146 дней длилась оборона Луганского аэропорта. Хоть она была не столь известна, как оборона ДАПа, героизма и отваги украинские воины там проявили не меньше.
Аэродром был расположен в секторе "А", который имел зону ответственности от Луганска до Рубежного. Создан в начале июня 2014 г. на базе ОК "Север". В составе сектора было до четырех БТГр, двух БТрО общей численностью до 4000 военнослужащих. Штаб располагался в городе Евсуг.
В мае – июне 2014 г. подразделения в составе сектора обеспечивали линию изоляции на территории Луганской области с общим заданием не допустить продвижения противника вглубь страны. Далее оперативным заданием стало освобождение населенных пунктов и территорий по левому берегу Северского Донца, затем – оперативное окружение Луганска.
В начале июня в этой части Донбасса было относительно спокойно, и внимание СМИ было сосредоточено на Славянском направлении. Впрочем, уже тогда были освобождены города Трехизбенка, Счастье.
Город Счастье Луганской области – типичный город-спутник областного центра, расположенный на левом берегу Северского Донца. Большинство жителей – работники Луганской ТЭС – единственного здесь крупного предприятия. Кто-то из местных до войны работал в Луганске, в 15 км от Счастья.
К концу весны 2014-го город был относительно спокойным. И с приближением украинской армии в Луганск несколько сотен российских наемников закрепились на подступах к областному центру. Сепаратисты захватили училище профподготовки работников милиции, взяли город под контроль и объявили т. наз. ЛНР.
Операцию по освобождению Счастья разрабатывал и воплощал в жизнь 24-й батальон теробороны "Айдар", при поддержке 8-го отдельного полка спецназначения. В ночь с 13 на 14 июня добровольцы провели наступательную операцию по освобождению города. В 1-м часу ночи начался бой и продолжался до утра. Айдаровцев было чуть больше полусотни. Российских наемников – втрое больше. В ходе военной операции ни один местный житель не пострадал, а уже к утру 14 июня город был зачищен от "сепаров".
"По итогам зачистки Счастья достоверно уничтожено более 58 террористов (подсчет продолжается), ранено более 100, остальные рассеяны. Батальон потерь не имел. Ранены четверо – два тяжелых и два легких", – такое сообщение 14 июня появилось на странице батальона в Facebook.
В этот же день добровольцы и армейцы возьмут под контроль все стратегические объекты города – Луганскую ТЭС и два моста через Северский Донец. В результате спецоперации все здания и коммуникации в Луганске будут сохранены.
Командир 80-й Оаэмбр Андрей Ковальчук и его подразделение были тогда сосредоточены на всех ключевых позициях. О том, чего украинским армейцам стоило удерживать Луганский аэропорт, Герой Украины, генерал-майор рассказал в студии спецпроекту "Тайны войны" с Яной Холодной.
Первым заданием 80-й десантной бригады по прибытии на Восток было выдвинуться в составе ротно-тактической группы из-под Харькова в Луганский аэропорт и принять под его охрану. Это заблаговременно спланированный выход из Львова подразделений бригады – ее трети. Армейцы постепенно приближались к району Харькова, где и получили это задание.
"С прибытием в ЛАП мы получали информацию и начали видеть определенные угрозы. По словам гражданских жителей и работников ЛАП, стало известно, что одно здание пытались захватить, были уже первые проявления с оружием. Поэтому стало очевидным, что кроме как осуществлять пропускной режим, нужно владеть ситуацией в самом аэропорту, необходимо обеспечить периметр. А еще позже встал вопрос недоверия к отдельным правоохранителям, которые выполняли там задания", – рассказывает Андрей Ковальчук.
Он говорит, что те правоохранители перешли на сторону врага, некоторое время не выдавали себя, не проявляли своего коллаборационизма открыто: "Но, общаясь и наблюдая за определенными действиями, мы пришли к выводу, что это действительно люди, которым нельзя доверять. И решение взять под охрану ЛАП – было правильным".
В апреле-мае и в начале июня 2014 г. территория ЛАП была относительно спокойной. Аэропорт даже обслуживал гражданские рейсы. Соответственно, военные должны были коммуницировать с гражданскими, в частности с персоналом аэродрома.
Андрей Ковальчук вспоминает, что во время выдвижения ротно-тактической группы на территорию Луганской области настроения людей были разными:
"Кто-то махал рукой, кто-то показывал неприличные жесты, и тогда стало понятно, что здесь люди по-разному воспринимают нас. А с учетом того, что в Луганской области военных не было, а были только подразделения противовоздушной обороны, наверное, кто-то воспринимал странно колонну военных, а еще в придачу беспорядки в самом Луганске. Поэтому, возможно, и было понимание – это начало войны".
