Нормандские переговоры
Нормандские переговоры president.gov.ua

Дипломатический декабрь президента Зеленского: плюсы и минусы – обзор от Елисеева

    Читайте українською
    Ключевые достижения и "дипломатические голы" в ворота Украины

    Парижский саммит Нормандской четверки 9 декабря стал своеобразной кульминацией внешнеполитической деятельности президента Украины Владимира Зеленского, главной целью и содержанием его дипломатических усилий с дня инаугурации. На этом настаивает известный дипломат и руководитель ОО "Центр новых решений" Константин Елисеев в своем блоге LB.ua. Здесь и далее – личное мнение автора текста. Предлагаем его вашему вниманию без существенных изменений.

    Была продолжена работа по формированию убедительной базы для привлечения к международно-правовой ответственности через решения международных судов и принятия Генеральной ассамблеей ООН "крымских" резолюций. Ради справедливости следует заметить, что эта работа базировалась на том запасе прочности, который сформировался в предыдущие годы. К сожалению, текущий месяц так и не принес качественно новых внешнеполитических инициатив дипломатической команды Зеленского.

    Среди ключевых плюсов украинской дипломатии в декабре можно выделить следующие:

    1. Со знаком плюс отметим сам факт проведения саммита Нормандской четверки во Франции. Оставив за скобками предостережения, высказанные в предыдущих материалах, лишь отмечу, что важным положительным моментом парижской встречи стал первый политический опыт высокой международной политики и персональное политическое знакомство президента Зеленского с президентом Путиным. Как уже писалось, результаты саммита не стали шагом вперед, так же как и не стали двумя шагами назад. Пока что. К сожалению, Украине, как школьнику, "нарезали" ряд домашних заданий и дали жесткие временные рамки для их выполнения. Это 13 декабря в телеинтервью признал (сознательно или неосознанно) и глава внешнеполитического ведомства Украины. Можно ожидать, что президент Зеленский воспользуется эйфорией от первого личного контакта с Путиным и попытается через блиц-криг в парламенте "протянуть" нужные решения. Более подробно итоги саммита были проанализированы в отдельной статье "Нормандский саммит: без эйфории и эмоций".

    2. Конец года открыл новую страницу в истории сближения между Украиной и Европейским Союзом, которая продолжается с 2014 года.

    С 1 декабря начали свою работу новый Президент Европейского Совета Шарль Мишель и новый состав Европейской Комиссии во главе с Президентом Урсулой фон дер Ляен. Следует отметить, что оба лидера институтов ЕС еще во время пребывания на предыдущих должностях в своих странах не давали поводов ставить под сомнение личную поддержку Украины, ее европейского выбора, суверенитета и территориальной целостности. Первые шаги и заявления нового руководства ЕС подтвердили неизменность подходов к пониманию сущности продолжающегося украинско-российского конфликта.

    Заслуживает положительной оценки стремление президента Украины продолжать традицию активного диалога с руководством институтов ЕС по актуальным вопросам повестки дня. Уже в течение первых двух недель декабря состоялись две телефонные беседы с Президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляен и телефонная беседа с Президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем. Была использована возможность начать предметный официальный диалог и проверить готовность партнеров к оперативным контактам, что стало особенно важно в контексте рассмотрения вопроса о продлении экономических санкций против России на заседании Европейского Совета 12 декабря.

    Как и предполагалось, лидеры Европейского Союза без особых проблем одобрили политическое решение о продлении еще на полгода экономических санкций в отношении России за агрессию против Украины. Сыграли свою благоприятную роль как конструктивная публичная риторика президента Зеленского, которую не могли на этом этапе не поддержать в Евросоюзе, так и сдержанная позиция и неготовность к гибкости Кремля во время парижской встречи, что не дало козырей "пятой колонне" для лоббирования ослабления санкций против России. Позитивный фон для этого создало и принятие в парламенте решения о продлении еще на один год срока действия закона об "особом статусе" отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

