8 или 9 мая? Какой день является правильным с исторической точки зрения для празднования окончания Второй мировой войны в Европе? И что скрывается за словами "день победы" и "день памяти и примирения", которые касаются одного и того же события, которое по-разному отмечают в мире? Корреспондент "5 канала" Петр Троць пообщался с историками.
9 мая 2019 года, Москва. На Красной площади – привычный парад. Колонны солдат и техники, залпы орудий. Днем ранее, Париж. Президент Франции кладет цветы к памятнику неизвестному солдату, позже – общается с ветеранами. Одно событие – окончание Второй мировой войны в Европе – представители двух важных государств антигитлеровской коалиции отмечают по-разному, и даже не в один день.
В том же Париже 9 мая состоялась акция "Бессмертный полк", организованная россиянами. И не только там – ее провели и во многих других странах за пределами России. В частности, в Украине.
"Это маркеры "русского мира". Они такими мерами, такими посланиями маркируют свою территорию, разного рода акциями "Бессмертный полк" и тому подобное, и они навязывают этот свой нарратив", – говорит Владимир Бирчак, историк.
В Украине с 2015-го отмечают обе даты. Историки, которые инициировали тогда введение Дня памяти и примирения, говорят: страшная война в Европе по всем документам закончилась именно 8 мая, в 23:00. В Советском Союзе тогда уже наступили новые сутки.
"Когда мы говорим сегодня о 8 мая как дне примирения, это также и способ примириться с правдой. Многие люди оказались в ситуации, когда частью их идентичности являются мифы – то, что советская пропаганда много лет рассказывала своим гражданам", – говорит Александр Зинченко, историк.
Примирение с правдой – это не только вспоминать победу над врагом, но и помнить о цене, которой она далась.
"Нацизм победили – это хорошо, положительно, но давайте, с украинской точки зрения поговорим, какой ценой победили нацизм. Какие были потери, не говорим о материальных, а о человеческих потерях. Для Украины это 9-10 миллионов, это и военнослужащие, мирное население, полтора миллиона евреев, погибших от Холокоста", – говорит Владимир Бирчак, историк.
Деятельность Украинского института национальной памяти – инициатора новых подходов в историческом контексте – не раз критиковалась со стороны России, чей президент крупнейшей катастрофой ХХ века видит не Вторую мировую войну, а распад Советского Союза.
"Концепт, который позволит формировать эту советскую идентичность, постсоветскую идентичность. Речь идет исключительно о формировании этой постсоветской идентичности, чтобы всех охватить этим концептом", – рассказывает Александр Зинченко.
Последние социологические опросы свидетельствуют: украинцы пока не хотят забывать 9 мая и все больше готовы отмечать и День памяти и примирения днем ранее – вместе со всем миром.
"День памяти и примирения, а также День победы над нацизмом во Второй мировой войне символизируют не триумф победителей над побежденными, они должны напоминать о страшной трагедии, а также быть предостережением, что нельзя силой решать конфликты между народами", – говорит Антон Дробович, председатель Украинского института национальной памяти.
России, которая активно отстаивает свои исторические позиции во всем мире, как это было с памятником маршалу Ивану Коневу в Праге, также противостоят украинские дипломаты. Посол Украины в Германии Андрей Мельник отказался праздновать окончание Второй мировой вместе с россиянами – и лишний раз напомнил немцам о другой войне, которая до сих пор продолжается на востоке Украины. Часто акции против российской пропаганды организовывают представители украинской диаспоры.
"Многие из тех эмигрантов, которые приезжают из России в западную Европу, Канаду и Америку, они слушают российскую пропаганду и каналы, приобщаются к этим маршам, и были даже стычки предыдущих лет по нашим общинам в мире", – рассказывает Павел Грод, президент Всемирного конгресса украинцев.
8 или 9 мая? Символ – красный мак или лента определенных цветов? Споры на эту тему будут продолжаться в Украине еще не один год. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать: Украина пусть и медленно, но движется от исторических координат, навязанных в свое время Москвой, к своему пониманию истории Второй мировой войны.
Петр Троць, Анна Несевра, "5 канал"