Журналисты "Детектор медиа" спросили коллег о том, как изменились медиа в 2023 году и какие вызовы ждут их в 2024 году.
В "ДМ" попросили ответить коллег на три вопроса:
- Как изменились в 2023 году медиатренды в Украине и мире? Что на это повлияло?
- Какие вызовы стоят перед медиа Украины в 2024 году?
- Одной из острейших проблем, с которой мы сейчас столкнулись, является усталость мира от войны россии против Украины, изменение отношения западных обществ к помощи Украине и т.д. Что должны и могут сделать, по вашему мнению, украинские медиа, власть, западные организации для того, чтобы Украина не выпадала из мирового геополитического контекста? Как стучаться и достучаться до обществ разных частей света?
Ведущая "5 канала" Лариса Губина отметила: "Думаю, что медиатренды и Украины, и мира одинаковы: классическое телевидение становится сейчас действительно классикой, я бы даже сказала – раритетом. Поскольку я – телевизионщица, то буду говорить о визуальных медиа. И тут надо признаться в том, что если медиа не присутствует в социальных сетях, то это медиа фактически не существует. Мне кажется, что за этот год мы научились работать с социальными сетями. Например, по результатам прошлого месяца "5 канал" входит в четверку самых рейтинговых Ютуб-каналов. Это, конечно, приятно, но это результат очень большой работы".

"Мы сейчас поставлены в достаточно жесткие конкурентные условия, поскольку сегодня фактически каждый человек – журналист, общественный деятель, политик, просто публичный человек – может завести свой Ютуб-канал и там сказать. Поэтому большой упор сейчас мы делаем на Ютуб и стремимся развивать свой канал. Но одновременно это налагает на нас определенные ограничения, потому что за этот год условия работы с Ютубом менялись практически каждый месяц, мы уже сейчас должны рассказывать о войне, не показывая ее. Жесткие правила ютуба заставляют нас не показывать насилие, разрушения. Есть слова-табу, которые понижают нас в алгоритме Ютуба. Когда в стране война, а ты не можешь говорить и писать слово "смерть" – это тебе добавляет немного головной боли, но, с другой стороны, учит тебя работать по этим правилам, которые диктует Ютуб", – сказала она.
Ведущая "5 канала" добавила: "Сейчас человек, потребляющий медиапродукт, хочет быстрого доступа к информации: одним касанием пальца открывать приложение у себя в телефоне, читать последние новости и все быстро понимать. Сейчас, мне кажется, скорость подачи информации выросла в 150 раз. Если мы раньше говорили, что новости должны меняться от выпуска к выпуску, то сейчас они должны меняться от щелчка до щелчка мышкой".
"Кроме того, на первое место сейчас выходит такой телевизионный формат, как стрим. В этом году мы обратили внимание на то, что достаточно интересных мыслей интересной личности, экрана и выхода в прямой эфир для того, чтобы вызвать заинтересованность большой аудитории. Не нужно художественного монтажа, музыкальных подложек, каких-то спецэффектов. Стримы рулят. Стрим интересен с места происшествия, он может быть часовым, пятичасовым. "5 канал" вел стримы из-под Киево-Печерской лавры, и они набирали огромное количество просмотров. То есть живая информация с места происшествия в прямом эфире – это один из ярких медиатрендов 2023 года", – отметила она.
И добавила: "Должна также признаться, что конкурентность и яркость заставляют нас делать кликабельные заголовки и даже кликабельные новости. Мы в этой связи рискуем, поскольку балансируем на грани объективности. И здесь ответственность каждого – как сказать правду, не искажая ее кликабельной подачей, это очень сложная задача, и в этом году мы учились это делать, у нас даже были специальные тренинги. Должна сказать, что старая школа журналистики для этого не подходит, нужно изменить свой мозг, чтобы начать мыслить, как ютуберы, а не как телевизионщики. Вот в этом мы варились весь 2023 год. Хотя, я думаю, что печатные медиа так же недалеко убежали от этого кликбейта, потому что погоня за яркой подачей, ярким заголовком, яркой обложкой журнала происходила в течение 2023 года. Все могли наблюдать за этим по первым полосам мировых медиа, которые порой были даже провокационными".
