Фото Адміністрація президента

Ни о какой нормализации отношений с РФ не может быть и речи – Елисеев о дипломатии Зеленского

    Читайте українською
    В процессе переговоров Зеленский впервые оказался в ситуации, когда надо было выбирать между плохим и очень плохим решениями в условиях, когда нет возможности переложить или разделить ответственность, отметил дипломат.

    Константин Елисеев – украинский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол, советник президента Порошенко – проанализировал в своем блоге "16-я неделя дипломатии Зеленского" на lb.ua самое громкое событие последних дней – обмен пленными между Украиной и Россией, предпосылки и возможные последствия этого, а также другие продвижения на дипломатическом фронте.

    Новая дипломатическая неделя Президента Владимира Зеленского обозначилась долгожданным освобождением 35 украинских пленников Кремля. Это неординарное событие консолидировало вокруг себя все украинское общество и стало первым весомым достижением на минском треке с 2017 года, когда удалось освободить из российского плена 74 украинских граждан. Успешно проведенная многоходовая операция команды Зеленского дала возможность триумфально освободить знаковых заключенных не только для нашего государства, но и для мирового сообщества. Надо признать, что это событие стало первой серьезной международной победой для украинского Президента.

    В то же время в процессе переговоров Зеленский, пожалуй, впервые оказался в ситуации, когда надо было выбирать между плохим и очень плохим решениями в условиях, когда нет возможности переложить или разделить ответственность. Речь идет о первом кризисе доверия в обществе, спровоцированном неоднозначным решением об освобождении важного свидетеля трагедии МН17 Владимира Цемаха. Освобождение заложников открывает окно возможностей для необратимых положительных сдвигов в сфере безопасности на Донбассе. При этом следует не допустить, чтобы это было использовано Россией и ее сторонниками как повод для смягчения международных санкций.

    Тем более что санкционный механизм был введен против РФ за невыполнение Минских договоренностей и попытку аннексии Крыма, а не за захват заложников. Одним словом, открывается широкое поле работы для украинской дипломатии.

    Теперь, традиционно, об итогах прошедшей недели.

    Плюсы

    1. С освобождением 35 украинцев дипломатии Зеленского удалось обеспечить как выполнение своего обещания времен избирательной гонки, так и засвидетельствовать, что Киев смог установить эффективные контакты с Кремлем. Вне всякого сомнения то, что решение об освобождении наших пленников принималось именно первым лицом в России. Это является еще одним наглядным доказательством, что Москва полностью контролирует развитие ситуации на Донбассе и держит ключи от мира. Хочется верить, что актив установленного диалога между Банковой и Кремлем не ограничивается лишь вопросом гуманитарного порядка. Поэтому крайне показательными будут дальнейшие события. Следует отметить и инициативу украинской стороны относительно безотлагательного проведения телефонного разговора с Путиным для координации дальнейших действий. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что освобождение украинских заложников произошло накануне очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН и на фоне активных дискуссий о возвращении России в состав "Большой семерки" и смягчении санкционного давления.
    2. Команда Зеленского продолжает методично работать на проведение саммита "нормандской четверки". Об этом свидетельствует отсутствие каких-либо критических сигналов со стороны Банковой в адрес Москвы. Очевидно, Киев делает ставку на создание "благоприятной атмосферы" для встречи. Однако это дает первенство Москве в формировании информационной повестки дня. Стоит помнить, что президент Путин хорошо владеет манипулятивными методами и будет максимально жестко продвигать российскую версию событий на Донбассе.
    3. Отметим оперативную реакцию Киева на инициативу президента Словении Пахора предложить Украине "особый статус" в отношениях с ЕС. Пикантности этому предложению добавило и то, что указанный статус, по существу, противопоставлялся полноправному членству в ЕС Западным Балканам. Мягкая дипломатическая форма ограничить Украину в ее амбициях относительно конечного уровня отношений с ЕС. Надеемся, что наши зарубежные дипучреждения получили поручения провести соответствующие беседы как в Любляне, так и в столицах государств – членов ЕС, чтобы минимизировать потенциальные риски этого нелепого предложения.
    4. На фоне приближения переговоров с РФ относительно транзита газа через территорию Украины достаточно активными были действия президентской команды на энергетическом направлении. Положительно отметим заключенный в Варшаве меморандум об энергетическом сотрудничестве в треугольнике "Украина – РП – США". Этот документ открывает перспективные возможности для Украины в деле закупки американского сжиженного газа. Как во времена пятого президента, пенсильванский уголь и перспектива получения природного газа из Соединенных Штатов выступают не только свидетельством конкретной и эффективной поддержки Украины, но и являются четким сигналом Кремлю относительно границ его энергетических воздействий.

