9 декабря 2023 года в Киеве был демонтирован памятник Николаю Щорсу.
Николай Щорс – украинец, коллаборант, в 1919 году воевавший против Украинской народной республики на стороне советской россии.
В том же 1919 году Щорс погиб – вероятнее всего, от рук своих работодателей – русских большевиков.
По официальной версии, большевик Щорс погиб в бою с войсками Директории. Эксгумация его тела однако показала – Щорс был убит с близкого расстояния выстрелом в затылок. Своими. Еще одна жертва большевистской пропаганды – Боженко – отравлен.
Свержение памятников
Памятник Николаю Щорсу в Киеве пережил две волны декоммунизации и даже деколонизацию – якобы из-за какой-то мифической художественной ценности. И был снесен только на втором году полномасштабного вторжения рф. "Машина времени" решила еще раз объяснить, почему памятники – это важно.
8 декабря 2013-го на Бессарабской площади Киева революционная толпа свалила статую Ленина – и вызвала стихийный Ленинопад по всей стране. Это очень возмутило Кремль и его прихвостней. Они назвали это "уничтожением исторической памяти". Но сам Ленин, лично инициировавший установление большевистских идолов на всех захваченных территориях, называл их честнее – монументальной пропагандой.
Традиция установки памятников
Традиция установки памятников своим богам, вождям и героям существует столько же, сколько сама цивилизация. Для любого народа возведение монументов на своих и захваченных землях всегда было утверждением собственной идеологии и наглядной пропагандой.
Когда же власть менялась или начиналось восстание – монументы летели на землю. Древние египтяне выбрасывали фараонов из пирамид, римляне разбивали статуи предыдущих императоров. Впоследствии в Риме нашли более цивилизованный способ – и просто меняли головы на императорских статуях в соответствии с политической конъюнктурой.
Такая тенденция продолжалась тысячелетиями. Символом Французской революции стало установление гильотины на месте разрушенного монумента Людовику XV. А самым ярким этапом американской войны за независимость – свержение и переплавка на пули конной статуи короля Георга 3-го в Нью-Йорке.
Монументальная Сталиниана и массовая штамповка Лениных
"Однако только большевики превратили тенденцию в систему. Уже в первый год своего господства они издали декрет о тотальной ликвидации всех памятников минувшей эпохи и замене их на собственные", – говорит историк.
Этот факт "уничтожения исторической памяти" никак не скрывался. Более того – советским гражданам о нем напоминали в пропагандистских фильмах об Ильиче.
Мемуаристы же приводили цитаты вождя, где он описывал свое видение.
"Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой. В разных видных местах на соответствующих стенах или на каких-то специальных сооружениях для этого можно было бы набросать короткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, возможно, крепко сбитые формулы, которые дают оценку тому или иному великому историческому событию. Еще важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может, барельефы, группы", – цитата Ленина из книги "Воспоминания и впечатления" Анатолия Луначарского..
"Владимир Ленин воспринимал помпезные имперские монументы не как выражение уважения к истории или знаковым личностям, а исключительно как способ доминирования и навязывания своей идеологии. Именно поэтому он разработал собственный план войны памятников. Однопартийцы его назвали "Ленинским планом монументальной пропаганды", – рассказывает историк.
Вводить план нужно было немедленно. Пропаганда ждать не могла. И если с собственными памятниками за неимением ресурсов сначала вышла заминка, то валить вражеские начали сразу.
Здесь нам нужно прерваться и понять, что же попало под каток этой первой в истории системной войны памятников. Прежде всего это цари и все то, что в путинском указе названо "военной славой России". Далее – религиозные достопримечательности, ведь ненависть к захланным московским попам в это время была безграничной. А под шумок уничтожали историческую память – как этот монумент Княгини Ольге, апостолу Андрею и Кириллу и Мефодию.
Идея установки памятников
Сама идея скульптурных памятников пришла в российскую империю из Европы довольно поздно – только в XVIII веке. До этого в память о людях и событиях возводили церкви и часовни. Скульптуры же поначалу ставили редко и изготовляли долго. Например, вот этот памятник Петру I от Екатерины II создавался долгих 12 лет, еще пять месяцев в Петербург тащили и обрабатывали 2000-тонную скалу под постамент для него.
