Новые станции, транспортные хабы, альтернатива жетонам и санузлы – как будет меняться киевское метро

Метро Depositphotos
В программе "Час: Online" на "5 канале" советник руководителя КП "Киевский метрополитен" Наталья Макогон рассказала о развитии столичного метро в ближайшие годы, а также какие инновации ждут пассажиров

– Поговорим об отмене жетонов. Убрали автоматы по их продаже, из-за чего появились большие очереди к кассам. Как предотвратить и какая есть альтернатива разовой поездки, кроме жетона?

– Мы второй год подряд говорим о выводе жетона из обращения. 30 октября – это будет последний день жетона в метро. Действительно, все те люди, которые покупали жетоны в автоматах, сейчас образуют очереди к кассам. Мы призываем этих людей не оттягивать этот момент, ничего не изменится – в киевском метрополитене действительно не будет жетонов. Перейдите на карточку сейчас, чтобы не стоять в очереди каждый день. Если вы регулярный пассажир, вы можете пополнить ее сразу на 50 поездок и будете платить по 6,50 грн. Это дешевле, чем любая маршрутка в Киеве. Это метро, которое довезет вас без пробок и за короткий промежуток времени от "Лесной" до "Бориспольской". Этой карточкой, которая пока в тестовом режиме, вы можете воспользоваться, как единым билетом, не только в метрополитене, но и в наземном транспорте. Уже сейчас люди покупают карточки, это можно сделать на 10 станциях метро и в некоторых точках продаж наземного транспорта. Онлайн в Интернете, где вы просто платите за коммуналку, вы можете эту карточку также пополнить. Уже на каждой станции есть синий турникет, где вы можете оплатить именно единым билетом. Важно для города, что оператором этой системы является отдельное коммунальное предприятие "Гивц", которое присылает нам платежки за коммунальные услуги. У них есть опыт управления такими массивными данными платежей. Соответственно, если возникают вопросы по пользованию электронным билетом, то можно открыть сайт Kyiv Smart Card и там есть уже ответы на самые популярные вопросы. Для пассажира, который пришел в метро сегодня, есть несколько вариантов проезда. Он еще может купить жетон, также он может купить карточку метро, она стоит 15 гривен, и пополнить на то количество поездок, которое ему нужно. Пополнять можно в кассах и специальных автоматах, которые есть в метро. Карточка работает год с предыдущего вашего прохода. Поэтому, если вы ездите в метро чаще, чем раз в год, это уже вам будет выгодно. Если вы использовали все поездки и карточка вам не нужна, вы можете сдать ее в кассу и вернуть свои 15 гривен за нее. Третий способ бесконтактная банковская карточка. Это карточка может быть любого банка, любой платежной системы. То есть главное, чтобы это была карточка с PayPass. Прикладываете к желтым маркированным турникетам и проходите. Есть еще также пассажиры социальных категорий. Льготники Киева пользуются только "Карточкой киевлянина", об этом было соответствующее решение Киевсовета. Есть еще категории, которые пользуются своими удостоверениями – это общеукраинские категории льготников. Сейчас начались каникулы, и хочу напомнить всем родителям. Не забывайте своему ребенку дать ученический билет, который дает возможность бесплатного проезда. В нашем метро имеют бесплатный проезд только дети из Киева. Наш контроллер не может различить - из какого города ребенок. Ни внешний вид, ни сколько лет, ни ученический дневник не является основанием для льготы. Приучайте детей, что есть законодательство и его нужно выполнять. Или же альтернативно давайте ребенку 10-15 гривен, чтобы он смог доехать домой, если все-таки забыл или потерял документ.

– Планируется ли в ближайшее время повышение стоимости проезда?

– Таких предпосылок нет. В рамках введения электронного билета тарифная сетка не пересматривается.

– Во многих европейских городах стоимость поездки зависит от зоны, например, зона дороже. Были такие идеи введения в Украине?

– На уровне идеи обсуждались разные варианты. Где-то есть зонирование, например, в Лондоне. Где-то есть время. То есть продолжительность поездки, например, 70 минут. На сегодня пока принято решение единого электронного билета. У нас пока есть определенные проблемы с транспортом. Если ввести билет на 70 минут, то можно все это время простоять в пробке. Поэтому сейчас речь идет о системе, которая позволит вам платить одним инструментом и в наземном, и в подземном транспорте. Потом, когда система уже заработает на полную, можно вернуться к тем европейским показателям, на которые мы ориентируемся. Пока что не рассматривается ни время, ни зонирование. Пока работаем в той системе, которая есть.

– Перечень льготных категорий планируется увеличиваться или уменьшаться?