    В то же время, исходя из собственного опыта, могу констатировать потерю президентом Зеленским прекрасной возможности лично представить лидерам ЕС собственное видение дальнейшего мирного урегулирования в рамках заседания Европейского Совета. Визит Главы государства в Брюссель 12-13 декабря мог бы стать очень ярким и результативным завершением дипломатической деятельности президента Зеленского в 2019 году. Нельзя терять такие возможности держать "украинский вопрос" в фокусе международной политики! Тем более, когда российская кампания дезинформации и манипуляций идет полным ходом. Это не может заменить блиц визит советника президента А. Ермака в Брюссель и его закрытая встреча с послами ЕС. Тем более, что некоторая предоставленная им информация вызвала, мягко говоря, неприятный привкус у европейских партнеров.

    3. Поддерживаю символическую, но важную трехстороннюю инициативу внешнеполитических ведомств Украины, Молдовы и Грузии относительно передачи общего видения будущего развития "Восточного партнерства" ЕС в направлении формализации и углубления отношений с "ассоциированной тройкой". Следует давить дальше, используя все возможные средства влияния, чтобы перспектива начала новой "русской" волны расширения постепенно прорастала в головах лидеров ЕС и центрах принятия решений.

    4. Решение Конгресса США о введении точечных санкций против компаний, которые привлечены к реализации политически мотивированного проекта "Северный поток-2", без сомнения, усилило позиции украинской стороны в переговорах с Кремлем относительно нового многолетнего контракта на транзит природного газа из России в страны Европы.

    Для реального введения ограничительных мер со стороны США еще необходимо завершить соответствующие процедуры, в том числе дождаться подписи президента Трампа. Но сдвиг этого вопроса с мертвой точки существенно испортило настроение в Москве, поскольку способно отложить сроки сдачи в эксплуатацию проекта особой геополитической важности для России.

    Важно не упустить момент и усилить работу с американскими сенаторами и группами влияния для окончательного запуска санкционного режима против российского энергетического оружия. Надеюсь, что такая работа будет существенно усилена с назначением нового Посла Украины в США Владимира Ельченко, который пользуется уважением и авторитетом в американских политических кругах.

    5. Важным результатом декабрьских дипломатических усилий украинской власти на международном финансовом направлении следует считать предварительные договоренности о новой трехлетней программе сотрудничества между Украиной и Международным валютным фондом на сумму 5,5 млрд долларов.

    Такие договоренности были зафиксированы во время телефонного разговора президента Зеленского и нового директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой 7 декабря. В то же время практическое решение этого вопроса, а именно – утверждение программы советом директоров, возможно только после окончательного урегулирования вопроса национализации ПриватБанка в пользу государства Украина, "взыскание крупных убытков налогоплательщикам, которые они понесли из-за решения банков", а также принятия законодательных рамок для запуска рынка земли сельскохозяйственного назначения.

    Вместе с тем даже рабочие договоренности о продолжении сотрудничества с МВФ дают основания для Украины рассчитывать на выплату очередного транша в 500 млн. евро в рамках четвертой программы макрофинансовой помощи ЕС, которая завершается в этом году. Надеемся, что пока длились переговоры с МВФ, правительство выполняло другие условия, необходимые для получения средств Евросоюза.

    6. Особенно победным стал правовой фронт в международных судебных институтах. В частности, Международный суд ООН признал свою юрисдикцию для дальнейшего рассмотрения иска Украины против России, постоянного члена Совета Безопасности ООН, за нарушение Конвенции о борьбе с финансированием международного терроризма и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Простым языком, речь идет о событиях на Донбассе и в Крыму. Так же не сработала передача Украине разграбленных Россией трех кораблей накануне заседания Морского трибунала в Гамбурге. Арбитраж продолжил рассмотрение дела, определив правила работы арбитража, название дела. Остается только довести все судебные иски Украины против России до логического завершения, а именно к восстановлению нарушенных прав Украины и привлечения агрессора к международно-правовой ответственности. Едва ли не важнейшей проблемой для успешного рассмотрения дела в Международном морском трибунале может стать сама Украина. Возбуждение ГБР уголовного дела против пятого президента за приказ о перебазировании украинских кораблей из Одессы в порт Мариуполь может стать "медвежьей услугой" для украинской делегации, чем воспользуются адвокаты Кремля.

