Первая часть расследования: Воздушный террор: роковые ошибки и сознательные преступления – советские ракеты на службе режимов
Продолжение
В 2001-м ракета украинского зенитного комплекса С-200 сбила российский Ту-154 над Черным морем. Президент Кучма признал вину ВСУ и приказал выплатить компенсации семьям погибших. Однако на государственном уровне к официальному Киеву Москва не выдвинула никаких претензий, поэтому юридически вина Украины установлена не была.
СМИ удивлялись тогдашней лояльности и уступчивости Путина. Учения и стрельбы были совместными и проводились на подконтрольном РФ полигоне Черноморского флота. Поражение цели произошло в зоне ответственности российской службы авиадвижения, которая не закрыла там воздушное пространство на время учений. Чей оператор выбрал гражданскую цель и даже чья это была ракета — до сих пор под вопросом.
"Якобы Украина сбила. Украина согласилась выплатить компенсации экс-грациа, без юридического признания своей вины. Это первый момент. Второй момент – это воспоминания тогдашнего министра обороны Кузьмука, который прямым текстом говорил, что ракета была российская, а украинскую сторону заставили взять на себя вину," – Алексей Кафтан, журналист-международник, историк.
Катастрофы гражданских авиалайнеров с участием военных в основном происходили далеко над морями или пустынями
Советский Союз начал настоящую воздушную войну прямо на собственной территории и одержал в ней убедительную победу.
Первый гражданский самолет советские войска сбили в 1959-м. Это был пассажирский Ил-14, который попал под огонь пушек и пулеметов с полигона под Сталинградом. Тогда погибли 25 человек. Во время расследования оказалось, что самолеты постоянно попадали под обстрелы в этой зоне, однако отделывались незначительными повреждениями, которые сразу же засекречивались.
В 1961 году противовоздушная ракета сбила Ил-18 в Ростовской области. Погибло 59 человек. В следующем году советские зенитчики уничтожили аж два самолета Ту-104 — под Красноярском и Хабаровском. Счет жертв становился все больше: 84 в первом случае и 86 во втором.
В 1963 году — снова Ил-18, на этот раз под Казанью, 67 погибших.
Во всех этих случаях реальная причина авиакатастроф никогда не озвучивалась — родственникам жертв врали про технические неполадки, о поддержке или компенсации также не говорилось. Настоящей причиной было то, что большевистский режим строго оберегал свои тайны от американской разведки.
Ради этого Кремль был готов сбивать все подозрительные объекты, даже если под удар могли попасть свои. Техника была несовершенной, и отличить гражданский лайнер от вражеского шпиона часто было невозможно.
Оружие совершенствовалось, но безопасность советских граждан оставалась на втором месте
Часто проводились учебные стрельбы вблизи городов и аэродромов, ведь это было удобно. И ракеты находили себе новые жертвы.
В 1968-м через 28 минут после взлета был сбит Ан-24 в Якутии. В 1973-м – Ан-24 возле Перми и Ил-18 близ Семипалатинска. Все эти лайнеры имели несчастье пролетать вблизи секретных военных баз.
Количество погибших советских граждан в этой "воздушной войне" достигло полутысячи человек. Насколько можно судить, все это были случайные жертвы. Их уничтожали то ли ради борьбы с воздушными шпионами, то ли во время учений. Но сбивали и сознательно. В 1967-м над нейтральными водами Черного моря советские истребители расстреляли кукурузник Ан-2.
"Его похитил в Туапсе бывший военный пилот Павел Скрылев и попытался убежать из "коммунистического рая" в "капиталистический ад". По официальным данным, на борту был только сам похититель. Однако действительное число жертв останется неизвестным. Обломки на дне моря не исследовали, а сколько человек поднялось на борт, никто не видел", — Иван Дерейко, историк.
В 1978-м советские истребители так же сознательно сбили корейский Боинг 707 с сотней пассажиров на борту. Лайнер из-за ошибки оборудования залетел в воздушное пространство СССР и был перехвачен истребителем Су-15 над Карелией.