"Я абсолютно уверена в том, что 2024 год для медиа будет сложным. Это третий год полномасштабного вторжения (ред. – рф), и главный вызов – как удержать внимание наших зрителей, слушателей и читателей к этой крайне важной для Украины теме. Болевые пороги за последние два года снизились, и мы это чувствуем даже по себе: мы стали более загрубевшими к той картинке и информации, которую получаем каждый день. И так же изменился наш зритель. Нам нужно будет думать о новых форматах, чтобы рассказывать о войне, о ситуации в Украине – и при этом держать зрителя у экрана, возможно, это будет касаться увеличения количества спикеров, возможно, это возвращение к ток-шоу. Не знаю, здесь нужно рассуждать, думать и анализировать, что нужно сейчас зрителю и к какому формату или продукту у него не будет угасать интерес. Все то, что мы наработали в 2023 году, имеет право быть, но мы должны предлагать людям и новые подходы", – сказала Лариса Губина.

Ведущая "5 канала" подчеркнула: "Мы должны вернуться к конкурентности в медиапространстве. Все понятно: военное положение, власть приняла решение о военном марафоне, который существует у нас уже два года. Я не хочу анализировать результаты работы коллег, но хочу сказать, что национальный телемарафон – это продукт, давно уже ставший несъедобным. Мне кажется, что и для профессионального роста, и для улучшения качества медиа нужно уже возвращаться к конкуренции, прекратив обслуживать властные кабинеты".
"Очень серьезно нужно думать об экспертности. Экспертность – это уже не шутки, потому что из-за постоянных включений и бесконечных интервью, которыми сейчас заполнены наши телеэфиры, в эфир начали нести свои мысли люди с довольно сомнительным уровнем экспертности. Единицы отказываются говорить обо всем подряд и четко говорят, что это не их тема и в ней они не эксперты, мы понимаем, что сейчас то время, которое дает возможность многим наработать свою узнаваемость, создать себе имя в медиа, используя медийный ресурс. Но мы должны более тщательно отбирать гостей студий и участников включений. И это будет одним из вызовов для медиа в 2024 году", – рассказала она.
Лариса Губина отметила: "Кроме того, мне кажется, большая работа будет проделана журналистами-расследователями. Они себя хорошо проявили в 2023 году и все их яркие темы будут крайне важны и в следующем году. На это должны правильно реагировать власть и общество, от них не должны звучать упреки в том, что журналисты вроде бы расшатывают ситуацию. Они не раскалывают общество, а являются санитарами нашего "леса". Хотя это вызов больше не для медиа, а для власти. Но он связан с работой медиа. Власть должна прислушиваться к тому, что говорят и пишут журналисты-расследователи, поэтому они могут серьезно влиять на политическую ситуацию в Украине. Это тот тренд, который будет переходить с нынешнего года в следующий".
"Понятно, что после двух лет широкомасштабного вторжения острота восприятия событий в Украине уже не та, что в начале большой войны. Страны и люди в них живут своей жизнью, и Украина действительно сходит кое-где с первых страниц. А этим пользуется россия. Наш враг умеет играть в долговременность, умеет выжидать благоприятного момента, чтобы начать запускать своих экспертов, манипулировать общественным мнением, делать вбросы, запускать свои ИПСО, сотрудничать с радикальными силами в разных странах, продолжая свою антиукраинскую политику. В этом для нас очень большой риск. И как бы грубо это ни звучало, мы должны учиться у нашего врага", – подчеркнула она.
Лариса Губина отметила: "Нам необходимо обеспечить серьезное экспертное присутствие в информпространстве других стран. Не просто, когда время от времени Кира Рудык включается в эфир ВВС, или когда Павел Климкин дает комментарий китайским медиа, или Алексей Гончаренко на каких-то мировых площадках выступает перед экспертной средой разных стран. А делать это системно и целенаправленно. Такая работа в 2023 году нашей властью была провалена. Я уже не говорю о провалах государственной политики на дипломатическом фронте!Украина до сих пор не назначила посла в Великобритании. Это страна, которая всегда нас активно поддерживала, но после освобождения от должности украинского посла в Великобритании Пристайко я практически не слышу оттуда положительных сигналов по нашему сотрудничеству".
"Международная медийная политика должна быть выписана четко, с правильными нарративами относительно позиционирования Украины. Мы не обуза для Европы, мы не обуза для наших партнеров. Мы ресурс для них. Это то, что лежит на поверхности. Мы нужны Европе, прежде всего для экономического роста, для благоустройства. Без Украины это будет невозможно. Должна вестись работа с Евросоюзом, с Африканским континентом, с Глобальным Югом. И на каждом направлении есть своя специфика, которую необходимо учитывать", – отметила ведущая "5 канала".