    7. Хотя крымский вопрос так и не был достаточно очерчен во время Нормандского саммита в Париже, свое продолжение получили предыдущие инициативы в вопросе консолидации политики непризнания попытки аннексии Автономной Республики Крым и Севастополя. 9 декабря, что совпало с Нормандским саммитом, Генеральная Ассамблея ООН одобрила усиленную резолюцию "Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также частей Черного и Азовского морей". После утверждения 14 ноября своего окончательного голосования в ГА ООН ожидает и резолюция "Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и г. Севастополь", запланированного на 18 декабря. Продолжается координация усилий по деоккупации полуострова и с Европейским Союзом: 10 декабря состоялся уже седьмой раунд консультаций Украина – ЕС о правовых последствиях попытки аннексии Крыма.

    8. Вполне справедливым представляется инициатива осуществить визит Президента Украины в Азербайджан, важный экономический и энергетический партнер нашего государства. Особенно рассчитываю на налаживание личного контакта между президентом Зеленским и президентом Алиевым и активизацию работы Стратегического совета президентов.

    9. Приятной неожиданностью стало проведение в Киеве заседания ГУАМ на высоком уровне. Хорошо, что восстановлено прагматичное сотрудничество в этом важном формате, равно как и использование встречи для консолидации взаимной поддержки на фоне попыток России усилить интеграционные процессы под руководством Москвы.

    Вместе с тем не обошлось в этом месяце и без "дипломатических голов" в наши ворота

    1. Самым большим упущением, а заодно и всего периода ожидания саммита Нормандской четверки в Париже, стала опасная смена акцентов в поиске мирного урегулирования на Донбассе – с безопасности на политику.

    Наполнение заключительного коммюнике с его пустой частью по безопасности и конкретными политическими требованиями к Украине подтвердили опасения, что Кремлю удастся переломить логику переговоров пяти лет и заложить свой алгоритм урегулирования. Из-за недальновидной формализации Киевом формулы Штайнмайера основное внимание сейчас переместится с выполнения Россией положений Минских договоренностей по безопасности на создание Киевом условий для проведения местных выборов на Донбассе. Отныне весь процесс мирного урегулирования будет двигаться за счет украинских интересов – меньше гарантий безопасности и больше политических условий, безусловное выполнение которых Киевом неизбежно будет отделять нас от перспективы возвращения контроля над границей.

    Не добавляет веры достигнутым договоренностям в Париже и история с исправлением на сайте Офиса президента коммюнике. Поскольку, как оказалось, речь шла не о техническом продлении закона, а в целом о функционировании на постоянной основе т. н. особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей. А это влечет за собой масштабную законодательную работу. Тревоги добавляет и внесение в парламент как неотложного президентского законопроекта о внесении конституционных изменений по вопросам децентрализации во исполнение Минских договоренностей. Так как этот законопроект вносился в пятницу поздно вечером, его авторы, по всей вероятности, не хотели бы привлекать к нему излишнего внимания, чтобы избежать общественной огласки и резонанса.

    Можно сколько угодно настаивать на изменениях в Минских договоренностях, как этого хочет дипломатия Зеленского, но переговорная традиция не предусматривает подобных шагов без условий взаимности. Вместо того чтобы взять на свое вооружение наработки предыдущих лет, которые загнали Кремль в ситуацию цугцванга, новая команда встала на тонкий лед, что грозит обвинением Киева в отходе от Минских договоренностей и непоследовательности. Самое время было бы реанимировать идею о подготовке "дорожной карты" во исполнение решений Берлинского саммита 2016 года. Это позволило бы избежать разногласий в трактовке отдельных положений "Минска", прежде всего относительно границы, и сформировать всеобъемлющее видение процесса восстановления территориальной целостности Украины.

    2. Упущенной возможностью для дипломатии Зеленского и стратегических интересов Украины в целом стал декабрьский (юбилейный!) саммит Североатлантического альянса в Лондоне.