Разработка и изготовление бронзового монумента "Тысячелетию России" заняло 5 лет. Его установили в 1862-м, к важной дате – 1000 лет с момента прибытия варяга Рюрика в Великий Новгород.
Но чем хуже становилось в России – тем больше в ней появлялось памятников.
"Если государство уделяет слишком много внимания тому, как люди должны думать о прошлом, это подмена понятий, попытка отвлечь внимание от потребности проведения реформ, от того, что должно было происходить в настоящем", – считает историк Тимоти Снайдер.
Монументы героям и победам на полях боев
В XIX веке ставили преимущественно монументы героям и победам на полях сражений. Но после поражения в Крымской и русско-японской войнах империю охватила волна патриотической истерии. И в каждом крупном городе как грибы стали вырастать памятники правителям и царедворцам.
Пышные открытия царских статуй между двумя революциями – 1905-го и 1917 годов уже попали на кинопленку. Вот, например, торжественное открытие и освящение монумента Александру II в Киеве на Европейской площади. Это 1911 год. Площадь еще раньше была переименована в Царскую. Городские чиновники наперебой свидетельствуют верность Императору Николаю II, а разбитые в двух войнах войска демонстрируют боевой дух накануне третьей – мировой.
Чтобы сгладить удручающее поражение от японцев в 1905-м, империя вдруг напомнила о русских победах конца XIX века в Средней Азии и на Балканах. Для этого с 1907-го по 1912 год по всей стране начали появляться памятники в честь генерала Скобелева, победителя турок и туркмен. До этого его забыли почти на тридцать лет – генерала не любили при дворе, а по распространенной версии – убили по приказу Александра II.
Но перед Первой мировой его статуи и бюсты вдруг появились повсюду – в подневольных Польше, Украине, Балтии, Узбекистане. Самый монументальный конный памятник был установлен в Москве.
Советские памятники в Киеве
В Киеве же непосредственно перед войной почтили память премьера Петра Столыпина. Вот редкие кадры со дня открытия ему памятника на тогдашней Думской площади, ныне – Майдане Незалежности. Он был яростным угнетателем этой независимости, а за год до смерти в очередной раз запретил украинский язык. В народной памяти осталось как жаргонное название вагона для перевозки узников.
Столыпина застрелил в Киевской опере студент красного университета Дмитрий Богров. Сатрапа торжественно похоронили в Киево-Печерской Лавре и поспешно открыли ему памятник в центре города. Но это наступление памятниками уже не изменило судьбы империи. Царь отрекся от власти – и ненавистного Столыпина свергли сами киевляне еще до прихода большевиков. А те уже устроили настоящий царепад.
Свою собственную декоммунизацию, или же – децаризацию Ленин начал уже на первом году правления. Он приказал массово и безжалостно рушить все достопримечательности прошедшей эпохи – и тут же сооружать свои. Ведь, несмотря на послевоенную руину, монументальная пропаганда была делом выживания красной диктатуры.
Главное – застолбить своими символами захваченные земли.
Поэтому войска Муравьева, заняв Киев всего на несколько месяцев, успели установить на Софийской площади первого киевского Ленина. Недостатком спешки было то, что первые гипсовые Ильичи легко разбивались. Что произошло и с киевским – его снесли в том же году после возвращения украинской власти. Не сохранилось даже фото.
Другая проблема – первые Ленины были карикатурными. Как вот этот, самый старый из ныне существующих, до сих пор стоящий в русском Ногинске.
А таким изобразил вождя активный воплотитель ленинского плана монументальной пропаганды Сергей Коненков. Скульптора упрекали, что Ильич получился каким-то истеричным. Но тот заверил – изобразил реальную мимику Ленина во время речи на митинге в 1918-м.
Работникам завода по изготовлению напильников Ленина представляли в роли "почетного насекателя", железнодорожникам – в виде какого-то паровоза-трансформера, а инструментальщикам – как острие шурупа.
