Очередная неделя дипломатии Зеленского внесла новые неоднозначные сигналы со стороны Банковой относительно внешней стратегии Украины. Такое наблюдение высказал украинский дипломат, дипломатический советник пятого президента Украины Петра Порошенко Константин Елисеев в своем блоге.
По его мнению, основное стремление президента – показать украинцам и зарубежным партнерам скорый мир на Донбассе. И сейчас это едва ли не единственная сквозная цель каких-либо действий власти. Инструментами стали и площадка YES (Ялтинская Европейская Стратегия – ред.), и увольнение всего состава ЦИК – "подготовительный этап к предстоящим задачам", считает Елисеев.
"А то, что с новым усердием заговорили о формуле Штайнмайера, лишь усилило ощущение запрограммированности дальнейших действий, в которых все сложнее выделить национальные интересы Украины", – отмечает он.
Константин Елисеев проанализировал события прошедшей недели. Итак:
Плюсы:
- Креативное выступление главы государства на ежегодной конференции YES, несмотря на его внутреннее направление, получило хороший отклик среди иностранной аудитории. Эмоциональность, умение вжиться в роль, как и прекрасные навыки общения с широкой аудиторией – это несомненный актив президента Зеленского. Хорошо, что услышали комментарии главы государства, хотя пока в общих чертах, на важные для Украины и наших партнеров темы. Речь идет и о вопросе восстановления мира на Донбассе, и миротворческой миссии, и размышлениях о деоккупационной политике относительно Крыма. Вместе с тем, все еще не хватает четкости, конкретности и комплексного видения, какой будет внешнеполитическая стратегия президента Зеленского. Обидно, что мы так и не услышали ни слова в выступлении на тематической конференции о ЕС и НАТО. Это может привести к неправильным выводам среди наших союзников. К сожалению, эта неделя фактически похоронила надежду на вынесение для дискуссии на Лондонском саммите НАТО в декабре вопроса о предоставлении Украине Плана действий относительно членства (ПДЧ).
- К позитивам недели следует отнести решение Совета ЕС продлить ограничительные меры против физических и юридических лиц в РФ, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, на период до 15 марта 2020 года. Опять сработал "запас прочности" предыдущих лет. Надо отдать должное и правильным словам президента Зеленского на тему важности санкций как инструмента дипломатии. Важным является то, что санкции – это объединяющий элемент международного единства и солидарности с Украиной.
- Со знаком плюс прошел визит вице-премьер-министра Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрия Кулебы в Брюссель. Хорошо, что свой первый визит после назначения он осуществил именно в столицу ЕС. Ведь именно там его первоочередные партнеры и контакты. Теперь ни у кого в ЕС не будет возникать вопросов, с кем общаться и кому звонить в случае рабочей или насущной необходимости. Важным является и то, что эта поездка состоялась на фоне законодательной недели в Украине, в течение которой мы увидели поддержку решений по усилению таможенного сотрудничества между Украиной и ЕС. Надеемся, что политической воли и полномочий, выделенных и под эту должность, и под эффективное обеспечение европейской и евроатлантической интеграции, у властной команды хватит. Напоминаем о важности активизации диалога с ЕС вокруг инициативы о "4 союзах".
- На этой неделе МВФ вернулся в Украину, и начались консультации по новой программе помощи Украине. Приезд миссии именно сейчас уже является важным сигналом для международных рынков, что в Украине все происходит "по плану". Фактически миссия прибыла сразу после назначения нового состава КМУ и в период формирования программы деятельности Правительства. Лучшее время трудно было бы найти. Довольно амбициозной является и цель украинского правительства сделать эту программу последней и перейти на самообеспечение нашей экономики.
- В рабочем режиме прошли визиты в Украину Керсти Кальюлайд, президента Эстонии, и Саули Ниинистё, президента Финляндии, которая сейчас председательствует в ЕС. Стоит отметить, что у Ниинистё сложился достаточно активный диалог с Путиным, и встреча Путин-Трамп прошла именно в Хельсинки.
- Учитывая сигналы из Вашингтона и комментарии посланника США в Украине Уильяма Тейлора, со знаком плюс завершается история с оказанием Соединенными Штатами военной помощи Украине, на некоторое время подвешенная президентом Трампом. В то же время неожиданное увольнение советника по вопросам нацбезопасности Джона Болтона главой Белого дома в очередной раз подтвердило, с каким непредсказуемым партнером придется столкнуться президенту Зеленскому в Нью-Йорке в ходе первой личной встречи. В случае правильных действий украинской команды и детальной продуманности встречи с Трампом, можем рассчитывать на рост военной помощи со стороны Вашингтона, для чего были приложены особые усилия за предыдущие пять лет, в том числе путем открытия возможностей для прямых военных закупок.
