Сыр халуми теперь – национальный бренд Кипра. Евросоюз утвердил географическое происхождение товара. Отныне название "халуми" может носить лишь молочный продукт, изготовленный на кипрском острове. Этого власть добивалась много лет. Однако не могли договориться о проценте овечьего и козьего молока в составе, а это – главный ингредиент сыра. Решение ЕС должно защитить кипрских экспортеров, гарантировать безопасность продукта и предотвратить подделки. Что такое халуми и с чем его едят – знает журналистка "5 канала" Кристина Катарина.
"Белым золотом" называют сыр халуми кипрские фермеры. Это одна из гастрономических визитных карточек острова Афродиты. "Халуми" – греческое название молочного продукта, а по-турецки он известен как "хелим".
Много лет остров боролся за то, чтобы Евросоюз официально признал халуми исключительно кипрским брендом. Как пармезан в Италии или фета в Греции. И вот наконец Брюссель защитил географическое происхождение сыра. Отныне "халуми" имеет право называться молочный товар, изготовленный на Кипре по особой рецептуре.
"К сожалению, за прошедшие годы многие страны пытались нас копировать, поэтому официальная регистрация очень поможет защитить свой продукт. Теперь другие государства не смогут изготавливать халуми или похожий продукт, который вводит покупателей в заблуждение", – говорит главный руководитель компании по изготовлению молочных продуктов Джордж Петру.
Халуми начали изготавливать на Кипре еще во времена Средневековья. Традиционно его делают из смеси овечьего и козьего молока. Вместо бактериальных заквасок дают сычужный фермент из желудков домашнего скота. Сыр стал очень популярным на Ближнем Востоке и в Греции, его начали делать и другие страны – однако из коровьего молока. Это значительно удешевляет продукт, но в то же время меняет его вкус.
Постановление ЕС же требует, чтобы халуми минимум наполовину был из молока овец и коз. К 2024 году этот процент может быть меньше – в пределах адаптивного периода для фермеров.
"Отныне спрос на халуми для продавцов очень резко возрастет. Поэтому и государство, и производители сыра должны выяснить, как производить больше продукта, чем мы производим сейчас, чтобы покрыть потребность на рынке", – объясняет главный управляющий компании по изготовлению молочных продуктов Джордж Петру.
Соленый и мягкий на вкус халуми – неотъемлемая часть ежедневного рациона киприотов. Сыр имеет слоеную структуру и высокую температуру плавления, из-за чего его можно поджаривать до золотистой корочки – и он не потечет.
Обычно халуми подрумянивают на сковороде или гриле, подают с салатами, жареными овощами или же крошат в трахану – традиционный кипрский суп.
Киприоты любят есть халуми с кусочками копченой свинины или бараньей колбаски, в жару – с ломтями арбуза или же просто с кофе. Сыр хранят в рассоле и очень часто добавляют к нему мяту – она усиливает вкус и увеличивает срок годности продукта.
"Многие туристы приезжают сюда в поисках халуми. Они не знают, что это такое, только название, поэтому хотят выяснить, какой он на вкус. Почти всем, кто пробует сыр, он очень нравится", – объясняет владелица ресторана Эврулла Иоану.
Для Кипра халуми – на втором месте по экспорту после фармацевтических продуктов. В прошлом году остров продал сыра за границу на 250 миллионов евро. Крупнейшие ценители кипрской вкусности – Великобритания, Швеция, Германия и Греция. Власти Кипра надеются, что регистрация сыра в ЕС поможет не только создать новые рабочие места, но и развить гастрономический туризм. И тогда иностранцев, которым понравится "белое золото", станет еще больше.
Кристина Катарина, "5 канал"