Как своим "миротворческим спамом" Зеленский подыгрывает Москве – Елисеев о 10 уроках для Киева

Нормандские переговоры president.gov.ua
9 декабря 2020 года исполняется год со времени проведения первого и пока единственного саммита в нормандском формате при каденции президента Владимира Зеленского

Саммит в Париже не стал, как это обещал глава государства, прорывным на пути мирного урегулирования ситуации на Донбассе, отмечает дипломат Константин Елисеев. Из Франции Зеленский вернулся в 2019-м без "быстрого мира", но со списком домашних заданий, чем Россия воспользовалась для оттягивания следующей встречи и безосновательного обвинения Украины в непоследовательности, напоминает дипсоветник президента Порошенко в своем блоге на страницах "Европейской правды".

Елисеев отметил, что Украине полезно проанализировать последствия предыдущей встречи и сделать для себя определенные выводы. В таком случае парижский саммит может стать и позитивным для Киева. Дипломат таких уроков выделил 10. Приводим оригинальный текст автора без существенных изменений:

Урок первый и ключевой

Для мира на Донбассе недостаточно лишь провести встречу на самом высоком уровне и перестать стрелять.

Москва, увидев "окно возможностей" после президентских выборов в Украине, готова обменять "быстрый мир" только на капитуляцию Украины.

Киев своими завышенными ожиданиями "убеждает" Москву в реалистичности такого сценария. Вспомним, Зеленский добивался проведения парижского саммита как идеи фикс, идя по пути выполнения российских прихотей. Москва в свою очередь, попав на саммит, оценивала его исключительно с позиций готовности украинского президента к уступкам.

Второй урок

Пробуксовывание мирного процесса на Донбассе происходит не из-за якобы ошибочности Минских договоренностей.

Даже идеально выписанный закон не является гарантией такого же идеального его выполнения, в то же время "дырявый" закон в умелых руках может принести много пользы.

Поэтому ключевой вопрос – и в интерпретации Минских договоренностей и понимании их логики, и в надлежащем их выполнении Россией. Стоит четко различать российское их прочтение и одновременно активно навязывать украинское понимание.

Минские переговоры
Минские переговоры zn.ua

Здесь крайне важна наша скоординированная позиция с партнерами. Это надо иметь в виду как защитникам "Минска", так и адвокатам его пересмотра. Ведь нет никаких гарантий, что новые, хорошо прописанные договоренности не будут искажены Россией в свою пользу.

За последний год Зеленский мог не раз убедиться, что выполнение договоренностей зависит от политической воли Кремля, который несет полную ответственность за развязанную агрессию против Украины.

Киеву стоит сосредоточиться на поиске эффективных решений, которые бы склоняли политическую волю Москвы в правильном направлении. Более активное привлечение ключевых партнеров – Германии и Франции – и возобновление активного участия США на донбасском треке важны для давления на позиции Кремля.

Третий урок

Поспешное и ошибочное согласие Зеленского на "формулу Штайнмайера", которая "открыла" дорогу для парижского саммита, стало едва ли не ключевой проблемой для президентской команды и перевернуло мирный процесс с ног на голову.

Прописанное в парижских выводах согласие Киева инкорпорировать формулу в национальное законодательство позволяет блокировать Москве следующий берлинский саммит.

Парижские решения могут стать проблемными и при продлении действия закона об особенностях местного самоуправления, срок которого подходит к концу 31 декабря. Легализовав российскую редакцию "формулы Штайнмайера", украинская сторона также допустила возможность проведения местных выборов на Донбассе не в полном соответствии со стандартами БДИПЧ/ОБСЕ.

Это сместило внимание с выполнения Россией условий Минских договоренностей на создание руками Киева условий для проведения выборов, что и является российским сценарием. А это, в свою очередь, не только обнулило принцип "сначала безопасность" и изменило фарватер развития мирного процесса, но и лишило Киев весомого рычага давления на Москву и сузило пространство для маневра украинской делегации на переговорах.

Фактически прошедший год стал работой, пока безуспешной, над исправлением этой системной ошибки.

Четвертый урок

Позиции и интересы Киева и Москвы в переговорах диаметрально противоположны.

Если для Киева – это достижение настоящего мира на Донбассе путем выполнения условий Минских договоренностей относительно безопасности, в т. ч. вывода российских войск и установления контроля над собственной границей, и полного восстановления территориальной целостности при сохранении унитарности государства, то для Москвы – ограничение суверенитета нашего государства через ее федерализацию и покорение.

Проведение "кое-как" местных выборов в ОРДЛО с закреплением особого статуса, по замыслу Москвы, должно было бы превратить Донбасс в троянского коня, который бы не допустил выхода нашего государства из российской орбиты и его интеграции в ЕС и НАТО. Это должно было бы и отложить в долгий ящик демократическую антикоррупционную программу реформ.

Выборы в Украине
Выборы в УкраинеShutterstock

Поэтому Киев должен ответственно подойти к идее проведения местных выборов, отказавшись от определения для них искусственных и априори нереалистичных дат вроде "25 октября" или "31 марта", что является прерогативой исключительно Верховной Рады.

Аксиомой должен стать тезис, что проведение выборов возможно лишь после создания условий, в т. ч. верифицируемого вывода российских оккупационных войск и закрытия границы, что является залогом безопасной реинтеграции Донбасса.

Пятый урок

Количество миротворческих инициатив не тождественно качеству.

Чего стоят идеи восстановления железнодорожного сообщения с ОРДЛО, готовность к одностороннему принятию закона об амнистии, возобновление экономических связей с оккупированным Донбассом или создание так называемого "консультативного совета"!