    Командировка для участия в мероприятиях в рамках саммита НАТО министра иностранных дел Украины проходила уже в авральном порядке и была похожа больше на спасение ситуации, нежели на стратегический расчет. Это решение оказалось явно запоздалым и недостаточным, поскольку такого уровня представленности Украины не хватало для предметных разговоров на должном уровне на Лондонской встрече.

    Отсюда и отсутствие в заключительном документе саммита НАТО упоминания об Украине, для чего были все основания и множество железных аргументов. Единственный действующий вооруженный конфликт в Европе точно заслуживал того, чтобы быть отмеченным лидерами Альянса по результатам встречи.

    Таким образом, вместо фиксации амбиций Украины по отношению к НАТО получили неутешительное подтверждение наших предыдущих выводов о том, что Украину и ее интересы готовы и будут защищать настолько, насколько мы сами готовы и будем их отстаивать. И, кстати, не только в таком определяющем вопросе, как получение Украиной Плана действий относительно членства в НАТО, но и относительно противодействия внешней агрессии. В целом нехватка четкой артикуляции курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию в политической риторике главы нашего государства не может не беспокоить.

    3. Так и не предложен действенный план на венгерском направлении, где продолжает штормить. В частности, участились провокационные высказывания вроде автономии для венгерской общины Закарпатья или телевизионного сюжета об обозначении Крыма российским. Своими действиями Будапешт дает четко понять, что изменение политической команды на Банковой и проявленные ею миролюбивые жесты ни в коей мере не сказались на общей линии венгерской политики в отношении Украины. Такая настойчивость не остается не замеченной и на восточной границе, где Москва прибегла к откровенной лжи: якобы Венгрия предложила России вместе защитить права нацменьшинств в Украине.

    4. В связи с завершением года появилось основание для анализа выполнения дипломатических обещаний президента по графику международных визитов. Так, в частности, нового украинского лидера так и не увидели в Лондоне и в Белом доме, а Киев так и не встретил хлебом-солью президента Макрона – хорошего друга Владимира Зеленского.

    5. После мощных сокрушительных имиджевых ударов, связанных со скандалами вокруг председателя Комитета по иностранным делам Верховной Рады Богдана Яременко, и невозможности назначить нового главу комитета по международным делам украинская парламентская дипломатия остается неспособной эффективно выполнять свою функцию. Украина не может себе позволить пренебрегать этим треком в условиях продолжающейся российской агрессии и ряда других внешних вызовов перед Украинским государством. Это замечают и наши партнеры.

    6. Существенной "пробоиной" в дипломатическом корабле, особенно на международно-правовом направлении, стало увольнение заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль. Хотя остаюсь сторонником командной игры в дипломатии, это тот исключительный случай, когда одно лицо делало "погоду" на поле судебных и арбитражных исков против страны агрессора. Имею надежду, что на эту позицию будет быстро назначен опытный и профессиональный дипломат.

    7. Так и не состоялось совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины в Киеве с участием нового руководства государства.

    Вместо этого прорабатывается ограниченное "кустовое" совещание с участием Министра иностранных дел в Берлине. Такие ивенты часто сравнивают в дипломатических кругах с туристической поездкой на рождественскую ярмарку в Европу. Реальный эффект от таких мероприятий, кроме т.н. "тим билдинга", очень низкий.

    "Дипломатическая армия" Украины требует внимания и четкой координации из Киева, личного знакомства и коммуникации с руководством государства, правительства и парламента. Подобное игнорирование лишь продолжает тенденцию к деградации украинской дипломатии и снижения ее боевого духа.

    Советы неравнодушного

    1. Считаю необходимым начать работу над подготовкой визита президента Украины в Брюссель в марте 2020 года в рамках следующего заседания Европейского Совета. Будет хорошая возможность активизировать диалог с руководством институтов и государств – членов ЕС, заручиться поддержкой в контексте подготовки к следующему саммиту Нормандской четверки, представить собственное видение стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма (6-я годовщина попытки аннексии), отчитаться об успехах политических и экономических реформ в государстве и согласовать временные рамки и концепцию следующего, 22-го саммита Украина – ЕС.