– Не так давно он немного расширился. Добавились категории с военными льготами. На сегодня мы имеем 10 категорий льгот Киева, те, которые пользуются "Картой киевлянина", и еще 17 категорий – это общеукраинские льготники. У нас каждый четвертый пассажир является льготником. На сегодня есть вопросы, и я надеюсь это в ближайшее время решится, это какой-то электронный инструмент для общеукраинского льготника. Эти 17 категорий подаются общим количеством, соответственно государство не видит, кому больше нужна эта льгота. И речь идет не только о метро, но и про другие виды транспорта, чтобы увидеть, кто пользуется такой льготой. Возможно, есть какой-то, к сожалению, лежащий человек, ему лучше дать деньги на лекарства, чем льготу на транспорт.

Метро турникеты
Метро турникетыDepositphotos

– Знаем, что в метро хотят строить туалеты. Как это будет реализовываться?

– С 1 сентября вступают в силу новые строительные нормы, которые предусматривают обустройство санузлов при строительстве новых станций, или при реконструкции старых. Сейчас пока сложно сказать, какая станция станет первой. Такая практика в мире есть, но есть еще много вопросов к этим нормам: средства на проектирование, обслуживание, коммуникации, эти туалеты должны быть включены в тарифы, или эта услуга должна быть бесплатной. Такая идея хорошая и интересная, она ориентирована на пассажира. Но у нас в Украине есть свои особенности. К подобному внедрению нужно будет привлекать правоохранительные органы, потому что у нас есть вопрос с минированием метрополитена. Мы уже больше 200 раз проводили полную эвакуацию. Сейчас этих звонков много по торговым сетям, по больницам, где тяжелобольных людей вывозят на улицу, чтобы осмотреть помещение. То есть в метрополитене надо еще подумать, где их устанавливать, в вестибюле или внизу, как должна проходить эвакуация и т. п.

– Почему нет сдвигов по станции "Новобеличи"?

– Там есть сдвиги. Там идут проектные работы. Планируется делать транспортный хаб, который объединит станцию метро, электрички и автобусы. Работы там идут, но пока не в активной фазе. В активной фазе у нас сейчас продолжаются работы по Виноградарю. Это две станции - "Мостицкая" и "Проспект Правды", которые в данный момент строятся и планируются открыться в конце 2020-2021 годов. Относительно других объектов, так там речь идет либо о проектных работах, либо о подготовке к проектным работам. По глобальным мы сейчас завершаем станцию "Святошино", один выход для пассажиров уже открыт, другой планируем завершить уже в этом году. Это для нас инновационный проект, потому что станция 70-х годов сейчас обустраивается под лифты и подъемники по программе доступности. Оказалось, сложнее, чем планировали. Метрополитен – это такая специфическая штука. У тебя есть документация, все нарисовано, как оно должно быть, но в то же время в земле проходят различные вибрационные процессы, вода и т. п. Плюс то, что мы устанавливаем лифты – это сложное переоборудование станции. Но мы делаем все, чтобы это удалось. Я думаю, когда станция проработает год или два, мы посмотрим, какие нюансы могут возникнуть за это время и будем приступать к следующим станциям, например, "Нивки", где есть большой пассажиропоток.

Строительство метро
Строительство метроDepositphotos

– Вы планируете все станции оборудовать лифтами?

– Все нет, а те, которые неглубокого заложения. Метро "Арсенальная" - 100% нет, чтобы там вырыть лифтовую шахту, это надо вырыть еще одну станцию рядом, это нереально.

– На летний период, какие станции будут закрываться или частично закрываться на ремонт или реконструкцию?

– Глобально у нас работы идут только по "Святошину", там очень большой объем и сложный объект. Из больших мелких работ, мы ремонтируем эскалаторы на станциях "Арсенальная" и "Дорогожичи". Они требуют капитального ремонта примерно раз в 10 лет. У нас всего 122 эскалатора, поэтому примерно 8-10 эскалаторов ежегодно нужно капитально ремонтировать. Сейчас лето и я хочу напомнить нашим пассажирам, особенно красивым женщинам, держите длинные юбки, потому что они могут стать короткими. Мужчинам это понравится, а вам нет.

– Когда будет скоростной Интернет в метро? В Харькове уже много лет есть 3G, а недавно и 4G.