Минусы:
- В поисках креативных решений надо всегда держаться в фарватере стратегических интересов Украины, иначе можно потерять берега. Обращаем на это внимание, поскольку на неделе председатель Комитета ВР Украины по иностранным делам договорился до того, что заявил о готовности Украины к выводу натовских инструкторов с территории государства. Примечательно, что такой "вывод" прозвучал в контексте перспективы освобождения Донбасса. Важно то, что впервые от команды Зеленского прозвучал сигнал о возможности украинской власти свернуть отдельные элементы сотрудничества с НАТО в угоду агрессору. Вызывает сомнения, что этот креатив созрел только у одного человека. Возможно, речь идет о сознательном информационном вбросе для проверки реакции в обществе? Как бы там ни было, этот сигнал не просто вреден, его вообще не должно бы быть. Наше партнерство с НАТО относится к основополагающим элементам всей внешней и внутренней политики государства. И кто бы ни подсказал эту идею председателю Комитета, ее дальнейшего развития нельзя допустить. В противном случае можно "докреативиться" до права вето на свободу внешнеполитического выбора Украины или до внеблокового статуса. Если кому и надо вывести свои войска с территории Украины (о чем и должны говорить официальные лица при любой возможности), то это России. Это точно улучшит атмосферу за столом переговоров. На пути к миру интересы государства надо отстаивать, а не сдавать.
- В течение недели начали всплывать интересные детали освобождения украинских граждан. Как оказывается, это дело не такое уж и завершенное, особенно в вопросе наших моряков. Напомним, что приказ Международного морского трибунала потребовал от России немедленного и безусловного освобождения наших ребят. Однако на днях омбудсмен Людмила Денисова подтвердила, что моряки прибыли в Украину под ее личное обязательство, а нелегитимный судебный процесс в РФ против них продолжается. Это довольно пикантная ситуация, которая содержит немало потенциальных рисков для Украины. Говорится и о вероятности использования РФ этого факта относительно признания российской юрисдикции в Крыму. Интересно, какими будут действия властей, если так называемый российский судебный процесс признает украинских моряков виновными? Несмотря на заверения украинской стороны относительно проведения всех следственных процедур, стоит отметить ожидаемое акцентирование внимания нидерландской стороны на факторе Цемаха, которого перевели из статуса свидетеля в статус подозреваемого, во время дискуссий в ЕС. Искренне сочувствую украинскому послу в Нидерландах, который сейчас наверняка находится под мощным давлением нидерландских политиков и общества.
Еще раз подчеркиваю, стоит максимально избегать любительства в ведении таких чувствительных вопросов и в целом внешнеполитической деятельности. Как и не забывать о требовании Международного трибунала вернуть Украине три корабля. В очередной раз хочу напомнить о важности восстановления свободы судоходства в акватории Азовского и Черного морей.
- Сохраняются хаотичные движения в форсировании встречи "нормандской четверки" до конца сентября. Однако это выглядит маловероятным, учитывая насыщенность этого месяца международными мероприятиями. Очерчивается ошибочный подход относительно большего внимания к форме, а не содержанию. Конкретной стратегии от Украины пока что не видно. Лишь слышно о мифической дорожной карте, о которой говорят то в категориях нового формата, то апгрейда Минских договоренностей. Неосведомленность новой команды и поспешность ожиданий от Нормандского саммита могут сыграть с Украиной злую шутку. Мы стали свидетелями противоречивых заявлений представителей власти: сначала заявляется о готовности к проведению местных выборов на "оккупированном" Донбассе в 2020 году, затем этот тезис опровергается и заявляется, что выборы должны состояться после вывода российских войск и с соблюдением законодательства Украины. Такие крайности не красят украинскую дипломатию. Ведь очевидно, что проводить выборы на "оккупированных территориях" априори неприемлемо. Равно как и преждевременно заявлять об "оттепели" в отношениях между Украиной и РФ. До тех пор, пока Россия убивает украинцев на Донбассе и продолжает издеваться над жителями Крыма, подобные заявления, мягко говоря, странны.