    В этом контексте органичным выглядело внимание Президента Зеленского к вопросу противодействия строительству проекта "Северный поток-2". Возможность для этого создал визит сенаторов США Джонсона и Мерфи и их встреча с главой государства. То, что вновь прозвучала тема санкций против компаний, участвующих в реализации указанного проекта, – это несомненный позитив. Мы должны и далее настаивать на скоординированных шагах для противодействия СП-2, который не имеет ничего общего с экономическими интересами и направлен на подрыв единства и солидарности в рамках ЕС. Российский природный газ имеет доказанную токсичную сущность и запрограммированный коэффициент политического влияния, что делает его не товаром для развития сотрудничества, а оружием для манипуляций и энергетического порабощения.

    1. Со знаком плюс стоит отметить участие во встрече в Риге парламентариев дружественных стран для координации дальнейшей реакции на возвращение России в ПАСЕ. Довольно креативно предложение провести встречу с президентом Макроном, который будет находиться в Страсбурге в связи с председательством Франции в КМСЕ, чтобы услышать его оценки по поводу ситуации с правами человека в России.

    Минусы

    1. Опасным следует считать появление с подачи президента Путина сигнала о "нормализации отношений между Украиной и Россией". И хотя этот сигнал был подан под соусом освобождения украинских заложников, на него нельзя не реагировать. Ни о какой нормализации отношений с РФ не может быть и речи, пока не исчезнут причины, которые привели к их нынешнему ужасному состоянию. Речь идет, прежде всего, о полном восстановлении территориальной целостности Украины с возвращением Крыма и деоккупацией Донбасса, неуклонном уважении Москвы к нормам и принципаам международного права, освобождении всех украинских граждан и компенсации убытков, причиненных вследствие российской агрессии.
    2. Фиксируем также, что на встрече дипсоветников в "нормандском формате" 2 сентября в Берлине не поднимался вопрос ни дорожной карты имплементации Минских договоренностей, ни развертывания миротворческой миссии ООН на оккупированном Донбассе. Очевидно, что и граница была вынесена за скобки. Все больше признаков того, что субстантивное наполнение Нормандского саммита ограничится приветствием обмена заложниками, призывом к продолжению этого процесса и согласованию очередных точек разведения сил и средств вдоль контактной линии на Донбассе.

    Кстати, замечу, что положение о разведении вообще отсутствует в Минских договоренностях. Российская сторона хочет нам это "втюхать" как выполнение условий безопасности. Не забывайте, что при разведении наши Вооруженные силы должны отступать вглубь украинской территории, сдавая отвоеванные кровью украинские земли. При этом почему-то игнорируется то, что Минским протоколом от 5 сентября 2014 года предусмотрено, в частности, установление со стороны СММ ОБСЕ постоянного мониторинга над неконтролируемым участком украинско-российской границы с созданием зон безопасности. К сожалению, судя по последним заявлениям Президента Украины, мы попали в эту умело расставленную кремлевскую ловушку.

    1. Продолжаем наблюдать странное расхождение в статистике обстрелов, предоставляемой СММ ОБСЕ и украинской стороной. Не менее противоречивая информация сопровождает восстановление моста в Станице Луганской. Не добавило оптимизма и проведение на этой неделе очередного заседания ТКГ в Минске.
    2. К минусам недели следует также отнести отсутствие четкой реакции официального Киева на подвешенное состояние с предоставлением Украине военной помощи Соединенными Штатами Америки. Для воюющей страны эта тема не может быть маргинальной и должна стать одной из приоритетных. Пожалуй, не лишним было бы направить президенту Трампу личное письмо от Зеленского на эту тему, как и соответствующие месседжи со стороны новых глав МИД и Минобороны своим американским визави.
    3. Новое развитие получила история с "АрселорМиттал", которому из ГФС намекнули о претензии на сумму 9 млрд грн. Что бы ни стояло за этим информационным выбросом, вполне очевидно, что эта история диссонирует с заверениями Президента Зеленского лично гарантировать иностранные инвестиции. В памяти еще хранится его видеообращение с приглашением в Украину для заинтересованных партнеров. "Казус Арселора" – как раз тот случай, когда им придется подумать дважды, прежде чем инвестировать в Украину.

