Слово "стресс" происходит от латинского "stringer", что означает сжимать или напрягать.
Стресс – это не эмоция, а комплексная реакция организма на воображаемую или реальную угрозу. Эта реакция глубоко укоренена и потому не всегда находится под сознательным контролем. Стресс мгновенно заставляет нас напрягаться — не только физически, но и психически, и все это сопровождается негативными эмоциями, типа страха или тревоги. Звучит не очень приятно, но это факт.
В результате активируется наша симпатичная нервная система, выделяется адреналин: ускоряет сердечный ритм и перенаправляет кровь в мышцы. Из-за повышенного уровня кортизола мы чувствуем прилив энергии, поскольку все ресурсы организма объединяются, чтобы решить, встретить ли опасность или убегать. Если угроза пройдет, через несколько минут наше тело высвободит другие гормоны – эндорфины, дофамин и серотонин. Мы успокоимся. Однако продолжительные периоды стресса могут сделать все тело заложником постоянного напряжения. Это не только истощает ЦНС, но и ослабляет иммунитет и нарушает гормональный фон.
БЕЗОПАСНЫЙ СТРЕС
Стресс — плохо ли это?
Современные ученые заключили, что стресс, как общая реакция нашего тела на что-то новое, на самом деле является способом адаптации к изменениям окружающей среды.
Психолог Стэнфордского университета Келли МакГонигал утверждает, что стресс полезен для нашего мозга. В своей книге "Хороший стресс" она объясняет: "Стресс, как лишняя часть наших животных инстинктов - устаревшее утверждение. Современная наука говорит, что стресс побуждает улучшать наш "социальный интеллект" - именно это делает нас людьми."
То есть окситоцин, вырабатывающий наш организм во время стресса, заставляет нас чувствовать близость к другим и доверять им. Мы просим о помощи, налаживаем социальные связи и получаем поддержку. Таким образом, наш организм уже знает, как бороться со стрессом.
НЕКОНТРОЛИРОВАННЫЙ СТРЕСС
Хотя стресс – это естественная реакция организма на опасность, если не контролировать его, он может представлять серьезную угрозу для человека.
Неконтролируемый стресс возникает в ситуациях, когда:
- невозможно приспособиться к стрессовому фактору;
- невозможно его избежать;
- невозможно предсказать его появление.
Ярким примером неконтролируемого стресса является стресс из-за экзаменов. Мы знаем дату, подразумеваем вопрос, но не можем уверенно предусмотреть реакцию экзаменатора на наши ответы.
Частые эпизоды неконтролируемого стресса могут повлиять на здоровье и поведение человека, приводя к так называемой «обретенной беспомощности» — состоянию, предвестнику депрессии: человек сталкивается с неразрешимой проблемой, а его действия не влияют на результат. Представьте себе лабораторную крысу в лабиринте. То, найдет ли он выход, не зависит от того, ударит ли его током. Это может привести к недвижимости, потере аппетита и пассивности, что является симптомами депрессии. Подобные проявления можно наблюдать у людей, которые ежедневно испытывают унижения со стороны начальства и т.д.

ПОНЯТИЕ "ХОРОШЕГО" И "ПЛОХОГО" СТРЕССА
Канадский врач Ганс Селье ввел понятие стресса и предложил разделить его на хороший и плохой. Исследуя напряжение, которое мы испытываем во время опасных ситуаций, Селье обнаружил разницу между стрессом, изнуряющим и утомляющим нас (дистресс), и стрессом, что придает нам ощущение силы и уверенности (эустресс).
Сегодня психология и физиология четко различают эти два типа стресса:
-
Кратковременный стресс мобилизует возможности нашего организма, стимулируя нас к активным действиям.
-
Длительный стресс истощает организм, приводя к возникновению различных проблем со здоровьем.
ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Была бы жизнь без стресса лучше? Конечно, нет. Без вызовов и стимулов для развития оно казалось бы нам скучным. К тому же побороть любую сложную ситуацию — будь то внезапный выезд велосипедиста на дорогу, приближение дедлайна в работе или предложение возглавить группу в классе — нам помогает именно умственное и физическое напряжение, спровоцированное стрессом. Поэтому попытка избавиться от стресса — естественной реакции организма, такое же бесполезное, как, скажем, решение не дышать из-за загрязненного воздуха.
