Стояло себе старое и неприметное – хотя когда-то стратегическое – имущество вокруг аэродрома в Белой Церкви. И только в Киеве заявили, что белоцерковский аэродром перестроят в международный – третий на Киевщине, как неприметное имущество стало лакомым для бизнесменов. С молотка и по дешевке уже ушло 80% объектов. Коррупция или бизнесменская сообразительность? И что будет делать потом Министерство инфраструктуры, когда возникнет необходимость в постройке гостиниц, автостанций вокруг аэродрома, а места для них уже не будет? Разбиралась Эвелина Михайленко.
Авиабаза "Гаек" – бывший военный комплекс на окраине Белой Церкви. В конце 90-х Правительство вывело аэродром и авиаремонтный завод из состава Министерства обороны и передало в муниципальную собственность. А прилегающую недвижимость получила на баланс "Украинская авиационная транспортная компания" – дочерняя компания государственного концерна "Укроборонпром".
Двадцать лет объекты были неприметными. Пока Министерство инфраструктуры не заявило: на белоцерковский аэродром имеет амбициозные планы. В перспективе он должен разгрузить аэропорты "Борисполь" и "Киев", которые в сезонное время не могут справиться с большими объемами грузов.
Пока что коммунальный аэродром. А вскоре – уже международный аэропорт "Белая Церковь" для грузовых и пассажирских перевозок. По крайней мере это обещает Министерство инфраструктуры через год. Такие перспективы сделали прилегающую территорию особенно привлекательной.
"Продали уже около 15 зданий различного назначения – это и бомбоубежища, и хранилища, и караульные помещения, и другие служебные помещения", – рассказывает депутат Белоцерковского горсовета Владимир Бабенко.
Объектами бывшей военной базы действительно торгуют. С тех пор как из города ушли люди в форме, стратегическим имуществом никто не пользовался. А сейчас эту заброшенную недвижимость – бункеры, склады, казармы, караульные помещения – продает предприятие-владелец, "Украинская авиационная транспортная компания". С 2013 года она – банкрот, и за счет распродажи своего имущества уже два года подряд отдает долги.
"Мы посчитали, что для того чтобы привести это все в нормальное состояние и обеспечить охрану, чтобы эти объекты не разрушались, нужно средств больше, чем они могут потенциально принести. Для нас это была вынужденная мера", – прокомментировал руководитель санации госпредприятия Александр Филевский.
Что и за сколько ушло с аукционного молотка – можно проверить на сайте Минюста. 7 июня на территории Белой Церкви продали склад площадью 406 кв. м за 216 476,57 грн, или хранилище площадью 200 кв. м за 106 801,48 грн. Бункер только выставили на продажу за 545 369,53 грн., но покупатель на него пока не нашелся.
"Не мы определяем стоимость. Есть специализированные оценочные компании, которые проводят оценку данного имущества, и эта оценка является стартовой стоимостью для продажи на аукционе", – объясняет господин Филевский.
Всего с 2017 года на территории вокруг аэродрома продали 55 объектов. Осталось 14. Это имущество на аукционе активно скупают физические лица.
"Цель также простая – перепродать. Потому что как можно использовать здесь рядом с аэродромом вот такое сооружение? Разве что, может, какие-то грибы выращивать. Подчеркиваю, аэропорт, если он будет, придет сюда инвестор, и получится так, что этому инвестору будут просто названы цены. Инвестор развернется и уйдет. То есть не будет здесь аэропорта", – убежден депутат горсовета Владимир Бабенко.
Руководство Белоцерковского аэродрома о продаже прилегающей к нему недвижимости знает. Но катастрофы в этом не видит.
"Все эти объекты, которые продаются УАТК, непосредственно не могут серьезно повлиять на развитие этого международного аэропорта", – говорит директор КП Белоцерковского городского совета "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" Сергей Кандауров.
Но может повлиять часть недоданного участка аэродромного комплекса, которую не передали в коммунальную собственность в конце 90-х. Речь идет о 25 стоянках для самолетов, рулежной полосе и бункере.
"Это та территория, которая идет от взлетно-посадочной полосы, и вот она занимает большую часть территории. Поэтому мы с самого начала, когда разрабатывали план санационных мероприятий, мы не включали ее в объекты, которые могут быть реализованы для погашения задолженности", – объясняет Александр Филевский, руководитель санации предприятия, которое распоряжается объектами.
"Получается, ситуация такая: "Укроборонпром" вместе с УАТК – как собака на сене. Они и продать не могут, потому что это аэродромный комплекс – его нельзя продать и приватизировать. И отдать нам они не могут. И теперь проблема передачи из государственной собственности в коммунальную собственность – это проблема переговоров между Министерством экономического развития и торговли, "Укроборонпром", УАТК и белоцерковской общиной", – объясняет Сергей Кандауров.
В профильном ведомстве рассказывают о будущих планах, вопреки манипуляциям с объектами. Аэродром в Белой Церкви будет. И его строительство начнется осенью этого года.
"Международные эксперты, которые разрабатывали предварительное технико-экономическое обоснование, исходя из имеющейся ситуации, учитывали территорию, финансы, имущество и возможности, которые в данное время есть в пользовании аэропорта. Поэтому привлечение прилегающей территории является желательным, но не является необходимым", – рассказала директор команды поддержки реформ Министерства инфраструктуры Ирина Кошель.
На первом этапе – на протяжении 10 лет – ведомство планирует привлечь 59 млн евро инвестиций. За эти деньги реконструируют аэродром, взлетно-посадочные полосы, навигационные системы и построят грузовой терминал. Впоследствии позаботятся и о пассажирских перевозках.
В настоящее время аэродром в Белой Церкви принимает, ремонтирует и технически обслуживает воздушные суда типов ИЛ-76 и АН-12. Строительство полноценного международного аэродромного комплекса рассчитано на 30 лет, а пассажирский терминал – третий на Киевщине – должен появиться уже в 2029-м.
Эвелина Михайленко, Виктор Снежко, "5 канал"