    Советы неравнодушного

    1. С освобождением заложников Кремль фактически перехватил инициативу в переговорном процессе на минском треке. То, что произошло, – характерный почерк российской политики: создать проблему, а потом инициировать ее решение, показав себя в роли миротворца. Теперь интересно, какую политическую цену запросит Москва за освобождение украинских заключенных.

    Следует также понимать, что по сути Россия сбрасывает токсичный балласт обвинений против себя. Дождавшись максимальной цены за этот актив, Кремль его с легким сердцем отпускает, ведь точно знает, что на выходе может получить значительно более короткий список претензий к себе и приверженность международных партнеров.

    Стоит также принять меры для минимизации негативной реакции Гааги на освобождение свидетеля катастрофы МН17 и восстановления доверия к нашему государству со стороны Нидерландов.

    Не лишним было бы запланировать турне освобожденных пленников, прежде всего Сенцова, по влиятельным столицам для детальных обсуждений российских преступных действий, недопущения смягчения антироссийских санкций и сохранения "украинского вопроса" среди международных приоритетов.

    1. Сравнение даже скупых пресс-релизов по результатам телефонного разговора показывает сохранение ключевых разногласий между позициями Украины и России. Показательно, что РФ не удержалась, чтобы не использовать возможность и не подчеркнуть все свои красные линии – о "внутреннем" характере ситуации на Донбассе, о содержательной подготовке Нормандского саммита (читай: новые уступки Киева). Понятно, что задача прекратить российскую агрессию – не проста и потребует от Украины определенных компромиссных шагов, но именно сейчас перед дипломатией Зеленского открывается сверхсложная задача – не допустить такого решения, которое, решив ситуацию на Донбассе, привело бы к ухудшению положения Украины и поляризации украинского общества.

    Крайне важно уже сейчас активизировать работу, в том числе путем мотивации украинских дипучреждений в соответствующих столицах, с целью обеспечения пролонгации в декабре санкций ЕС против Кремля. Для этого можно было бы использовать и фактор переговоров в рамках ЕС относительно новой финансовой перспективы на 2021–2027 годы и необходимости их завершения до конца текущего года. Важными стали бы визиты до конца года украинского Президента в столицы как стран-друзей, так и скептиков (прежде всего Италия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Греция, Кипр, Словакия).

    На фоне освобождения украинских моряков без внимания прошел вопрос о возвращении Украине трех кораблей, которые были незаконно захвачены российской стороной. И это является не менее принципиальным, чем возвращение наших ребят. Предписание Международного трибунала по морскому праву четко определяет ответственность РФ и что она должна обеспечить его исполнение. Мы должны помнить о попытках Кремля нивелировать, а фактически делегитимизировать судебный процесс против себя, который он проиграл. Как и о том, что подвешенным в воздухе остается вопрос о гарантировании Украине свободы судоходства в Керченском проливе и прекращении Россией своей ползучей оккупации украинской акватории Азовского и Черного морей. Для эффективного противодействия и в итоге неоспоримой победы над агрессором нужны комплексные стратегические действия.

    Президентской команде следует четко определить пул спикеров, которые будут иметь право публично комментировать вопросы международной политики государства. Такие сигналы, как предположение руководителя фракции "Слуга народа" в парламенте о перспективах расширения "нормандского формата", да еще и с конкретными временными рамками (до декабря) не идут на пользу доверию и надлежащему восприятию нашего государства в ведущих столицах. Переговоры с Россией и другими международными актерами – это не шоу, а внешняя политика – не место для любительства.

    Не менее важна подготовка к сессии Генеральной ассамблеи ООН. Первое участие в этом мероприятии фактически станет глобальными смотринами нового Президента Украины. Владимиру Зеленскому стоит дать сигнал международному сообществу о реальной ситуации на оккупированных Россией территориях. Целесообразно использовать участие в глобальном форуме для максимального расширения международных контактов, а также напоминания о том, что вопрос деоккупации Крыма остается в приоритетном фокусе Киева. То, что на днях обнародован доклад генсека ООН о нарушении Россией прав человека в Крыму, – это и хороший повод, и контекст.

    Независимо от политических вкусов и цветов внутри Украины, единство и солидарность на внешней арене – это залог нашей победы!

    Надеемся на следующую неделю.

    Предыдущий материал
    У Минэкономики есть 35 "сценариев" введения рынка земли – Милованов
    Следующий материал
    Зеленский 23 сентября посетит Нью-Йорк – цель визита