13 апреля 1928 года в Киеве состоялась премьера фильма "Звенигора" Александра Довженко – кинорежиссера и одного из основателей украинского кинематографа
О создании и особенностях этого фильма рассказывает "Дивогляд".
Сюжет повествует зрителям о дедушке Николае. Старик грезит скифскими сокровищами, которые находятся в Звенигоре и делится этим с двумя своими внуками. Один из внуков – Тимош – не очень любит слушать басни деда. Он имеет большое желание найти клад "для построении лучшего будущего". Другой внук – Павел – присоединяется к петлюровцам и планирует выяснить, где спрятан клад из дедушкиной легенды.
В фильме зрителям демонстрируют разные периоды истории Украины: скифскую эпоху и гайдамаччину до сих пор большевизма.
Над сценарием к фильму работали Юрий Тютюнник и Майк Йогансен, однако финальные правки были внесены самим Александром Довженко. В титрах имена первых авторов указывать не стали.
"В сценарии было много чертовщины и явно националистических тенденций. Поэтому я его и переработал процентов на девяносто, в результате чего авторы демонстративно "сняли свои имена", и это стало началом моего расхождения с харьковскими писателями", – писал Довженко в своей автобиографии.
Фильм "Звенигора" был снят в 1927 году на первой кинофабрике ВУФКУ в Одессе. Во время обсуждения сценария многие назвал такой сюжет чепухой и выступили против такого развития событий в фильме. На это Довженко ответил следующее: "А я сценарий беру и буду ставить эту "ерунду"".
"Этот эпохальный для украинской культуры фильм прогремел, как неожиданный взрыв, как внезапная блестящая победа", – говорил Николай Бажан, поэт "Расстрелянного возрождения".
А вот Сергей Тримбач в своей статье для журнала "Українське німе" отметил следующее:
"Вряд ли художник был искренним в тексте, написанном в 1939 году (что это именно так, легко убедиться, перечитав высказывания Довженко конца 1930-х, зафиксированные стукачами - там о тогдашней национальной политике говорится резко и бескомпромиссно)", – писал он.
Премьера фильма "Звенигора" сменила образ Довженко в обществе и сделала его ведущим украинским режиссером в национальном кинематографе. В советское время фильм считали триумфальным изображением "строительства нового социалистического государства".

Напомним, ранее "Дивогляд" рассказывал, что "Острые картузы" получат продолжение в виде фильма.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.