Украина не согласится с предложением Ирана о выплате 150 тысяч долларов родственникам погибших в авиакатастрофе под Тегераном. Об этом заявил секретарь СНБО Алексей Данилов во время мероприятий по чествованию жертв авиакатастрофы. По словам Данилова, такая сумма несопоставима с виной Ирана в трагедии. На днях Украина получила от Тегерана технический отчет, который может раскрыть причины крушения самолета. Его будут изучать два месяца. А вот что говорят о расследовании родственники и коллеги жертв авиатехники – знает корреспондент "5 канала" Анна Рыбалка.
В Киеве на Днепровской набережной планируют создать сквер памяти о погибших в авиакатастрофе под Тегераном, которая произошла ровно год назад. А сегодня на это место пришли родственники и друзья погибших в авиакатастрофе.
Командир экипажа Владимир Гапоненко был одним из самых опытных пилотов авиакомпании – 11 тысяч часов налета. Жена погибшего летчика приехала на церемонию чествования памяти с двумя дочками. Накануне рокового рейса, говорит, изо всех сил старалась отговорить мужа лететь.
"Я говорила мужу, чтобы он не летел, но он сказал: "Это мой долг. Если авиакомпания не убрала этот рейс, значит, он будет безопасен". Он пошел на этот рейс и сказал мне напоследок – похоже, что на мне война либо начнется, либо закончится. Так что предчувствия были", – говорит Екатерина Гапоненко, жена погибшего пилота Владимира Гапоненко.
Из Винницкой области приехали родители погибшего старшего бортпроводника трагического рейса. Который выучился на пилота. Но сесть за штурвал не успел.
"Старший бортпроводник, Матьков Игорь", – рассказывает Ольга Матькова, мать погибшего старшего бортпроводника Игоря Матькова.
У памятного знака жертвам рейса – сотрудники МАУ. Пилот Александр Полянский говорит, что в самолете, который сбили иранские военные, должен был лететь и он.
"Последние воспоминания были таковы, что должен был лететь в тот день. Но у меня были обязанности как председателя профсоюза пилотов. И поэтому я этим рейсом не полетел. Улетел мой товарищ. Я мог быть в том самолете", – говорит Александр Полянский, пилот, председатель профсоюза пилотов авиакомпании "Международные авиалинии Украины".
На борту украинского самолета, летевшего из Тегерана в Киев, было 176 человек. Это граждане шести стран, одиннадцать – украинцы.
Год назад Офис генпрокурора открыл уголовное производство по факту авиакатастрофы. За это время провели более двух сотен процессуальных и следственных действий. На днях украинская сторона получила технический отчет от Ирана, который должен пролить свет на то, что случилось с самолетом.
"Мы, конечно, рассчитывали на более короткие сроки проведения технического расследования. Должна быть установлена сама причина катастрофы. Это техническое расследование, которое должно установить, что произошло на борту самолета", – говорит Евгений Дыхне, директор авиакомпании "Международные авиалинии Украины".
Украинские следователи имеют два месяца, чтобы изучить отчет. Затем его доработает иранская сторона. И только после этого документ о причинах катастрофы опубликует Международная организация по гражданской авиации. Параллельно Украина начала исследовать планшет, найденный на месте падения лайнера. Иран передал его Киеву только в декабре.
"Мы продолжаем консультации со странами, граждане которых погибли в этой авиакатастрофе. Но, к сожалению, Украина одна осталась в расследовании этой трагедии. Мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы установить истину", – отмечает Гюндуз Мамедов, заместитель генерального прокурора.
Игорь Костюченко, командир самолета авиакомпании "Международные авиалинии Украины", считает, что это было преднамеренное убийство.
В то же время Украина не соглашается с компенсацией. Иран предлагает выплатить семьям погибших 150 тысяч долларов.
"Есть предложение иранской стороны. Я не считаю, что мы должны ее принимать. Она не соответствует той вине, которую должно нести на себе государство Иран. Мы считаем, что это не та сумма, о которой вообще надо вести разговоры", – говорит Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны.
Жена погибшего командира экипажа, пилота Владимира Гапоненка, считает, что расследование затягивается и уверенности в том, что виновных накажут, нет.
"Я хотела бы принимать участие в переговорном процессе. Я бы хотела, чтобы размер компенсаций обсуждался со всеми сторонами", – говорит Екатерина Гапоненко, жена пилота Владимира Гапоненко.
На месте, где сейчас установили мемориальный знак, вскоре обустроят сквер памяти о погибших в авиакатастрофе со смотровой площадкой, которая будет напоминать крыло самолета, взлетающего в небо.
Анна Рыбалка, Виктор Снежко, "5 канал"