Такое продуцирование миротворческого спама – это дезориентация партнеров, дискредитация самих себя перед миром и козырь для агрессора. На место такой хаотичности должны были бы прийти стратегический расчет и продуманная работа с учетом накопленной многолетней институциональной памяти предшественников.

Шестой урок

Искусственное повышение статуса и чрезмерное медийное внимание к ТКГ в Минске не стали панацеей для достижения результативности в переговорах и не позволили перехватить инициативу у России после парижского саммита.

Более того, повышением роли ТКГ как основной переговорной площадки в противовес Нормандскому формату, односторонним включением высоких украинских чиновников в ее состав и внесением новых инициатив для ее рассмотрения украинская сторона фактически собственными руками подыграла России, которая давно стремилась маргинализировать Нормандский формат (что нашло свое отражение в августовском письме Козака) и минимизировать роль Берлина и Парижа как реальных посредников и арбитров договоренностей с РФ.

Зато ТКГ дает широкие возможности Москве для субъективизации своих марионеток в ОРДЛО и навязывания себя как посредника.

Седьмой урок

Стагнация процесса освобождения заложников подтверждает, что изначально это рассматривалось не более, чем эмоциональная наживка для Зеленского с целью получения дополнительных уступок от Киева.

Москва смогла вернуть из украинских тюрем важных для себя персоналий (бывшие беркутовцы, агенты ФСБ, свидетель трагедии МН17), спасти лицо и предотвратить усиление международных санкций за обструкцию выполнения решений международных судебных инстанций.

Не выполняя парижской договоренности относительно полного и безусловного допуска представителей "Красного креста" ко всем удерживаемым лицам, Кремль сохраняет за собой пространство для манипулирования списками "установленных лиц" для освобождения.

Восьмой урок

Относительный "режим тишины" на Донбассе хоть и является, вероятно, едва ли не единственным "достижением" за год, не может ни быть самодостаточным, ни подменять собой весь комплекс безопасности.

"Другая сторона" продолжает постреливать, что подтверждает мониторинг СММ ОБСЕ.

И если подводить итоги парижского саммита, то стоит напомнить, что остается невыполненным базовое положение Минских договоренностей, подтвержденное 9 декабря, – обеспечения доступа СММ ОБСЕ к оккупированной территории Донбасса. Такой доступ имеет ключевое значение для проверки соблюдения режима прекращения огня, а также подтверждения факта вывода российских оккупационных войск, вооружений и закрытия границы.

"Зеленый свет" от Москвы на такой доступ стал бы тестом на ее готовность двигаться к прекращению агрессии.

Пророссийские боевики
Пророссийские боевикиdaily.com.ua

Девятый урок

Скандальное исключение из украинской делегации Витольда Фокина очень четко осветило интеллектуально-кадровую проблему Зеленского.

Привлечение случайных, однако на 100% своих людей к мирному процессу подрывает переговорные позиции Украины.

В интересах Банковой, наоборот, профессионализация процесса принятия решений по Донбассу с привлечением всех стейкхолдеров. Например, наличие независимой позиции Верховной Рады является предохранителем против принятия поспешных и невыгодных решений, а также открывает необходимый простор для маневра, как это было в истории с отменой постановления о местных выборах.

Десятый весомый урок, к которому должна ответственно отнестись власть

Все стратегические решения на пути к миру на Донбассе должны принимать в постоянном и тесном диалоге с украинским обществом.

Общество является предохранителем, который не позволит украинским властям пойти по пути капитуляции.

Наглядным примером стала негативная позиция относительно инициативы создания т. н. координационного совета по ОРДЛО. Общество стало силой, способной контролировать, чтобы красные линии, определенные перед саммитом в Нормандском формате, не были нарушены Банковой во время переговоров. И действительно, за этот год наблюдается положительная эволюция президента Зеленского под давлением украинского общества.

Москва также дала четко понять, что диалог с президентом Украины интересен для нее лишь с точки зрения возможности получения новых уступок. После того, как Кремль окончательно убедился в неготовности Зеленского нарушать определенные "красные линии", дальнейший ход мирного процесса будет определять не количество новых инициатив, не пересмотр Минских договоренностей и не проведение берлинского саммита.

Определяющей будет внутриполитическая повестка дня Украины.

Москва активно будет работать над повышением рейтингов пророссийских политических сил, разрушением поддержки со стороны Запада и международной дискредитацией Украины. Мощный контрольный пакет над медийным пространством Украины значительно облегчает для РФ выполнение такой задачи.

В этом контексте особое значение приобретает выполнение обещаний Банковой относительно наведения порядка в сфере информационной безопасности и прекращения давления на проукраинские, проевропейские силы и СМИ.

И главное – это восстановление и продление настоящего антикоррупционного и реформаторского курса как залога сохранения общественного доверия и укрепления внутренней устойчивости Украины, что является ключевым аргументом в диалоге с Москвой.

Зеленский, со своей стороны, должен наконец предложить целостную, продуманную стратегию деоккупации Донбасса, которая бы позволила покончить с хаотичностью, этапом авантюрных и дилетантских идей и введением в заблуждение как наших партнеров, так и украинского общества.

В то же время должны не допустить такого решения, которое, развязав донбасский узел, привело бы к ухудшению ситуации на всей территории Украины и поляризации украинского общества.

Читайте также: Зеленский в общении с МВФ все больше напоминает Януковича – Андерс Аслунд

Предыдущий материал
Как своим "миротворческим спамом" Зеленский подыгрывает Москве – Елисеев о 10 уроках для Киева
Следующий материал
Зима готовит сюрпризы: синоптики дали прогноз, какая погода будет перед Новым годом, а также в январе и феврале