И непосредственно в аэропорту люди, которые там работали, к украинским воинам относились вполне нормально и доброжелательно:
"С первого дня они поняли, что туда приехали не обижать их, а защищать. Поэтому проблем с гражданскими в ЛАП не было".
80-я десантная бригада была разделена: одна часть находилась на аэродроме в относительно спокойном Луганске, другая активно сражалась на подступах к Славянску. И с каждым днем приходило понимание того, что обстановка обостряется:
"Обстановка накалялась. И через СМИ много информации поступало, и от подразделений разведки. Когда состоялись первые применения оружия в сторону ВСУ, стало известно, что легко не будет. Но все же надеялись, что в течение определенного времени мы сможем оказать помощь правоохранительным органам, чтобы стабилизировать обстановку, – а они уже разберутся с бандюками, которые взяли в руки оружие и стреляли. А на то время были случаи, когда и по гражданским стреляли".
С приходом в Славянск военные поняли, что против них действуют отдельные очаги людей, которые "проявляют определенную позицию и при этом всем, непонятно для себя, взяли в руки оружие, а сдать не могут, ибо это ответственность", – говорит офицер.
"Поэтому в тот период мы еще не понимали, насколько эти риски для нас будут в чем-то роковыми, и в том, что это затянется на определенный промежуток времени", – добавляет он.
"Был такой случай: мы зашли в Николаевку после 2 дней боевых действий (в основном сталкивались со стрелковым оружием), на базу, где готовились эти боевики. Это кирпичный завод, полностью переоборудованный под казармы, дальше система обороны была выстроена, залитые бетоном окопы и прочее. 400 кг тротила. И тогда мы поняли, что просто так самоорганизоваться они не могли. Это было спланировано. Это "рука" агрессора. Вопрос в том, почему мы об этом узнали только тогда, ведь за один день это не могло появиться. Наверное, правоохранительные органы знали, и об этом никто не сказал. Замалчивали. Возможно, пытались решать по-другому. Это действительно была спланированная операция, и ею руководили тогда и задолго до того российские спецслужбы", – рассказывает Андрей Ковальчук.
С июня 2014 г. о ЛАП стали говорить активнее. Велись жесткие бои за удержание аэродрома. Ведь он имел аналогичное ДАПу стратегическое значение.
Луганский аэропорт находится к югу от Луганска, недалеко от российской границы. А вблизи – несколько транспортных развязок.
Сперва ЛАП имел стратегическое значение преимущественно как база легализации военной авиации в "ЛНР" – в Луганске было летное училище, поэтому "найти самолеты" и использовать летчиков "молодой республики" для террористов было вполне возможным.
С началом АТО аэропорт получил и оперативное значение. Он превратился в укрепрайон, который контролировал коммуникации из России вглубь украинской территории, затрудняя снабжение незаконных вооруженных формирований Мозгового, Дремова и Гиркина.
После утверждения замысла по перекрытию границы группировка, которая находилась в ЛАП, должна была в июне выйти к границе и перекрыть все дороги от Луганска до Изварино.
В начале июня в ЛАП уже начались активные боевые действия. Причем 2 месяца перед этим не были спокойными. Ибо враг пытался убедить украинских армейцев бросить оружие и технику. Провоцировали.
Провокациями занимались кураторы, которые работали с РФ, говорит генерал-майор:
"К ним присоединялись сторонники из категории недовольных и криминалитета. И их становилось все больше. Именно эти два месяца дали возможность понять ситуацию, которая сложилась на то время, дальше принимать определенные решения, включая и солдат, непосредственно. Можно говорить о том, что командиры и подчиненные готовились".
В то время боевики применяли преимущественно стрелковое оружие – и такие единичные случаи мотивировали солдата, рассказывает офицер.
Он объясняет: "Солдат понимал, что он здесь защищает свою землю. Обстрелы же были из стрелкового оружия, гранатометов, и постепенно наращивались".
Если говорить о секторе "А" в целом, и о ситуации, которая там происходила, во 2-й пол. мая и июне там уже присутствовали добровольческие батальоны, в частности "Айдар".
Сектор – это определенная группировка войск, управляемое командованием. На ответственность сектора "А" возлагалась административная территория Луганской области. Этому сектору подчинялась и 80-я бригада.
"Каждый день группировка увеличивалась, прибывали новые подразделения. Так попал в состав сектора "А" и "Айдар". Он состоял в основном из добровольцев из Луганской области. Были определенные задачи, которые мы совместно выполняли с подразделениями "Айдара" и другими добровольческими батальонами", – рассказывает Андрей Ковальчук.
