Как зародилась музыка – интересные факты (видео)

В пятницу, 1 октября, в мире празднуют День музыки. Безусловно, она стала сферой, которая уже давно прочно вошла в жизнь общества, а также способна дарить людям незабываемые эмоции.

Именно поэтому "Дивогляд" расскажет вам об истории музыки, а также напомнит некоторые интересные факты о ней.

Античность

В VII веке до нашей эры в Древней Греции появилась организованная мелодия. Есть мнение, что первым человеком, который пел стихи на определенных мелодических моделях (распевках), то есть пользовался повторяющимися музыкальными фразами для запоминания и декламации стихов, был спартанский поэт и музыкант Терпандр.

Аналогичным образом считают, что он усовершенствовал первый профессиональный музыкальный инструмент – кифару (разновидность лиры). Он добавил к 4 струнам еще 3, что привело к увеличению диапазона инструмента почти до октавы. После этого возникло дальнейшее теоретическое разделение этого диапазона на тона и полутона, которые являются простейшими интервалами между звуками.

Интересный факт: Слово "музыка" пришло к нам из древней Греции. Дочери Зевса, которые также известны как музы, покровительствовали искусствам и наукам. Удивительно, но ни одна из них не отвечала именно за искусство звука.

Греческие артефакты в музее искусств Кливленда
Греческие артефакты в музее искусств Кливленда
Фото: відкриті джерела

Читайте также: Атлантида: правда или вымысел, история и интересные гипотезы

Первые попытки объяснить, что такое музыка, принадлежат философу и мистику Пифагору. Это произошло примерно в 530 году до нашей эры. Он это пытался сделать благодаря математике. Также он хотел установить связь движений планет и интервалов, которые возникают между звуками.

В 250 году до нашей эры изобрели предка современного органа – гидравлос, что приписывают александрийскому изобретателю и математику Ктесибию. Изобретение, которое было водяным органом, часто использовали во время публичных мероприятий, но его основная заслуга – дальнейшее развитие многоголосных инструментов и создание искусственных тембров.

В 389 году в трактате Блаженного Августина "De musica" появилось первое математическое обоснование музыкального и поэтического ритма. Также он рассчитал метрические пропорции. Теоретические основы этого труда легли в основу первых практик ритмований григорианского хорала в VII веке и системы записи нот.

Средневековье

"Люцернская Хроника", Шиллинг Диболд младший
"Люцернская Хроника", Шиллинг Диболд младший
Фото: відкриті джерела

В 507 году римским философом и чиновником Боэцием в трактате "поучение к музыке" было введено три категории музыки:

  • мировая (mundana)
  • человеческая (humana)
  • практическая (instrumentalis)

Именно Боэций впервые ввел восприятие музыканта, как мудреца и жреца гармонии. Также философ изобрел латинскую буквенную нотацию, самые ранние памятники которой дошли до нашего времени лишь с XI века.

В 727 году католическая церковь уже имела орган. Произошло это так: Пипин Короткий получил в подарок небольшой орган от византийского императора Константина Копронима, который поместили в домовую церковь.

Музыкальный инструмент орган
Музыкальный инструмент орган
Фото: Shutterstock

Сначала инструмент часто использовали во время церковной службы придворные круги, но впоследствии этот обычай появился в приходских храмах.  Есть даже версия, которая может объяснить популярность органа – католическая церковь проводила богослужения на латинском языке, который обычный народ преимущественно не понимал.

В отличие от нее, восточные церкви проводили богослужения на понятном народу языке. Именно поэтому католики решили использовать орган, чтобы влиять на людей, которые молились.

В IX веке начали записывать ноты знаками. Во времена Античности для этого использовали буквы. Однако, этот тип нотации со временем забыли, потому что сохранилось очень мало таких памятников истории.

Вследствие этого начала преобладать устная традиция. Однако, в конце первого тысячелетия появились новые системы записи музыки с помощью особых знаков – невма. Ее отличает от ноты то, что та является комбинированным знаком, где есть звук или даже часть мотива.

Однако, она подчиняется лишь тексту и дыханию певца. В отличие от ноты, невма четко обозначает продолжительность в рамках метра и ритма. Этот метод записи распространился почти повсюду: от Рима до нынешней Армении, от Константинополя до Киева и Владимира. Впрочем, невма так и не вышла за пределы церковного обихода.

