Нормандские переговоры
Нормандские переговоры president.gov.ua

Эффект от Нормандского саммита не сопоставим с уступками Украины ради его проведения – Елисеев

    Читайте українською
    Зеленский воспользовался российскими штампами и ограничил ответственность Кремля за ситуацию на Донбассе, отмечает автор

    После Нормандского саммита в Париже пора трезво оценить сказанное и записанное в совместном коммюнике, а также то, что читается между строк. Объективное осознание событий 9 декабря раскроется со временем, когда начнется выполнение достигнутых договоренностей – тех, которые были озвучены публично, и тех, которые пока не были, отмечает экс-заместитель главы МИД Константин Елисеев.

    Нормандский саммит не стал прорывным, пишет автор. Зеленский не привез из Парижа ни ключей от мира, которые до сих пор в Кремле, ни нового мирного плана, которым остаются Минские соглашения. Обещанного быстрого мира не будет, пока не реализуется анонсированная перед саммитом амбиция вывода российских войск и техники.

    Однако президент привез первый опыт высокой международной политики и персональное политическое знакомство с президентом государства-агрессора.

    Хорошо, что Зеленский четко зафиксировал "красные линии" Украины. И Путин их парировал, напомнив свой пятилетний нарратив о прямом диалоге и изменениях в Конституции Украины (то есть федерализацию), напоминает Елисеев.

    Хочется верить, что по результатам саммита Зеленский почувствовал коварство и неуступчивость агрессора и лишился иллюзий о "быстром мире", тем более за один саммит, пишет бывший сотрудник МИД.

    Реплика Путина о необходимости "синхронизировать процесс достижения перемирия с проведением в Украине политических реформ, предусмотренных Минскими договоренностями" могла бы стать стимулом для осознания реальности. Ведь она и является сутью подходов России к выполнению своих обязательств. Это не только перечеркивает успешность 21-й попытки установить устойчивое прекращение огня до конца 2019 года, о чем договорились в Париже. Москва фактически подтвердила, что шантаж контролируемой эскалацией, который наблюдался в прошлые годы, будет продолжаться, пока Кремль не получит весь политический пакет.

    То есть Россия вновь будет торпедировать режим прекращения огня, чтобы толкать Украину на новые уступки, отмечает автор.

    Отмечается, что наполнение заключительного коммюнике – с невыразительной частью о безопасности и конкретными политическими требованиями к Украине – подтвердили опасения, что из-за преждевременного согласие Киева на кремлевский вариант "формулы Штайнмайера" основное внимание переместится с выполнения Москвой положений Минских соглашений о безопасности на создание Киевом условий для местных выборов на Донбассе.

    Ползучее навязывание российского сценария имплементации Минских соглашений – сначала политика, далее безопасность – является ценой билета на саммит. С легализацией в Париже "формулы Штайнмайера" Киев допустил, что предстоящие местные выборы на Донбассе пройдут не в полном соответствии с высокими демократическими стандартами БДИПЧ/ОБСЕ. Ведь украинская сторона дала согласие на слово "в целом" перед выражением "соответствие демократическим" стандартам.

    При согласовании парижских договоренностей стороны отталкивались от наименьшего общего знаменателя. Отсюда – освобождение заложников, подтверждение готовности (в который раз!) двигаться к устойчивому перемирию, определение новых участков разведения войск (хорошо, что Украина не согласились на разведение вдоль всей линии), "формула Штайнмайера", закон о т. н. особом статусе.

    По крайней мере, Зеленский публично пытается отыграть назад и расширить пространство для маневрирования, подчеркивая, что ключевое значение для местных выборов имеет безопасность и граница. Хочется верить, что это не только результат общественного давления, пишет автор.

    Возможно, после переосмысления парижского саммита Банковая реанимирует идею о миротворцах ООН, которые могли бы стать ключом в решении вопроса восстановления контроля над границей, предполагает бывший заместитель министра.

    Странным был обмен репликами между Зеленским и Путиным. Похоже, для Зеленского важнее было обвинить Порошенко, который якобы взял обязательства "сначала выборы – потом граница", чем ответить российскому президенту в стиле стадионного "вам не стыдно?" и сослаться на п. 4 Минского протокола от 5 сентября 2014 г., где речь идет о введении со стороны СММ ОБСЕ постоянного мониторинга украинско-российской границы и создании зоны безопасности в приграничных районах Украины и России. Тем более, когда Кремль, по результатам саммита, согласился рассматривать Минские соглашения в комплексе. Стоило бы напомнить и о документе ОБСЕ относительно концепции контроля над границей, представленном несколько лет назад в Вене, отмечает Елисеев.

