В шаге от лета. Хоть страна и утопает в обнищании, но турагентства усиленно обустраивают украинцам отпуска на заграничных морях.
Возросший спрос – увеличенные нагрузки на перевозчиков. Скандал с Боингами, которые сняли с рейсов из-за угрозы катастроф, привел к перераспределению бортов в небе. Украины это тоже коснулось. Но ненадолго. Проблему технического состояния самолетов, которые выступают отпускными маршрутками на чартерных рейсах, мы уже поднимали. Решена ли она на данный момент? Вряд ли – украинские авиакомпании в 2019 году увеличили возраст своего флота.
Какие будут последствия? Не ждать ли отдыхающим ряда скандалов с суточными ожиданиями, когда увезут на моря или вовремя с них вернут?
В киевских аэропортах пока без ажиотажа. Туристический сезон еще не начался. Живее тут было разве что на майские праздники. Количество рейсов, а с ними и очереди к стойкам регистрации, увеличится традиционно с июня. И обслуживают они в основном туры олл инклюзив, то есть "все включено".
Сезон еще не стартовал, а сотни туристов уже успели застрять в аэропортах. Около четырехсот путешественников были заблокированы в двух аэропортах – в египетском Шарм-эль-Шейхе и украинском Борисполе.
Тогда туристы в отпуск таки полетели. После 14 часов ожидания на борт.
Туристы в Запорожье двое суток не могли вылететь на отдых в Турцию. Все – из-за поломки самолета. Рейс несколько раз переносили, а потом и вовсе отменили.
Туристический коллапс Украина уже переживала. В прошлом году летом. Тогда полторы тысячи украинцев не смогли вовремя вылететь на отдых или вернуться с него. Провели по несколько суток в аэропортах.

Тогда туристическая компания и авиаперевозчик обвиняли друг друга.
Вмешалось государство. Ситуацию уладили и выяснили – причиной коллапса стало следующее: авиаперевозчики брали на себя обязательства, которые не могли выполнить. Было по нескольку самолетов. Большинство из которых – старые. Они часто ломались – рейсы переносили или вообще отменяли. Это при том, что количество пассажиров прошлым летом, в сравнении с 2017 годом, выросло вдвое.
В этом году чартерные перевозчики закупили 6 новых бортов.

"Угроза все равно остается. В первую очередь из-за того, что эксплуатируемые самолеты не новые. По состоянию на 2018 год половина всего флота выполняет чартерные перевозки, это были самолеты, которым или больше 20-ти лет, или которые эксплуатировались в странах третьего мира и к которым надо проявлять более жесткие требования", – рассказывает эксперт по авиации Богдан Долинце.
В прошлом году в Министерстве инфраструктуры обещали запретить полеты самолетам старше 20-ти лет. Однако передумали.
"По просьбе участников рынка, которые говорили, что у них, во-первых, недостаточно финансовых ресурсов для того, чтобы закупить новые борта. Во-вторых, есть категория компаний, та же Мотор Сич, где самолеты значительно старше. Мы решили все-таки это ограничение не вводить на данном этапе, полагаясь на добросовестность самих авиакомпаний", – пояснил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
За перенос и отмену рейсов Министерство инфраструктуры авиакомпании будет штрафовать. А старым самолетам обещают придирчивые проверки под наблюдением международных экспертов. Если борт имеет серьезную неисправность, то в небо он не взлетит. На исправление незначительных дефектов авиакомпании дают несколько дней и полеты разрешают.
"В зависимости от типа воздушного судна есть такие дефекты, с которыми разрешается эксплуатация этого воздушного судна. Потом такой дефект должен быть устранен. В то же время пилот, в зависимости от эксплуатации воздушного судна, также принимает решение о том, может ли он выполнить такой полет или это будет ему сложно. Он самостоятельно принимает решения и может потребовать более раннего устранения этого дефекта", – объясняет председатель Государственной авиационной службы Александр Бильчук.

Ревизию на туристическом рынке также устроило Минэкономразвития: "Отменен мораторий на проведение Минэкономразвития плановых проверок туроператоров, что позволило к концу 2018 года провести 4 плановые проверки, по результатам которых аннулированы 3 лицензии. Утверждены новые критерии оценки степени риска от осуществления туроператорской деятельности и выездной туризм отнесен к высокой степени риска".
К проверкам рынка готовы, сообщили в одном из крупнейших туроператоров. Из скандала лета 2018, говорят, выводы сделали – изменили авиаперевозчиков.
Летом количество туристов, в сравнении с прошлым годом, возрастет на 20 %. Таковы прогнозы игроков туристического рынка. А значит и нагрузка на авиаперевозчиков тоже увеличится.
Сергей Барбу, Виктор Прокопенко, Дмитрий Демишев, "Время: Итоги Недели"