Макабричность этих монументов никого не пугала. Главное – чтобы их было побольше, и они несли четкий идеологический посыл.
В Киеве это вылилось в установку вот такого восьмиметрового фанерного красноармейца на месте снесенного памятника Александру II на нынешней Европейской площади. Фанера, постепенно разрушаясь, выстояла целых девять лет.
А на месте снесенного Столыпина на нынешнем Майдане Незалежности поселился вот такой Карл Маркс. Он, правда, пропагандистскую цель не выполнил, а стал предметом насмешек. Крещатик тогда переименовали в улицу Воровского, поэтому киевляне шутили: Маркс держится за кошелек, чтобы не украли. А еще – у него пальто застегивается на женскую сторону – так что он его сам с кого-то снял.
Монументальная пропаганда
Несмотря на войну и руину, ленинский план монументальной пропаганды был воплощен. В одном только Киеве за первые два года российско-украинской войны большевики успели возвести 10 своих монументов – несмотря на бои и временные поражения. В конце концов Ленин победил в этой первой войне памятников. А Сталин эту победу закрепил и приумножил – казалось, навсегда.
Карикатурность первой волны большевистских монументов исправил верный ленинец Иосиф Сталин. Он безжалостно сносил самые неуместные статуи – как киевского Карла Маркса. И как и Ленин, приумножал прижизненные монументы самому себе.
В Киеве ради кремлевского горца снесли фанерного красноармейца на Европейской площади. На том же месте, где стоял Александр II, появилась статуя нового императора – красного. Площадь впоследствии тоже переименовали в Сталинскую.
Автор скульптуры – Сергей Меркуров, он же соорудил и памятник Ленину на другом конце Крещатика, напротив Бессарабского рынка.
"Советские монументы возводились тысячами. Как на уже освоенной территории, так и на только что занятой – например, во Львове. Здесь в 1939-1940 годах появилась статуя Сталина, монументы Сталинской дружбе народов и Сталинской конституции, и постамент под будущий памятник Ленину", – говорит историк Иван Дерейко.
Красные идолы появлялись на площадях, в скверах, перед учреждениями, заводами и школами. И даже в храмах вместо алтарей.
Памятник Сталину появился даже в Нью-Йорке – хоть и ненадолго. Его там выставили в роли величайшего достижения СССР на всемирной выставке 1939-1940 годов.
Наступление советской монументальной пропаганды ненадолго остановилось только с началом Второй мировой. Нацистские войска часто уродовали советские монументы, или же не мешали их сбрасывать местным жителям. Но в большинстве своем это была не системная политика, а инициатива снизу. Многие большевистские статуи пережили войну, потому что нацисты их просто не трогали, или использовали в качестве указателей – и виселиц.
Зато от нацистских монументов впоследствии избавлялись уже совершенно системно. Большевики уничтожали все, что напоминало о гитлеровцах – включая могилы погибших. Военные кладбища солдат вермахта начали восстанавливать только после падения социалистического блока. Западные же демократии прибегли к политике денацификации.
"Любой памятник, мемориал, плакат, статуя, сооружение, топоним, эмблема, табличка или название улицы или шоссе, которые направлены на сохранение немецкой военной традиции, возрождение милитаризма или чествование нацистской партии, или прославляет войну... запрещены и объявлены вне закона", – цитата директивы Союзнического контрольного совета.
"Национал-социалистический режим был признан преступным, и его наследие целенаправленно уничтожалось. Важным элементом денацификации была ликвидация нацистской монументальной пропаганды – памятников Гитлеру, нацистским генералам и их победам и поражениям. Называть их элементами исторической памяти тогда не додумался никто" – считает историк.
Из двух разжигателей Второй мировой войны наказан был только один. Гитлер застрелился, символика нацизма запрещена, а монументы – свергнуты, потому что их существование угрожало новым кровопролитием. Другой же – Сталин – продолжал совершать преступления планетарного масштаба. И сейчас его снова поднимают на знамена. Об этом – в следующей серии "Машины времени".
Незнание истории не освобождает от ответственности!
Смотрите: Война памятников. Щорс: монументальная пропаганда на крови – "Машина времени"
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.