    2. Важным событием начала 2020 года на евроинтеграционном треке должен стать Совет ассоциации Украина – ЕС, который так и не состоялся в 2019 году, в первую очередь, из-за затягивание процесса утверждения нового состава Еврокомиссии.

    Как я уже неоднократно отмечал, необходимо использовать символичность момента, а именно: факты полного обновления правительственного звена и в Украине, и в ЕС для организации так называемой "Совета ассоциации+" в формате совместного заседания правительства Украины и Еврокомиссии в Брюсселе.

    В результате получили бы и установление рабочих контактов в формате "все со всеми", и особый символический вес достигнутых договоренностей, которые можно было бы оформить в совместное концептуальное и содержательное видение развития двусторонних отношений до 2024 года. В таком случае вполне возможным было бы результативное продвижение вопроса о начале пересмотра Соглашения об ассоциации и внедрения новых механизмов интеграции по типу "скрининга".

    3. Вступление на пост нового Высокого представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Жозепа Борреля открывает возможности для большего привлечения главы европейской дипломатии к урегулированию ситуации на Донбассе. К сожалению, его предшественница Федерика Могерини так и не нашла в себе мужества за пять лет на посту посетить линию соприкосновения и продемонстрировать четкую позицию ЕС по осуждению российской агрессии. Следовательно, важно убедить Жозепи Борреля посетить Донбасс в ближайшее время, например, по случаю 5-й годовщины Минских договоренностей в феврале 2020 года.

    4. В связи с договоренностями о новой трехлетней программе сотрудничества с МВФ и завершении четвертой программы макрофинансовой помощи со стороны ЕС представляется целесообразным поставить перед Европейской Комиссией вопрос о разработке новой трехлетней программы макрофинансовой помощи со стороны ЕС в поддержку макроэкономической стабильности и внедрения евроинтеграционных реформ.

    5. Уже сейчас стоит начать подготовку участия главы государства в экономическом форуме в Давосе, который является великолепной платформой как для донесения актуальной информации о результатах и планах преобразований в Украине, так и для привлечения внимания потенциальных иностранных инвесторов к украинской экономике. Давос является не менее благоприятным местом для знакомства нового президента с финансово-экономической элитой мира.

    Особенно актуально было бы участие президента Зеленского в ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности. Его программное выступление могло бы не только очертить видение восстановления территориальной целостности Украины, но и место нашего государства в системе европейской безопасности.

    6. Стоит добиваться от американской стороны специального назначения уполномоченного лица, которое активно подключилось бы к работе на донбасском и крымском направлениях. К сожалению, после отставки Курта Волкера роль США в мирном урегулировании ситуации на Донбассе обнулилась.

    7. По результатам парламентских выборов в Великобритании есть все основания надеяться на быстрое завершение процесса выхода ВБ из ЕС. Такое развитие событий ставит перед украинской стороной несколько важных задач, в частности, по заключению новых правовых рамок двустороннего сотрудничества взамен Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также окончательному решению вопроса о завершении заключения Соглашения с ЕС о Совместном авиационном пространстве.

    Независимо от политических вкусов и цветов внутри Украины единство и солидарность на внешней арене – это залог нашей победы!

    Предыдущий материал
    Дипломатический декабрь президента Зеленского: плюсы и минусы – обзор от Елисеева
    Следующий материал
    Сутки в ООС: враг 6 раз нарушил "тишину" на Донбассе, ранен военнослужащий ВСУ
    Loading...

    Принятие "закона о границе ДНР" является громкой пощечиной перед "Нормандским саммитом" – Елисеев

    Константин Елисеев в программе "Информационный вечер" – видео

    На Западе растет беспокойство относительно возможных сепаратных договоренностей Киева с Москвой – Елисеев

    Во время контактов Порошенко с США вопрос дела Burisma не поднимался – Елисеев

    "Не думал, что так закончится": Константин Елисеев уходит из МИД

    Прогноз Елисеева, чем закончится "нормандский саммит": 5 главных пунктов