    Президент Украины напомнил о необходимости восстановления контактной линии от 19 сентября 2014 г., предусмотренной Минским меморандумом. Этот вопрос имеет особое значение в контексте разведения войск и подготовки местных выборов. Например, Дебальцево должно оставаться под контролем Украины, и местные выборы, предусмотренные Минском, там бы не должны были проводиться. То есть в Париже украинская сторона добровольно отдала этот стратегический район российским оккупантам, отмечает автор.

    Кроме того, пора бы реанимировать идею подготовки "дорожной карты" во исполнение решений Берлинского саммита 2016 г. Это позволило бы избежать разногласий в трактовке отдельных положений Минска и видеть комплексную картину процесса восстановления территориальной целостности Украины. А работа над картой была бы лучшим маркером готовности России двигаться по пути восстановления мира на Донбассе.

    Дав согласие на парижское коммюнике, Киев фактически аннулировал Берлинские договоренности вместе с принципом "сначала безопасность", пишет бывший замминистра.

    Зеленский воспользовался российскими штампами и ограничил ответственность Кремля за ситуацию на Донбассе только "влиянием России на сепаратистов". Россияне могут использовать такие оговорки не только для размывания санкционной политики и позиций Украины в судах, но и для дальнейшего навязывания тезиса о "внутриукраинском" конфликте или "гражданской войне" в Украине, отмечает автор.

    Относительно идеи о привлечении к работе ТКГ представителей внутренне перемещенных лиц, стоит подумать над реализацией такой инициативы, чтобы не произошло легитимизации российских гауляйтеров руками Украины.

    Как стало известно, на содержательное обсуждение вопроса Крыма не хватило времени, а для газовой темы были и время, и интерес. Получается, одобренная в этот день резолюция Генассамблеи ООН о милитаризации Россией Крыма и частей Черного и Азовского морей была больше совпадением, чем ожидаемым шагом. Чем еще объяснить упущенную возможность привлечь больше внимания к теме Крыма на парижском уровне. спрашивает автор.

    Утрачена возможность напомнить о недопустимости политики РФ по паспортизации граждан оккупированных территорий и поставить вопрос о восстановлении свободы судоходства в акватории Азовского и Черного морей.

    Осталась неозвученной в Париже позиция Украины по вопросу амнистии для боевиков. Не подтверждена решимость Киева продолжить использование инструментов международных судебных инстанций и арбитражей для привлечения России к международно-правовой ответственности.

    Эффект от Парижского саммита не сопоставим с уступками, на которые пошла Украина ради его проведения. Новой команде не хватило мастерства для результативной игры на выезде – мяч так и остался на украинском поле, делает вывод издание.

    Из Парижа Зеленский вернулся без гарантий безопасности, с полной корзиной домашних заданий, которые Киев должен выполнить за следующие 4 месяца. Они, вероятно, станут теми предпосылками, которые Россия будет выдвигать для проведения следующей Нормандской встречи, а также главными причинами для обвинений Украины в непоследовательности и срыве договоренностей в случае их невыполнения.

    Зато Путин получил дополнительное время "конструктивной атмосферы" и отсутствия критики со стороны Киева, подводит итоги автор.

    Предыдущий материал
    Эффект от Нормандского саммита не сопоставим с уступками Украины ради его проведения – Елисеев
    Следующий материал
    "Это не футбольный матч, а судьба моей страны" – Порошенко об итогах Нормандских переговоров
    Loading...

    Рада продлила действие закона об особом статусе Донбасса

    К следующей Нормандской встрече официальный Киев подготовит изменения к Минским соглашениям – Резников

    Путину удалось поставить Минский процесс на российские рельсы – Гончаренко

    Россия нарушает Нормандские договоренности относительно тишины на Донбассе: один военный ранен – штаб ООС

    СМИ выяснили, почему визит Зеленского в Париж продлился на сутки

    Особый статус Донбасса на постоянной основе превратит ОРДЛО в российский анклав – "ЕС"