Невмы
Невмы
Фото: відкриті джерела

Интересный факт: Музыка может сделать нас счастливее, потому что она провоцирует активность в той же части мозга, которая вырабатывает "гормон удовольствия".

В период 1026-1030 годов бенедектинским монахом Гвидо д'Ареццо был написан трактат "микролог", где он окончательно сформулировал новый способ чтения музыкального текста: ноты располагались на 4 линейках и в промежутках между ними. Также были введены для обозначения высоте "ключи", которые аналогичны нынешним скрипичном, альтовом и басовом.

Кроме этого, были даны названия нотам для удобства запоминания по первым слогам молитвы к Иоанну Крестителю: ut, re, mi, fa, sol, la (ut впоследствии заменится на do, а si добавится к концу XVI века).

Между 1150 годами зафиксировали первые имена композиторов, а также появилась первая известная нам женщина-музыкантша – основательница и настоятельница бенедиктинского монастыря Хильдегарда Бингенская (1098-1179), которую впоследствии канонизировали как святую.

Читайте также: 5 популярных мифов о Средневековье, в которые вы верите

Возрождение

"Концерт", Геррит ван Гонтгорст
"Концерт", Геррит ван Гонтгорст
Фото: nga.gov

В период 1320-1325 годов французским композитором и епископом Филиппом где Вытри была усовершенствована нотная запись, благодаря чему стало проще читать музыку с листа и петь по голосам. Благодаря этому развилось много жанров: баллады, мадригал, но прежде всего мотет.

Последний является сложной композицией из как минимум трех голосов (впоследствии нормой стало четыре), где каждый распевает разные тексты на разные мелодии и даже часто на разных языках. Существует версия, объясняющая популярность указанных жанров пандемией чумы – дворы отделялись, не приглашали бродячих певцов и развлекали себя подобным изысканными песнями на светские тексты.

В 1501 году итальянцем Оттавиано Петруччи был опубликован первый нотный сборник "Harmonice musices odhecaton", где напечатали светские трех- и четырехголосные произведения, среди прочих – авторства главных композиторов тех времен: Окегема, Обрехта, Жоскена Депре и др.

В 1524 году Мартином Лютером был заказан сборник хоралов, которые может петь народ. За основу взяли ритмизованные и "нарезанные" на строфы единогласные григорианские хоралы и песенная структура, которые были удобными для запоминания.

В 1537 году открылась первая консерватория в Неаполе (Италия). Было это так: при церкви Санта-Мария-ди-Лорето появился детский приют, где воспитанников обучали музыке, чтобы они потом могли работать. Именно благодаря консерваториям пополняли церковные хоры и оперные театры.

Барокко

В 1600 году появилась опера, в 1686 году – инструментальный концерт, в 1700 году – пианино, а в 1722 году – "Хорошо темперированный клавир" Баха.

Однако, самым интересным событием стало появление в период 1740-1745 лет главного жанра инструментальной музыки – симфонии. Есть мнение, что она возникла из увертюры – вступления в оперу.

Классицизм

В 1752 году появилась фигура дирижера, которая была введена немецким флейтистом Иоганном Иоахимом Кванцем в трактате "опыт наставления в игре на поперечной флейте", в 1762 году – Жан-Жак Руссо придумал декламацию под музыку.

Интересный факт: Растения растут быстрее, если слушают классическую музыку.

В 1781 году Моцарт стал первым профессиональным композитором, не состоящим на службе, ибо он порвал рабочие отношения со своим патроном. С тех пор он начал жить отдельными заказами, а позже – и организацией "академий".

Также он продавал права на издание нот. В этот период Моцартом была достигнута высшая точка классического симфонизма XVIII в.

Романтизм

С 1808 года начала формироваться национальная идентичность в музыке. Сначала в Чехии и Германии появились хоровые общества – небольшие, но многочисленные объединения, исполнявшие несложные хоровые репертуары.

В эту эпоху также появился новый тип музыканта – виртуоз, которым первым стал Никколо Пагинини. Благодаря ему произведения свободной формы стали виртуозно-изысканным жанром, а также он привлекал публику загадочным поведением во время выступлений.

