Вакцина
Вакцина 5 канал

Вакцина от COVID-19 могла появиться еще 4 года назад: что помешало тогда и на каком этапе ученые теперь

Шипы коронавируса маскируются под молекулы человеческого белка, клетки считают вирус своим и пропускают его внутрь. Так происходит заражение

Весь мир ждет вакцину от коронавируса. Сейчас в разработке 70 препаратов. Четыре из них уже проходят клинические испытания.

Это непростой процесс, поэтому вакцина от COVID-19 может появиться не ранее, чем через год. Или ещё позже. Но как выяснили наши журналисты – она могла появиться еще… 4 года назад. Именно тогда, когда про китайскую инфекцию мы с вами и не слышали. Что же помешало – расскажет Кристина Катарина.

Очереди во дворе и заполненные коридоры. Несколько сотен добровольцев пришли в больницу Уханя, чтобы на себе испытать вероятную вакцину от COVID-19. Город, с которого началась болезнь, теперь имеет шансы спасти человечество от нее. Именно здесь ученые из военного института разработали первый в Китае прототип вакцины от нового штамма коронавируса. Препарат получили с помощью генной инженерии. Сейчас он проходит второй этап тестирования. Всего нужно три. На каждом этапе количество подопытных увеличивают. На этот раз их полтысячи. Самому старшему добровольцу – 84 года.

Испытания вакцины против коронавирус в Китае
Испытания вакцины против коронавирус в Китае5 канал

Чен Вэй, исследователь Института военной медицины, рассказывает: "Эта рекомбинантная аденовирусная векторная вакцина содержит S-образный ген нового коронавируса. Благодаря этому препарат помогает выработать иммунологическую память. Поэтому, когда вирус попадет в организм, тело его сразу распознает и нейтрализует".

Испытания вакцины против коронавирус в Китае
Испытания вакцины против коронавирус в Китае5 канал

Вакцина из Уханя – одна из четырех в мире, которую разрешили тестировать на людях. Еще одна – тоже китайская. Разработали ее в Пекине. Другие две – в Соединенных Штатах. Первых результатов там ожидают летом. Если испытания будут успешными, до конца года будет один миллион доз препарата.

Старший вице-президент Inovio Pharmaceuticals Кейт Бродерик рассказала: "Обычно вакцины вводят в мышцы, но мы решили попробовать несколько иной подход, поэтому колем препарат непосредственно под кожу.

Всего сейчас в разработке 70 прототипов вакцин от COVID-19. Научные институты и биофармацевтические компании наперегонки стараются создать лечебный препарат. Обычно от изобретения вакцины и до ее появления на рынке проходит 10-15 лет. Впрочем, сейчас специалисты добиваются успехов значительно быстрее. Все потому, что в начале января китайские ученые расшифровали геном вируса – Sars-CoV-2. Именно он и вызывает болезнь. Вирус имеет специальный белок на поверхности в виде шипов. Поэтому и напоминает корону. Шипы маскируются под молекулы человеческого белка, клетки считают вирус своим и пропускают его внутрь. Так происходит заражение.

Коронавирус
Коронавирус5 канал

Грегори Глен, глава исследовательской программы NOVAVAX, рассказал: "Этими шипами вирус очень прочно прикрепляется к человеческой клетке. Это что-то вроде суперклея. Мы же стараемся разрушить этот процесс с помощью антител, которые цепляются за молекулы белка, то есть за эти шипы".

Немецкие ученые разработали вещество, которое предотвращает размножение вируса. А польские – химическое соединение, которое связывается с шипами и блокирует их взаимодействие с клеткой. Оба препарата успешно прошли испытания на животных и злаках. И несмотря на такие успехи ученых, действенная вакцина появится минимум через год. К тому времени вспышки коронавируса будут продолжаться.

Эксперт по респираторным заболеваниям Жонг Неншан рассказал: "Правду говоря, мнение, что естественный иммунитет нас спасет, очень и очень устаревшее. В наше время имеем высокую возможность предотвращения эпидемии, надлежащие знания и развитые технологии, а также хороший уровень тестирования. Но можем ли мы позволить всем людям заразиться, чтобы сформировать иммунитет на 60-70%? Нет, мы должны полагаться только на вакцины".

