Отказалась рисовать для Сталина и покорила сердце Пикассо: история художницы-самоучки из украинского села

Екатерина Белокур колаж 5.ua
У нее не было школьного образования, даже начального, хотя родители были материально способны учить детей. Но Василий Белокур считал, что в селе рабочие руки важнее образованной головы. А об искусстве и слышать не хотел. В рисовании родители Екатерины видели лишь попытку уклониться от домашней работы...
  • Семья Белокуров по сельским меркам царских времен была достаточно зажиточной: у них было 2,5 десятин (около 3 га) пахотной земли, много скота. Двух братьев Екатерины родители отдали в школу. А девочку дед сам научил читать – и родители решили, что этого для нее достаточно. В дальнейшем, чтобы "экономить сапоги и одежду", она лишь помогала по хозяйству и сидела за прялкой.

"Примерно лет в шесть я разрисовала фигурками лошадей всю школьную тетрадь брата Грицка. – "Ах ты, поганка!" – кричал отец. Тетрадь разорвали в клочья. С тех пор мне не давали ни бумагу, ни карандаши”, говорится в воспоминаниях художницы.

.
.відкриті джерела

"Украла у матери кусочек белого полотна и взяла уголек... И я нарисую с одной стороны полотна что-нибудь, насмотрюсь-налюбуюсь, переверну на другую сторону – и там то же самое. А тогда постираю тот кусочек полотна – и снова рисую... А однажды... нарисовала не пейзаж, а каких-то выдуманных птиц... Мне было радостно на душе от того, что я такое сумела выдумать! И смотрела на этот рисунок и смеялась, как сумасшедшая... Вот меня на этом поступке и поймали отец и мать. Рисунок мой сорвали и бросили в печь... "Что ты, бешеная, делаешь? Да, не дай Бог, чужие люди тебя увидят на таком поступке? Так тебя же тогда никакой бес и сватать не будет!.. "Но куда я ни иду, что я ни делаю, а то, что я вздумала рисовать, – вслед за мной…", – вспоминала она.

Но в 14 лет девушку снова поймали за таким бессмысленным, как считали в деревне, занятием. Приняли меры: розги и строжайший запрет рисовать. А односельчане между собой называли Екатерину одержимой.

В юности она шила односельчанам на заказ, вышивала. До нашего времени сохранились полотенца с монограммами "К. Б." и вышитые ею рубашки.

Вышивка Екатерины Белокур
Вышивка Екатерины БелокурВид-во "Родовід"
  • Ее не приняли ни в Миргородский техникум художественной керамики (поступала в 1923), ни в Киевский театральный техникум (1928), несмотря на то, что девушка рисовала декорации для пришкольного театра, куда родители все же разрешили ей ходить при условии, что это не будет препятствовать работе по хозяйству. Екатерина принесла приемной комиссии свои рисунки, но ей отказали, не взглянув, по одной причине: отсутствие школьного образования. Она так расстроилась, что сгоряча пешком пошла из Миргорода в родную Богдановку (ныне в Яготинском районе Киевской области) а это более 130 км.
en.wikipedia.org
  • Первые картины Екатерина писала самодельными красками, которые сама выжимала из калины, бузины, лука. Кисти тоже делала сама – из коровьей шерсти, шерсти котов, вишневых веточек и жести от консервных банок. Одна из них была тонкой, как игла. Вместо разбавителя брала льняное масло. У нее не было пособий по рисованию, она не читала специальную литературу – училась рисовать сама, наблюдая за природой, расспрашивая деревенских маляров.

Екатерина делала кисточки из кошачьей шерсти и пользовалась ими даже тогда, когда уже была Народной художницей Украины и у нее были все профессиональные средства для рисования.

Палитра Екатерины Билокур
Палитра Екатерины БилокурВікіпедія
  • Она очень любила ультрамарин и синий кобальт – самые удачные и многочисленнее картины написаны именно в этих оттенках. Больше всего Екатерина рисовала цветы. Три георгина могла выводить неделями, выписывала каждую прожилку на лепестках. За эту детальность ее манеру часто называют "вышивкой масляными красками на холсте".
  • Из вышивания она позаимствовала и способ закрепления полотна на подрамнике. Обычно, для каждого полотна делается индивидуальный подрамник и холст на нем закрепляется неподвижно и навсегда. Но для Екатерины это было сложно и дорого, и она адаптировала принцип пяльца в вышивке. Вопреки правилам крепила холст на подрамнике шпагатом, а когда картина была завершена, снимала ее и крепила на раму другое полотно.

В начале работы ее палитрой был кусок стекла или левый рукав фуфайки. Иногда могла присоединить кусок полотна, когда картина не вмещалась в заданный формат.

.
.відкриті джерела
  • В 34 года пошла топиться. К такому отчаянному шагу ее подтолкнули и ссоры в семье, и личный тупик – давление и упреки родителей, статус старой девы, невозможность заниматься тем, к чему лежит душа. Екатерину спасла мама – увидела и вытащила из реки. Но вода была настолько ледяной, что художница простудит ноги и уже всегда будет иметь с ними проблемы. После этого случая отец смирился и разрешил дочери заниматься живописью, но при условии сперва выполнять домашние обязанности.
  • Не имея связей и едва умея писать, Екатерина прислала письмо популярной в 1940-х годах певице Оксане Петрусенко. Услышала по радио ее песню "Чи я в лузі не калина була", прониклась, нарисовала калину в разных вариантах и прислала рисунки прямо в театр: "Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко". Певица была поражена и обратилась в Центр народного творчества с просьбой найти эту талантливую и добродушную художницу из народа. И ее таки нашли – к Екатерине наведался лично руководитель Полтавского областного Дома народного творчества.
en.wikipedia.org

Ее талант признали сразу и очень масштабно: после приезда чиновника от культуры картины Екатерины выставили в полтавском Доме народного творчества – так состоялась ее первая персональная выставка. Затем в киевском Музее украинского народного декоративного искусства, который впоследствии выкупил все ее первые работы и сейчас обладает лучшей коллекцией художницы. Все 11 полотен имеют колоссальный успех. Художницу из Богдановки награждают поездкой в Москву.