РАБОТА НА ИПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Принцип работы на опережение весьма привлекателен для человека, ведь кто не хочет подготовиться к сложным временам заранее. В отличие от животных из других ветвей эволюции, не справившихся с изменяющимися условиями, мы обладаем этой уникальной способностью, которая кстати и помогает нам выживать. Мы называем это интуицией или "шестым чувством". И в той или иной степени оно присуще нам всем.
Однако попытки предусмотреть стресс имеют и свои недостатки. С одной стороны, мы можем испытать стресс еще до того, как что-нибудь произойдет, с другой — это может создать обманчивое чувство контроля над ситуацией. Психолог Патрик Лежерон рекомендует нам отказаться от мысли, что все под контролем, и выбрать более философский подход, поскольку ощущение беспомощности во время неожиданных событий только усугубляет стресс. Поэтому важно оставаться на связи с реальностью, трезво оценивать ситуацию и понимать, что иногда нужно просто плыть по течению.
СТРЕСС В ДОЛГ
Вы можете быть удивлены, но наши гены действительно влияют на то, как мы реагируем на стресс. Только без паники! Даже если вы подвержены стрессу, это не значит, что он должен быть частью вашей жизни.
Последние исследования в области эпигенетики свидетельствуют о том, что окружающая среда и личная история оказывают существенное влияние на работу наших генов. То есть люди с низким уровнем серотонина (генетический маркер чувствительности к стрессу) учатся корректировать свой образ жизни, контролируя эмоциональную чувствительность и избегая стрессовых ситуаций. Тем не менее, те, кто имеют высокий уровень серотонина, чаще рискуют и попадают в стрессовые ситуации, сталкиваясь с изнурением.
Следовательно, важно понимать: пока гены играют определенную роль, среда, в которой мы живем, оказывает значительное влияние на нашу способность справляться со стрессом.
ПСИХОЛОГИЯ ИЛИ ФИЗИОЛОГИЯ?
Терапевт Тьерри Жанссен настаивает, что не следует делить стрессы на психологические и физические. Проявления стресса, вне зависимости от его причин, всегда одинаковы.
При психологическом стрессе наше тело тоже дает реакцию — мы чувствуем сжатие в животе, ускоренное сердцебиение и напряжение в плечах.
ВЛИЯНИЕ КОРТИЗОЛА НА МЫШЛЕНИЕ
Высокий уровень кортизола, гормона стресса может негативно влиять на размер мозга и ухудшать когнитивные функции, такие как мышление и память. Американские ученые провели масштабное исследование, привлекая к нему 4244 человека без деменции (средний возраст 76 лет). Участникам исследования было произведено сканирование мозга для измерения его объема и тесты на мышление и память. Образцы слюны для измерения уровня кортизола собирались два раза в день – утром и вечером. По результатам исследования участников разделили на три группы: с высоким, средним и низким уровнями кортизола.
У людей с высоким уровнем кортизола наблюдался меньший объем мозга и меньшее количество серого вещества (на 16 миллилитров меньше, чем у людей с низким уровнем кортизола). Эта группа хуже справилась с тестами на мышление и память, но это касалось только вечернего уровня кортизола. Утром же высокий уровень кортизола был связан с большим количеством белого вещества в мозге (не сером) и лучшими результатами определенных тестов (это не касается тестов на память). Ученые предполагают, что уровень кортизола вечером отражает уровень стресса в покое, а утренний уровень — уровень стресса, который мы испытываем после пробуждения.
Известно, что депрессия может повышать риск развития деменции, но точные причины этой связи пока не ясны. У людей с депрессией, как правило, наблюдается повышенный уровень кортизола, и некоторые ученые считают, что это может отрицательно влиять на гиппокамп – участок мозга, ответственный за память.
Ленора Дж. Лоунер, которая была среди исследователей, отметила:
"Поскольку мы имеем результаты только одного анализа, пока трудно окончательно сказать, что происходит сначала — повышение уровня кортизола или уменьшение объема мозга. Уменьшение объема мозга с возрастом может снизить его способность противостоять воздействию кортизола, что, в свою очередь, приводит к дальнейшей потере мозговых клеток. Дальнейшее изучение этого взаимодействия поможет нам найти способы уменьшить негативное влияние кортизола на мозг и познавательные функции.