Лариса Губина подытожила: "Я слушала интервью экс-министра иностранных дел Павла Климкина, который говорил, что жители европейских стран, которые смотрят на свои банковские счета к концу года, видят, что их жизнь подорожала. И россия привязывает подорожание жизни в других странах именно с их помощью Украине, но мы должны ломать этот стереотип и более серьезно над этим работать, тем более что в следующем году будут выборы в ряде европейских стран, и мы должны правильно позиционировать Украину, чтобы там приходили к власти те политические силы, которые потом будут нас поддерживать. В этом направлении, мне кажется, 2024 год будет решающим. Как мы себя покажем, как мы о себе расскажем – такую мы будем иметь поддержку в будущем".
Директор по развитию сайта и цифровых платформ "Эспрессо" Андрей Яницкий сказал: "В Украине я увидел изменения, как эволюционные, так и ситуативные, связанные с войной".
"Эволюционные – это постепенное развитие медиарынка даже при сложных условиях. Продолжается профессионализация медиа, особенно региональных, благодаря грантовой поддержке и требованиям доноров, профессиональному обучению журналистов и менеджеров, конкуренции среди изданий. Все чаще можно встретить локальное издание с четкой оргструктурой, стратегией развития, профессионально составленным бюджетом, редакционной политикой и тому подобное", – отметил он.
Яницкий рассказал: "Во-вторых, на мой взгляд, происходит структурирование рынка и децентрализация потребления информации. "Единый марафон" новостей и другие всеукраинские медиа не монополисты, люди все чаще обращаются к локальным источникам информации, и это естественно – искать локальные новости, которые влияют на нашу повседневную жизнь".
"В-третьих, канал распространения информации уже не играет ключевой роли. Медиа сегодня – это не о платформе, не о форме, а о бренде и контенте. То есть люди уже не выбирают между бумажной газетой, сайтом, Телеграмм-каналом, а выбирают бренд медиа, которому доверяют, или конкретного журналиста или блогера", – сказал он.
Он добавил, что "на эволюционные изменения влияет постепенная интеграция нашей медийной сферы в глобальный контекст, смена поколений в журналистике, развитие цифровых технологий".
"Конечно, война заставила одни редакции закрыться, другие – измениться. Появляются и новые издания, и новые имена в журналистике. Обычным жанром стали репортажи с линии фронта, человеческие истории о переселенцах, объяснительные материалы о ситуации на фронте. Военная тематика все еще занимает львиную долю в контенте изданий", – отметил директор по развитию сайта и цифровых платформ "Эспрессо".

Яницкий рассказал: "На международном уровне особенно заметно влияние искусственного интеллекта на работу редакций. ИИ не только расшифровывает тексты или озвучивает их, он также переводит тексты, предлагает темы, заголовки, формирует персонализированные новостные ленты, создает изображения и многое другое. Я сам слежу за двумя интересными стартапами с использованием ИИ – это приложения Artifact и Capsule. Пока я не могу сказать, что они выиграют у обычных изданий, но желание издателей создать аналог Spotify или Netflix для новостного контента заметно, и медиа будут двигаться в эту сторону".
Он отметил, что "вызовы традиционны: нехватка рекламных денег и высокая конкуренция за грантовое финансирование, что приводит к работе в режиме жесткой экономии, низким зарплатам, дефициту профессиональных кадров. Отдельные издания (Forbes, например) возвращают пейвол, но пока сложно сказать, будет ли это надежным источником доходов".
"Второй вызов скорее политический. В условиях войны и, скажем, необъявленной предвыборной кампании Офис президента пытается контролировать информационное пространство. И часто этот контроль выглядит чрезмерным и угрожающим. Надеюсь, что эта тенденция не будет усиливаться в следующем году", – подчеркнул Яницкий.
Он подытожил: "Лучшее, что мы можем сделать – это создать дружеские условия для работы в Украине репортеров мировых изданий, профессиональность которых не вызывает сомнений. Большую и эффективную работу делает журналистка Наталья Гуменюк, когда привозит в Украину журналистов из малоизвестных стран. Большую работу делает Ольга Мирович, которая вместе с коллегами из LMF создала гайд для иностранных медиа. Команда Kyiv Independent делает невероятную работу. Но все эти усилия без работы мировых изданий "на земле" в Украине не будут эффективными. Они усиливают украинские голоса в тысячи раз".
