ее мелкими подарками и изысканно приглашал в оперу. Несмотря на взаимную приязнь, никаких интимных отношений между ними не было вплоть до начала 30-х. Гитлер с головой погрузился в политику – занимался выборами и покинул всех своих пассий на произвол судьбы. В 1931-м застрелилась его любовница Гели Раубаль, а в 1932-м то же самое попыталась сделать Ева Браун. Только тогда нацистский фюрер наконец обратил внимание на девушку, которой уже исполнилось 20. Он сначала снял, а потом купил ей квартиру в Мюнхене, а в 1936-м – подарил небольшую виллу на окраине баварской столицы.
Именно на мюнхенской вилле Ева начала снимать свою жизнь, часто на невиданную тогда цветную кинопленку. Вот она с друзьями выезжает на велопрогулку. Все ведут себя непринужденно и стараются подурачиться перед объективом. Камеру по очереди держат она или ее сестра Ильза. Никакой охраны или сопровождения нет. В Берлине Гитлер выделил для Евы апартаменты прямо у своего кабинета в Имперской канцелярии. Она часто тайком прямо из окна снимала торжественные события с участием своего любовника. В 1936-м, на четвертом году своего странного романа, Ева Браун наконец переселяется к Гитлеру, в его новую резиденцию в Баварских Альпах – Бергхоф. Она продолжает снимать все, что там происходит.
На третьем году правления у Гитлера появилось свое тайное поместье. До путинского размаха ему было далеко – дворец нацистского фюрера не дотягивал даже до Межигорья Януковича. Но история резиденции, как у всех диктаторов, окутана густым шлейфом злоупотреблений и коррупции. Адольф Гитлер был довольно небедным правителем. Он был автором бестселлера, знаменитой книги "Майн Кампф", которая публиковалась по всему миру и приносила миллионные прибыли. Как положено в таких случаях, он написал сиквел – так называемую "вторую книгу", которая имела не меньший успех. А еще он с Генрихом Гофманом придумал интересный ход – обложить процентами каждую коммерческую публикацию студийных снимков фюрера. Поэтому Гитлер и его фотограф получали гигантское роялти с каждой марки, открытки или журнала с лицом Гитлера.
Однако до узурпации власти Гитлер вкладывал свои деньги в партийный фонд – на рабочие нужды. А после 1933 года все пошло наоборот – фонд обогатился огромными средствами от государства, приверженцев и зависимого бизнеса и начал работать уже на самого диктатора. В 20-х Гитлер снимал виллу в Баварии у вдовы бизнесмена Винтера. В 1933-м нацисты тайно подожгли Рейхстаг. Это вызвало в обществе страх и истерику, на волне чего Гитлер сумел незаконно объединить должности президента и канцлера, узурпировав власть в стране. А у вдовы Винтер в то же время загадочно сгорела фабрика, и она была вынуждена продать имение диктатору. Далее за дело взялся партийный секретарь Гитлера Мартин Борман. Он из партийной кассы оплатил перестройку небольшой виллы Винтера в большой трехэтажный дворец Гитлера.
Поместье и прилегающие территории официально записали на Бормана. Зачем это было делать Гитлеру, непонятно. В условиях нацистской диктатуры и цензуры никто и так бы ничего не узнал. Бергхоф достраивался и поглощал имперские финансы все время правления Гитлера. Прямо как дворец Путина. К нему пристроили казармы для двух тысяч охранников – элитного батальона СС из полка личной охраны Адольфа Гитлера. Чтобы туда попасть, надо было предоставить документы о безупречном арийском происхождении семи поколений своих предков. Поэтому самого фюрера туда бы не взяли, ведь его генеалогическое дерево обрывается уже на дедушках.
К дворцу пристраивают гостевые домики для самых близких к Гитлеру людей. Местных жителей, которые портят фюреру горный пейзаж, наоборот, выселяют прочь, их жилища сносят. Территория имения разрастается, для Гитлера устраивают огороды и теплицы, выращивают овощи и фрукты для стола диктатора. Винзаводов, как у Путина, ему не надо, ведь Гитлер почти не пьет, лишь изредка бокал пива к обеду или ужину. Зоопарки и животные фермы, как у Януковича, ему тоже не нужны – мяса фюрер тоже не ест, он вегетарианец.
Но когда диктатор начинает строить дворец, то остановиться ему крайне трудно. Поэтому накануне войны, в 1939-м, на вершине горы над Бергхофом появляется еще так называемый "чайный домик" под неофициальным названием "Орлиное гнездо". Пейзажи там действительно словно с птичьего полета. К домику прокладывают дорогу с тоннелями в скалах и дорожку для пешеходов. Это все стоит 30 миллионов марок – колоссальная сумма на то время. На эти деньги можно было бы снарядить две танковые дивизии в придачу к 5 имеющимся в Вермахте. Но нет, это было бы не по-диктаторски.
Вполне вероятно, что через много лет мы увидим домашние видео Путина и Януковича, снятые их любовницами, ведь сейчас это сделать очень просто. Но это дело будущего.