– Была громкая заявка на победу от компании "Москито мобайл", которая подписывала инвестиционный договор с городом. Метро было площадкой для реализации этого проекта. На этапе реализации Интернет запустили на 11 станциях, все было нормально, но на определенном этапе компания сказала, что она финансово не состоятельна и закрывает договор. Есть определенные юридические моменты, которые не позволяют это все делать быстро. Город разорвал этот договор лишь недавно и объявил инвестконкурс на нового подрядчика, который будет готов внедрить Wi-Fi. Что касается мобильного Интернета, то он работает, но не лучшим образом. Есть компания, которая сотрудничает с мобильными операторами. Я помню, что были заявки "Киевстара" о производстве и 3G, и 4G. Но эти проекты являются инвестиционными, поэтому мы не можем на них влиять. Мы радуемся, что они на нашей территории, наш пассажир получает дополнительную услугу, потому что это современный человек, который не выпускает из рук смартфон, решая кучу вопросов, в дороге из пункта А в пункт Б. К сожалению, оно немного сложнее юридически и по примеру Харькова пока в Киеве не реализовано.

Интернет в метро
Интернет в метроDepositphotos

– Были также планы относительно станции "Берковецкая", что там происходит сейчас?

– На этот год ничего нет. На следующий год тоже скорее всего ничего не будет. Пока мы не достроим Виноградарь, говорить о следующей станции немножко рано. Есть ограниченный бюджет у города, и в зависимости от него мы будем знать, куда метро может двигаться дальше. Относительно метро на Троещину ведутся переговоры с Китаем, потому что там надо большие инвестиции. То, что может сейчас город покрыть, это метро на Виноградарь – шесть миллиардов гривен за три года. Кроме того метро на Троещину зависит от строительства Подольско-Воскресенского моста. Сейчас там планируется в ближайшее время открыть автомобильное сообщение. Уже розгрузится Северный мост, который каждый день стоит в пробках. Потом туда начнется нанизываться метро. Структура моста уже предусматривает такую возможность – второй ярус под метро.

– Вы бы хотели сотрудничать со стартапами? Ведь есть идеи, например, специальные подставки на эскалаторы для людей с инвалидностью с тележками.

– Со стартапами хотели бы, работаем, пишите нам на страницу в Facebook, или просто сообщение пишите. Мы отрабатываем все обращения, которые поступают. Были идеи, проводили тестирование. Но возникает много технических моментов. Мы всегда заключаем ассоциацию людей с инвалидностью, чтобы именно они говорили подходит это или нет. На сегодня компании думают и дорабатывают. Некоторые проекты, конструкции выглядят инновационными,но не могут работать. Мы ждем стартапы, приходите, мы подключаем технарей. Тема интересная, мы хотим, чтобы метро было доступным.

Эскалаторы, инвалидная коляска
Эскалаторы, инвалидная коляскаDepositphotos

– Есть ли возможность проводить экскурсии за кулисы, например, в депо или на станцию "Львовская брама"?

– Мы проводим экскурсии. У нас есть музей, там проводят экскурсии ежедневно. Есть сувенирная лавка. Проводим экскурсии в депо. Мы не можем делать это часто, потому что это рабочий объект и если мы начнем проводить экскурсии, то мы не сможем выдавать поезда на линию.

– Можно ли в метро фотографировать?

– У нас много проектов, проводятся съемки. Для этого нужны разрешения. Для коммерческих компаний они платные. Разрешения для социальных проектов – бесплатные. Для этого человек должен просто сделать заявку. Есть определенные правила в метрополитене. Самое элементарное – не использовать вспышку, если вы фотографируете прибывающий поезд, потому что так можно ослепить машиниста.

Вопросы безопасности движения. Будут ли какие турникеты? Есть увеличение случаев самоубийства и несчастных случаев? Как планируете с этим бороться?

– К счастью, нет увеличения случаев. Но есть желание молодежи снять какой-то видеоролик. И с этим турникеты не справятся, здесь должно проводиться соответствующее воспитание. Это есть во всем мире, но я надеюсь, что родители правильно донесут мысль, что никакие лайки в соцсетях не стоят вашей жизни. Насчет турникетов, то такой вопрос рассматривался на линии метро на Троещину. Но есть технические особенности, которые нужно еще согласовывать. В Санкт-Петербурге есть одна станция метро, которая закрывается, но это была не защита от самоубийства, а защита от наводнения. Метро находится под рекой и в случае чего можно закрыть станцию и быстро вывести людей. На защиту от самоубийства ориентированы больше азиатские страны, потому что там этот показатель очень высокий. У нас такого нет, это разовые случаи. А технологически сделать это действительно очень сложно.

Напомним, ранее 5.ua сообщал, что в Киеве отремонтируют три станции метро.

Смотрите также фотогалерею по теме:

Предыдущий материал
"Внедрение рынка электроэнергии стоит отложить": Данилюк рассказал о результатах заседания СНБО – главные тезисы
Следующий материал
"Спаситель Москвы" и "любимчик Сталина": почему советского генерала Андрея Власова все-таки казнили по приказу вождя