Генеральный директор информационного агентства "Укринформ" Алексей Мацука рассказал, что "основные медиатренды в мире те же, что были зафиксированы ранее – поляризация медиа на "своих" и "чужих" во многих странах Европы и США. Аудитории в мире пользуются теми медиа, которые отражают их правоту. Эта традиция дошла и до Украины, хотя и с опозданием".
"В Украине функцию медиа в некоторых частях взяли на себя Телеграм-каналы – удобный формат, скорость и имеющиеся интерпретации, чего классические медиа пытаются избегать хотя бы в формате новостей. Также в Телеграм можно быстро предоставить свой фидбек. Благодаря их якобы открытости и удобству в пользовании у аудитории складывается ощущение, будто "голос человека услышан, он вовлечен в диалог". Что труднее сделать в классических медиа, где создается впечатление, будто "мнение человека неинтересно", а его голос теряется в какофонии информационного "мусорника". Кроме закрытости классических медиа, наблюдаю и такой общий тренд, как деление каналов на "своих" и "чужих", – сказал гендиректор "Укринформа".

Журналист отметил: "Ключевой вызов, стоящий перед медиа Украины в 2024-м – сохранить верность соблюдению медиастандартов и проявлять выдержку в анализе сложных политических явлений. Вот свежий пример: мы в медиа видели много материалов об "усталости" в отношении Украины, но решение ЕС было в пользу расширения, то есть в медиа был один дискурс, а финальное решение было в пользу Украины и самого Союза. Также вызовом является отсутствие понимания, как работает политика на Западе, что внутренняя политическая борьба в Украине становится частью внутренней политической борьбы Европы. Некоторые вещи, которые отражаются внутри Украины как "измена", "усталость" и другими словами-маркерами, являются проявлением наивности".
"Я считаю, Украина никак не может выпасть из мирового геополитического контекста, поскольку этот контекст и формирует война россии против Украины. А вот относительно усталости от войны, я считаю, в самой формулировке вопроса чувствуется предвзятость. Опять-таки усталость должна чем-то измеряться. Сегодня измерение – это решение о начале переговоров Киева и Брюсселя. Это точно не усталость. Есть определенная рутинизация со стороны бюрократии, но по факту помощь оказывается. Но и на такой уровень внимание, как было в первые дни вторжения, уже не нужно рассчитывать, и это нормально. Сейчас надо искать позитивные изменения, которые почему-то видят в Брюсселе, давая нам новый статус, но будто специально не замечают в Украине, когда критика оперирует не фактами, а представлениями и штампами", – сказал он.
Мацука подытожил: "Эта внутренняя конструкция транслируется за границу, но вновь подчеркиваю – необходимо искать позитивные истории. Брюссель поверил нам, приняв решение о начале переговоров о членстве, а это и есть показатель прогресса украинского общества и государства в антикоррупционных реформах, методах управления государством, доверии к действующей власти со стороны западных партнеров. Нам нужно взрослеть и начать интересоваться базовыми вопросами функционирования ЕС, отходить от упрощенного понимания ЕС, где мы будем членами, следует начинать воспринимать себя частью Союза и действовать соответственно, в том числе и в нашей внутренней политике. Больше ответственности за собственных людей, за будущее, а также умение выделять приоритеты и искать компромиссы, правильно оценив границы возможного".
Шеф-редактор "Бабеля" Екатерина Коберник отметила: "Мировые тренды, мне кажется, существенно за этот год не изменились. Надо подождать отчеты, которые будут в начале 2024-го, но так же мессенджеры и соцсети вытесняли классические интернет-сайты и даже, согласно предварительным исследованиям Reuters Institute, кажется, более половины людей начинало свое путешествие в новостной интернет с мессенджеров и соцсетей".
"Что касается Украины, то, очевидно, что война изменила потребление новостей, сделала его более регулярным, частым – и это привело к тому, что люди ушли в мессенджеры больше, чем раньше. Телеграм также набирал популярность в 2023 году, как и в предыдущем, и там до сих пор есть большие аудитории. Они есть и у анонимных Телеграм-каналов, не являющихся классическими медиа, и у качественных медиа", – сказала Екатерина Коберник.