С 30-х годов XIX века появилась музыка с литературным содержанием. Новым жанром стала программная симфония, которую начал Бетховен. Он хотел создать то, что было способно соединять музыку и литературу.

Модернизм

В 1890-х молодой музыкант Эрик Сати искал новые музыкальные закономерности и изобрел собственную систему композиции – короткие музыкальные фразы пристыковывались друг к другу в порядке, кажущемся произвольным (на самом деле речь идет об изощренной формальной логике). Это событие полностью перечеркнуло то, как классически понимали музыкальную форму.

Тогда же музыкант написал пьесу" Vexations "("неприятности" или "раздражение"), которая состояла из одной-единственной нотной страницы. Ее предлагали сыграть 840 раз подряд, что впервые исполнил лишь в 1963 году Джон Кейдж. Таким образом, Сати –первый композитор, который изобрел принципы музыкального авангарда.

Музыкальный модернизм начался с симфонической поэмы Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна". Музыкант не захотел использовать оркестр как средство, создававшее монументальное звучание.

Вместо этого он предпочел использование оркестра как совокупности групп инструментов с продуманными фактурами звучания.

В те же времена начались эксперименты с музыкой, которая ныне известна как электро, а также зародилась атональная музыка. Уже в 1910 году зарегистрировали первый мировой рекорд в индустрии грамзаписи: совокупный тираж 3-х записей популярной арии "Vesti la giubba" из оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло в 1892 году в исполнении Энрико Карузо превысил миллион.

Авангард

В начале XX века итальянским композитором, поэтом-футуристом и художником Луиджи Руссоло были построены шумовые инструменты, созданный шумовой оркестр и написан манифест футуристической музыки. Именно с этого момента начали стираться границы между музыкой и шумом.

Принципиально новый шаг – создание для таких инструментов партитуры, благодаря которой шум становился упорядоченным во времени. Есть мнение, что изобретение Руссоло повлияло на стили, которые появились в компьютерную эпоху – нойз и индастриал.

В 1921 году провели первый фестиваль новой музыки под названием "Донауэшингенские камерные концерты в поддержку современной музыки". Произошло это так: эксцентричного князя Фюрстенберга уговорили поддержать новое музыкальное искусство из-за тяжелой экономической ситуации.

Раньше на концертах и фестивалях старая и новая музыка звучали вместе, но тогда произошло отделение композиторов-новаторов от академиков.

В том же веке радио положило конец монополии грамзаписи на техническое воспроизведение музыки. В Великобритании в 1922 году создали национальную языковую компанию British Broadcasting Company (BBC).

Интересный факт: Во время прослушивания музыки наше сердце подстраивается под ритм мелодии.

В те времена были прогнозы, что музыкальные радиотрансляции "убьют" граммофон. Однако, на самом деле пострадало домашнее любительское музицирование – семейное прослушивание концертов по радио уничтожило традиционные вечерние домашние концерты. В 50-х годах еще более популярным стало телевидение, где тоже был музыкальный контент.

Казалось бы, к чему в этом материале упоминание о кино, но оно имеет значение. Еще в 1910-х начали экспериментировать с озвучиванием фильмов, но на самом деле "кино" заговорило лишь спустя десятилетия.

В 1926-1927 годах появился язык актеров и надежная синхронизация музыки и звуков. Первый подобный полнометражный фильм – "Певец джаза".

Читайте также: ТОП-5 фильмов с осенней атмосферой – трейлеры

Примерно через 20 лет Джон Кейдж подвел черту под всей предыдущей музыкальной традицией – он сочинил пьесу "4'33", где музыканты вышли на сцену с инструментами и не играли на них в течение 4,5 минут. Во время исполнения произведения каждый случайный и посторонний шум становился составной частью музыкального произведения.

Это отличает эксперимент музыканта от прошлых, ибо раньше не предполагали подобные концептуальные рамки. После этого артисты начали исследовать границы музыкального. Есть мнение, что произведение Кейджа – "предел музыки".

Читайте также: День музыки 2021: плейлист, который подарит спокойствие и умиротворение

Если вы устали от серьезных новостей и хочется немного расслабиться, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Дивогляд 5.UA – здесь может быть страшно, но весело!

Прокомментируйте

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

Читайте больше