"О, с какой я энергией работала в конце 1940 года и в начале 1941-го! Уже родные мои меня не ругали, потому что в Полтаве сказали, что я – художник! Слышите!? Ученые люди назвали меня художником!” – из воспоминаний Екатерины.

en.wikipedia.org
  • В 1940 году у Екатерины Белокур было несколько выставок, а в Киеве на одной из них художница познакомилась с Павлом Тычиной. Она даже переписывалась с поэтом и его женой.

Белокур несколько раз гостила в квартире Тычин, они долго поддерживали дружбу. Во время одного из визитов она подарила семье поэта свою картину "Пионы", но потом критически посмотрела на нее и сказала, что нарисует другую работу. Поэт посылал художнице краски, кисти, подписал свой сборник "и расти, и действовать". В 1959 г., когда она с готовым полотном позвонила в дом без предварительной договоренности, охранники не впустили тетю-крестьянку к почтенному литератору.

en.wikipedia.org

В 1947 г. Белокур нарисовала работу "ХХХ-летие СССР" и написала: "Тема для этой картины дана мне полтавским Домом народного творчества. А украшение для нее я придумала сама. 1947 г."

Односельчанка София Журба вспоминала: "За то, что она нарисовала картину с гербами и флагами, ее зауважали в самой Шрамковке – районном центре. Приезжал даже председатель Шрамковского райисполкома Евгений Поискайло, интересовался ее судьбой. В качестве подарка привез 25-линейную лампу, керосин и еще что-то там такое“.

  • В 49 лет художницу, которая не имела никакого образования, приняли в Союз художников Украины.
  • Но благосклонность была недолгой. 6 сентября 1949 г. от Василия Бакала, методиста Полтавского областного Дома народного творчества Белокур получила письмо: "Екатерина Васильевна! В декабре месяце будет знаменательная дата – 70 лет нашему Великому и дорогому Иосифу Виссарионовичу Сталину. Весь советский народ с большим воодушевлением готовится к этой дате. Просим Вас, Екатерина Васильевна, чтобы Вы сделали какой-то хороший подарок нашему дорогому Иосифу Виссарионовичу. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы это было самое красивое в мире, и чтобы видно было, что это именно Полтавская область красивая, цветущая и богатая благодаря нашему Сталину. Сделайте так, чтобы Иосиф Виссарионович сказал – спасибо Полтаве".

Разговоры ходили в селе о каком-то портрете то ли Сталина, то ли Жукова, которого никто не видел, но есть воспоминания земляка художницы Евгения Товстухи, что Богдановский председатель сельсовета рассказывал: "Портрет Сталина не захотела нарисовать к его 70-летию. И районное начальство ею очень недовольны".

en.wikipedia.org
  • После смерти Сталина, в июне 1954 года, в Париже состоялась ретроспективная выставка Пабло Пикассо к 75-летию художника. Он помнил о коллекции своих ранних полотен, собранных в Москве. И захотел снова увидеть их и показать европейским специалистам. В Париж привезли 37 полотен из запасников Госмузея изобразительного искусства и Эрмитажа. Тогда же для экспозиции в Лувре привезли картины современных художников СССР, среди них – три картины Белокур: "Царь-Колос", "Березка" и "Колхозное поле".

Тут их увидел Пабло Пикассо. Мир облетели его слова: "Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, то мы заставили бы весь мир заговорить о ней!”. "Гражданку села Богдановка" Пикассо сравнил с другой великой художницей-самоучкой – Серафин Луи из Санли. Это звучало странно, тем более, что о современном искусстве в то время он отзывался нелестно. А Екатерину назвал "гениальной".

  • Признание и слава не изменили привычную жизнь Екатерины: она продолжала жить в родительском доме в Богдановке, куда все чаще наведывались журналисты, художники, директор Музея украинского народного декоративного искусства и жена Павла Тычины – известная в те времена искусствовед.
  • Екатерина умерла в 61 год, внезапно оказавшись в больнице. После смерти матери ее неожиданно схватил желудок, провели срочную операцию, которая художницу не спасла.

Художница умерла через неделю после смерти матери – 10 июня 1961 года, от рака желудка.

Дом-музей Екатерины Белокур
Дом-музей Екатерины БелокурВікіпедія
  • Памятник Белокур, который стоит во дворе музея-усадьбы в Богдановке, создал ее племянник Иван Билокур, учившийся в Киевском художественном институте в мастерской Михаила Лысенко. Азам рисования его учила Екатерина Васильевна, но дальше он выбрал лепку и стал скульптором.
  • В Полтавском художественном музее есть только четыре картины Екатерины Белокур: "Цветы в тумане", "Цветы", "Пшеница, цветы, виноград" и "Пионы". Ее именем названы улицы, премия в области традиционного народного искусства, межрегиональный фестиваль народного творчества. 

В доме Белокуров в Богдановке сейчас работает музей-усадьба художницы. В том самом доме, где когда-то ее жестоко били только лишь за желание рисовать...

Информация взята из открытых источников

Читайте также: Входят в ТОП-30 армий мира: несколько фактов о Вооруженных силах, которые являются гордостью Украины

Предыдущий материал
Как император Древнего Китая нарушил одну традицию – и это спасло 4000 жизней
Следующий материал
Как своим "миротворческим спамом" Зеленский подыгрывает Москве – Елисеев о 10 уроках для Киева