Шеф-редактор "Бабеля" отметила: "Также надо отметить, что деньги возвращаются в медиа. К сожалению, довольно медленно. Из этого следует третья тенденция: украинские медиа так же, как и в прошлом году, очень зависимы от грантов наших западных партнеров. Конечно, это большой плюс, что гранты были и есть, поддерживают медиа в те времена, когда иначе выживать просто невозможно, за это надо благодарить международные организации, с другой стороны, это риски, потому что гранты в какой-то момент, скажем, если не закончатся, станут значительно меньшими – и мы уже видим эту тенденцию: бороться за гранты труднее, надо иметь достаточно высокое качество, иметь портфолио работы с грантодателями, и было бы очень правильно, чтобы медиа готовились к переходу от грантов на рекламу, но проблема в том, что не медиа диктует, будет ли реклама или нет, а экономика. Если в момент, когда гранты почти закончатся, а экономика Украины не поднимется, то этот переход сделать будет просто невозможно, и это будет критический момент для украинских медиа".
"Что касается вызовов на 2024 год, с которыми столкнутся украинские медиа, то они вытекают из трендов этого года. Медиа потребуется зарабатывать деньги, – это вечная задача, но сейчас она более актуальна, потому что денег меньше, конкуренция за рекламу больше. Наверное, те, кто сейчас инвестирует в рекламные отделы, выигрывают в долгосрочной перспективе, нужно налаживать долгосрочное сотрудничество с донорами, показывать им, что деньги, которые они предоставляют медиа, идут не для галочки, не для отчетов, а что их используют эффективно. Они создают качественный контент, люди его читают, он полезен, он что-то меняет в стране. И доноры должны убедиться, что все эти деньги используют эффективно", – сказала шеф-редактор "Бабеля".
Екатерина Коберник подчеркнула: "И, по-моему, есть еще один вызов: медиа должны привлекать внимание людей, которые непосредственно не пересекаются с темой войны (как ни странно, такие люди у нас в стране есть) или пытаются отмежеваться от нее, потому что очень устали. Нужно сохранять войну все время в информационном поле, заставлять людей донатить, поддерживать военных… И это не такая простая задача, как кажется, потому что однажды мы это уже проходили где-то в 2015–2016 году, когда люди просто не хотели смотреть сюжеты, читать тексты об АТО, когда большие операции закончились, больших жертв уже не было, и люди хотели максимально отмежеваться от этой темы. Для того чтобы решить эту проблему, нужно приложить очень много усилий, контент делать гораздо более интересным, чем раньше, находить классных героев. И чуть ли не насильно кормить людей этими историями. Но, поскольку насильно это сделать невозможно, то мы должны делать все для того, чтобы люди этот контент потребляли".
"Последний вопрос, к сожалению, меньше всего вообще в наших силах решить, потому что надо признать на второй год большой войны, что аудитории на Западе не доверяют украинским медиа, и это можно объяснить достаточно просто. Для них Украина – часть конфликта, то есть воюющая страна и, собственно, они считают, что украинцы максимально ангажированы, это правда, мы максимально ангажированы, потому что это наша война, но именно поэтому они не верят в объективность украинских медиа, поэтому думать, что наши тексты будут сильно менять, даже если мы найдем пути их дистрибуции на Запад, как-то доносить их и переводить, заставят задумываться или изменить мнение западных обществ, достаточно наивно. Желательно не хейтить их постоянно, что бы они ни делали, потому что это не способствует тому, чтобы они писали об Украине какие-то вещи, которые нам нравятся. И международные организации, конечно, тоже могут помогать, но на Западе на избирателей оказывают наибольшее влияние именно медиа".
"И еще одна важная вещь. Я думаю, что наши журналисты, общественные активисты, спикеры, которые могут говорить на Западе, должны по максимуму быть везде, где есть тема войны, они должны ехать туда. И нет, они не должны отказываться от участия в дискуссиях, где есть россияне. Если эти россияне будут продвигать свою повестку дня, мы должны всегда давать контраргументы, возражать, если мы с ними не согласны, и т. д. Сейчас то же говорят о медиа, что оно должно быть на всех платформах. и Украина должна быть повсюду, идти даже туда, куда нас не зовут, напрашиваться, предлагать – но нас должно быть видно, слышно, и это задача номер 1. Быть услышанными можно только в том случае, если ты говоришь. И нам нужно говорить, чтобы нас слышали", – подытожила шеф-редактор "Бабеля".
Читайте также: "Единый телемарафон убил мобилизацию" – Мартин Брест в "Кто с Мирошниченко?"
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.