Экипаж понял свою ошибку и попытался вернуться в Финляндию. Советский пилот получил приказ сбить нарушителя. Он несколько минут доказывал руководству, что речь идет о гражданском борте, а не о шпионе, но в конце концов подчинился. Ракета сильно повредила Боинг, однако пилотам удалось совершить аварийную посадку на лед ближайшего озера. Погибли двое пассажиров, остальных после допросов отпустили. Никаких компенсаций СССР не выплатил.
В 1981 году аргентинский грузовой самолет на свою беду нарушил границу СССР над Арменией. Истребитель почему-то не расстрелял его, а таранил. Аргентинский экипаж погиб, а советский пилот выжил и даже получил награду.
В августе того же 1981 года, над СССР столкнулись еще два самолета. На этот раз бомбардировщик Ту-16 протаранил не подозрительного нарушителя, а обычный пассажирский Ан-24. Причиной гибели 37 человек признали халатность военных пилотов и их командования, которые не привыкли обращать внимания на каких-то там гражданских.
Одна из пассажирок лайнера, 20-летняя студентка Лариса Савицкая, чудом выжила. Она упала вместе с хвостом самолета с 5-километровой высоты и приземлилась на молодые березы, которые смягчили удар. Муж Савицкой, летевший тем же рейсом, погиб. Впоследствии девушка стала рекордсменкой Книги рекордов Гиннесса за самую маленькую компенсацию среди жертв авиакатастроф в мире: советская власть выделила ей 75 рублей и отказала в получении инвалидности.
Кремль сначала все отрицал, а затем заявил, что сбил шпиона, а когда всплыли подробности — назвал все провокацией. Черные ящики лайнера выловили советские водолазы, и они исчезли на 10 лет. Только после распада СССР состоялось расследование, которое установило причины инцидента.
Катастрофу корейского Боинга президент США Рональд Рейган назвал "преступлением против человечества, которое никогда нельзя забыть". А еще назвал СССР "Империей зла". Однако империя продолжала совершать незабываемые преступления, правда, уже не своими руками. В мире наступила эпоха гибридных войн.
В следующем году два Мига болгарских коммунистов сбили пассажирский Локхид компании Эль-Аль. Погибло 58 израильтян.
Сначала все заканчивалось достаточно цивилизованно. Оба виновника признали свои ошибки, а Болгария даже выплатила компенсации родственникам жертв.
Наступила роковая эпоха ракет
Теперь зенитные комплексы, особенно переносные, можно было поставлять не только союзным государствам. Им не нужны аэродромы или дорогое обслуживание. Их можно раздавать любым гибридным формированиям, даже партизанским, и сеять хаос.
Первым предвестником нового вида воздушного террора стало сбивание двух пассажирских лайнеров в Африке в 1978-м и 79-м годах. Они принадлежали уже пропавшей сейчас стране Родезии. В сумме погибло 107 гражданских. Орудиями преступлений были советские переносные ЗРК "Стрела-2". Исполнителями теракта были боевики коммунистической Зимбабвийской народно-революционной армии, или же московские "ихтамнеты". По заниженным официальным данным, зимбабвийцам помогали по меньшей мере полторы тысячи советских военных советников.
После такого успешного старта с 70-х годов и до сегодняшнего дня советские ПЗРК сбили по меньшей мере 16 гражданских самолетов. Это были лайнеры авиакомпаний Анголы, Малави, Конго, Шри-Ланки, Афганистана, Германии, США, Швейцарии и даже Беларуси и Молдовы.
А в 2014-м очередные российские гибридные формирования сбили очередной авиалайнер – малайзийский Боинг над Донбассом. Сейчас это крупнейшая по числу жертв катастрофа гражданского самолета, сбитого военными.
Большинство гражданских самолетов, сбитых в истории человечества, стали жертвами российских военных и российского оружия. Самые свежие и самые кровавые иллюстрации этого тезиса — малайзийский Боинг на Донбассе и украинский в Иране. И такие катастрофы будут случаться и в дальнейшем, пока Кремль может вести войны и поставлять оружие своим союзникам.