- К минусам вынуждены отнести признание президента Зеленского о том, что к теме миротворцев для Донбасса он относится очень осторожно и не поднимает ее в рамках международных контактов. На этом фоне не успокоили и слова главы государства о его согласии видеть миротворцев на границе Украины и РФ, хотя бы потому, что этому сигналу явно не хватало уверенности. Нечеткость всегда вызывает вопросы. Украинская дипломатия никогда не соглашалась на то, что миротворцы остановятся на линии соприкосновения или станут "охранниками" для СММ ОБСЕ. Для устойчивого решения "донбасской авантюры Кремля" нужны две принципиальные вещи. Во-первых, возвращение контроля над границей. И второе – международное присутствие на оккупированной Россией части Донбасса, в том числе на границе. К сожалению, ни в первом, ни во втором вопросах мы пока не увидели ни одного движения команды Зеленского. Любые другие подходы ведут к перспективе замораживания конфликта. Это и будет тот случай Приднестровья или Абхазии, о которых говорил президент Украины на конференции YES, ведь там отсутствуют миротворцы ООН. Как можно называть российскую армию в Приднестровье миротворцами? Здесь без комментариев.
- Требует разъяснений настойчивое желание украинской стороны продолжить разведение сил и средств вдоль всей контактной линии на Донбассе. На мой взгляд, надо достаточно осторожно относиться к этому сценарию, ведь наши Вооруженные Силы будут вынуждены отводить войска с завоеванных позиций, которые освобождали и защищали ценой крови. Опять появятся "серые зоны" с незавидной судьбой для их мужественных жителей. Кроме того, не забываем, что нынешняя фактическая контактная линия, о которой все говорят, не совпадает с линией, определенной Минскими договоренностями от 19 сентября 2014 года. Напомню, что в феврале 2015 года Россия захватила почти 2,5 тыс. квадратных километров, сместив линию вглубь территории Украины. Поэтому, как минимум, следует требовать восстановления линии от 19 сентября. К тому же разведение не решит ключевой вопрос – вывод российских войск, установление полного и длительного режима прекращения огня, доступ СММ ОБСЕ ко всей оккупированной территории, включая границы. Фактически с разведением будет установлена замороженная квазиграница между Украиной и оккупированными территориями. Здесь стоит быть бдительными.
Советы неравнодушного:
- Киеву стоило бы больше внимания уделять координации шагов с Берлином и заручиться поддержкой немецкой системности на фоне суетливости французской стороны, учитывая тональность французско-российской встречи в формате "2+2" в Москве. Кстати, французские министры так и не залетели в Украину. Очевидно, что президенту Зеленскому, с его подчеркнутым стремлением как можно скорее урегулировать ситуацию на Донбассе, все еще импонирует динамичность президента Макрона. Тем не менее, безусловным преимуществом Ангелы Меркель является ее последовательность и хорошая осведомленность в повадках Путина, как и глубокая погруженность в мирный процесс с самого его начала. Бесспорно, это ценный актив для Украины. Очевидно, что Макрон старается позиционировать себя как ведущего лидера, который хочет без участия американцев решать европейские дела. Кроме того, он уже думает о следующих президентских выборах, и для этого ему нужны хорошие отношения с российским президентом, чтобы решать деловые проблемы французских деловых кругов и восстановить традиционные привилегированные отношения между Парижем и Москвой, которые пока ограничены по причине антироссийских санкций. К тому же ему надо внутренние проблемы во Франции компенсировать внешней активностью и успеваемостью.
- Взвешенного подхода требует обсуждение формулы Штайнмайера. Несмотря на постоянный шантаж России, Украина всегда настаивала на обусловленности шагов в сфере безопасности и политических шагов. Любому содержательному обсуждению политических шагов со стороны Украины должен был предшествовать существенный прогресс в безопасности. Самое главное, фиксация, как того требует Москва, такой формулы фактически нивелирует закон об особом порядке местного самоуправления в Донецкой и Луганской областях, который предусматривает четкие требования и предохранители для введения в действие особенностей местного самоуправления. Их выполнение гарантирует чистоту избирательного процесса и максимально ограничивает присутствие российского фактора, как политического, так и силового. Из-за этого Украина все эти годы держала удар. В то же время, в интересах Москвы переписать правила.
Формула Штайнмайера лишь задает политические рамки. Эта формула является одной из многих других составляющих так называемой дорожной карты выполнения Минских договоренностей, о разработке которой было договорено по итогам Берлинского саммита в 2016 году. Поэтому, если нет дорожной карты, то нет формулы Штайнмайера.
Напомним, на прошлой неделе в Киеве состоялась международная конференция "Ялтинская Европейская Стратегия". Во время выступления на ней президент Зеленский заявил, что война должна закончиться дипломатическим путем, а что касается миротворцев, то они должны стоять на границе между Россией и Украиной.