А если вдруг их создать не удастся? Ведь истории известны такие случаи. До сих пор нет вакцины от ВИЧ или испанского гриппа, который за два года унес больше жизней, чем Первая мировая война. Пока препараты в разработке, пациентам необходимо симптоматическое лечение. Поэтому ученые ломают голову: какие уже известные медикаменты способны противодействовать пневмонии, вызванной COVID-19? Изучают действие лекарств против ревматоидного артрита, язвенного колита, Эболы и малярии. Вещества против последних двух оказались достаточно эффективными, впрочем, могут вызвать проблемы с сердцем или потерю зрения.

Майкл Райан, исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, говорит: "Пока ни одна компания не получила лицензии на выпуск вакцины, некоторые страны могут использовать гидроксихлорохин или хлорохин не по назначению и лечить им пациентов с COVID-19. У нас нет ни одного экспериментального подтверждения, что это сработает, поэтому врачи должны тщательно следить за возможными побочными эффектами препарата".

Ряд стран, среди которых и Франция, тестируют возможности плазмы крови для лечения COVID-19. У людей, которые уже переболели, в плазме содержатся антитела к вирусу, которые его убивают. Поэтому плазму можно перелить больному пациенту, чтобы вылечить его, или здоровому человеку – чтобы предотвратить инфицирование. Именно этот метод использовали во время пандемии испанки в начале прошлого века.

"Испытания должны выявить, могут ли пациенты заразиться повторно, как долго у них будет сохраняться иммунитет и сколько времени защитный порог будет высоким. Все эти вещи будут иметь большое влияние на исследования. Поэтому, думаю, рано говорить, что если у вас есть иммунитет, то это навсегда и не стоит переживать", – говорит Аня Вайнберг, ассоциированный профессор медицины Медицинского Центра Горы Синай.

А вот в Нидерландах экспериментируют с вакциной от туберкулеза – всем известной БЦЖ. Американские ученые проследили связь между количеством привитых от туберкулеза и количеством зараженных коронавирусом. В странах, где вакцинация БЦЖ обязательная, больных и умерших от COVID-19 меньше. Но и такая защита лишь временная, говорят специалисты.

Михай Нетеа, специалист по инфекционным болезням Медицинского центра университета Радбуда, говорит: "Даже если БЦЖ прекрасно сработает, такая защита будет длиться два или три года. То есть это лишь немного оттянет время, пока не изобретут специальную вакцину именно от этого коронавируса. Аналогичный эффект продемонстрировал и препарат от полиомиелита".

Вакцина от нового штамма коронавируса, на самом деле, могла появиться еще 4 года назад. Необходимый препарат в 2016-м разработали американские ученые под руководством педиатра Питера Готеза. Специалисты были за шаг до клинических испытаний на людях. Но... не хватило денег. Цена жизни составляла 3 миллиона долларов. Впрочем, ни США, ни другие страны разработка тогда не заинтересовала. По иронии судьбы, сейчас из-за экономического кризиса, вызванного пандемией, Соединенные Штаты потеряли в тысячи раз больше.

Но даже это не стало уроком. Дональд Трамп обвинил Всемирную организацию здравоохранения в бездеятельности и прекратил ее финансирование. Временно.

"Со времени основания Всемирной организации здравоохранения в 1948 году американцы щедро ее поддерживали. Вспышка пандемии COVID-19 заставил нас усомниться, была ли щедрость американцев использована наилучшим образом. ВОЗ не смогла адекватно получить, оценить и распространить информацию вовремя и прозрачно. Она провалила свою основную задачу. И должна понести ответственность", – сказал Трамп.

Дональд Трамп
Дональд Трамп5 канал

В 2019 США пополнили казну организации на 400 миллионов долларов – почти 15% всего бюджета. То есть вся смета составила более 2,5 миллиарда долларов. Сейчас же для преодоления пандемии ВОЗ требует минимум 1 миллиард. Это в 700 раз меньше, чем сумма, которую ведущие державы вложили в производство ядерного оружия в течение 2017-2019 годов!!! $748 млрд. Самым щедрым донором здесь также стали Соединенные Штаты.

Бюджет США
Бюджет США5 канал

Пули или вакцины? Ядерные боеголовки или лекарства? Пандемия коронавируса должна в конечном итоге научить сильных мира сего правильно расставлять приоритеты. Иначе за ошибку придется расплачиваться тысячами человеческих жизней.

Кристина Катарина, "Время. Итоги недели"