"Все мы понимаем, в каком состоянии тогда были Вооруженные силы. Думаю, сегодня каждый понимает и знает истину готовности Вооруженных сил. И когда все поняли, что это действительно война – война не гражданская, а война с агрессором, и понятно, где этот агрессор, – люди взяли оружие и, минуя военкоматы, минуя определенный порядок призыва, стали защищать свою землю. Честь и хвала, что такие люди были на то время, и жертвовали своей жизнью и здоровьем, чтобы помогать Вооруженным силам. Сказать, что "все хорошо"? Семья не похожа на семью. Также и подразделения – одно не похоже на другое. И в подразделении – один патриот, а кто-то пользуется этим", – рассказывает он.
Сначала Андрей Ковальчук и его подразделение находились в ЛАП, потом переместились на Славянск. Тем временем личный состав офицера остался удерживать Луганский аэропорт. Ковальчук рассказывает, что ни минуты не сомневался в подчиненных.
"Я всегда был уверен в своем солдате. В первую очередь делаю все, чтобы солдат был уверен во мне, а я – в своем солдате. Поэтому я даже не сомневался, что подразделение, которое осталось в ЛАП, выполнит задачу и не сделает того, что должно сделать. Я оставил там старшего, который мне постоянно докладывал об обстановке, о морально-психологическом состоянии личного состава, о настрое. Если где-то кто-то пытался раздуть проблему, мол, не хватает пищи, – солдаты сами предлагали, что надо сделать. Даже есть такой ролик, когда мамы беспокоились, кто-то требовал "выводите наших детей, им нечего кушать, страдают". Солдаты сами проявили инициативу, писали ролики "для мам" и отправляли, чтобы те понимали – все хорошо, они выполняют свои задания", – говорит он.
Луганский аэропорт удерживали 146 дней – ведь это был стратегический объект. Агрессор потерял возможность использовать его для наращивания своих группировок, не мог применять авиацию. Все попытки врага свободно чувствовать себя в Луганской области упирались в ЛАП, который удерживался украинскими воинами.
"Это кость в горле противника. Ну а за нами, соответственно, весь фронт свободнее себя чувствовал", – резюмирует генерал-майор.
Несмотря на все заверения сепаратистов, Луганский аэродром не был "котлом", хотя и находился внутри вражеской территории, убеждает Ковальчук.
"ЛАП был долго в окружении, но котла не было. Когда отпала необходимость его удерживать, когда практически каждое здание было уничтожено до фундамента и оставались только подвалы, то и необходимости там терять людей не было. Принцип проиграть бой, а дальше выиграть войну – сработал. Мы вышли из практически окруженного аэропорта, не потеряв ни одного человека... Во время боя 30–31 августа мы потеряли 8 раненых военнослужащих, а во время выхода ни один не погиб, даже раненый, оставшийся там ночью. Что такое административная зона? Это такое себе маленькое село с главным корпусом. И после того, что там произошло 30–31 августа, просто не могли найти этого военнослужащего. Но мы его таки забрали через двое суток", – рассказывает он.
Андрей Ковальчук называет оборону Луганского аэропорта "маленьким Сталинградом":
"Это "маленький Сталинград", который содержался определенный промежуток времени. И героизм каждого военнослужащего просто неоценим. Ибо на то, что смогли в условиях окружения, когда снаряд на каждый клочок земли... Выжить там, выполнить задание, нанести поражение противнику (на сегодня есть подтверждения, цифры, сколько там погибло российских кадровых военнослужащих). То я думаю, что военные, которые были там, – герои. Это люди, которые сделали свое дело".
Стратегическая цель была выполнена: от аэропорта остались руины – и это не дало возможности врагу наращивать и перебрасывать свою авиацию.
Справка. Ковальчук Андрей Трофимович, 46 лет – родился на Волыни, окончил Харьковское гвардейское высшее командное танковое училище.
Военную службу начал в должности командира взвода 51-й механизированной дивизии. 2004 г. окончил Национальную академию обороны Украины по специальности "Боевое применение и управление действиями подразделений сухопутных войск". В 2018-м в этом же вузе получил степень магистра государственного управления.
В 2005-2006 годах принимал участие в мировторческих миссиях в Косово. 2011 г. служил в должности начштаба вертолетного отряда в Либерии.
В начале российско-украинской войны служил в должности командира 80-й отдельной аэромобильной бригады. С марта 2016-го приказом министра обороны Украины назначен на должность начштаба – первого заместителя командующего Высокомобильных десантных войск ВСУ.
Во время парада на Крещатике по случаю 25-й годовщины независимости Украины получил от Президента высшую государственную награду – звание Героя Украины с вручением ордена "Золотая звезда".
В октябре 2016 года Андрею Ковальчуку было присвоено звание генерал-майора.
Читайте также: Спасти Мариуполь: 9 мая 2014-го ВСУ сломали планы россиян – и изменили ход войны