В начале XX в. Юзовка – предшественница "пророссийского" Донецка – была оживленным поселением, основанным и обустроенным как никак не "коренными русскими", а... европейцами. Будущий центр промышленного Донбасса заложил в 1869 г. валийский предприниматель Джон Юз, который выкупил у князя Сергея Кочубея право построить здесь завод по изготовлению железнодорожных рельсов. Но, приняв во внимание залежи угля, основал производство полного цикла, ныне свойственного для Донбасса: уголь ‒ кокс ‒ металл. Для этого Юз создал "Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств", которое в начале XX в. лидировало в выплавке стали в империи. Сюда на престижную и высокооплачиваемую работу инженерами и мастерами ехали сотни валлийцев, англичан, французов, бельгийцев и немцев. Несколько поколений европейцев жили здесь, пока большевики отобрали у них все в начале 1920-х.
Тот, кто жил, или просто не раз бывал в Донецке, наверное, знает, что в центре города до нашего времени сохранились следы первых европейских колонистов – их культуры, образа жизни и технических новшеств, недоступных тогдашней Российской империи. "Радио Свобода" устроило своеобразную "прогулку" по Юзовке и "знакомство" с ее жителями. С помощью фотографий, которыми поделилась съемочная группа фильма "ЄвроДонбас", Донецкий областной краеведческий музей и Госархив Донецкой области.
Валийский магнат не приехал на пустое место ‒ здесь уже существовали слободы Александровка, Григорьевка, Семеновка и хутор Овечий, основанные запорожскими казаками в XVII в. как укрепленные зимовники на пути по Кальмиусу до Азовского моря. Их жители поначалу и нанимались на сезонную работу в шахты и на доменные заводы, предварительно обработав свои огороды и поля. И немало людей, благодаря стремительному возведению завода по выплавке чугуна, машиностроительного завода, ремонтных мастерских, шахт в села не возвращались: население Юзовки от времени основания до 1907 г. выросло со 164 человек до 32 тыс.

Внутреннее убранство первой церкви Юзовки ‒ Преображенской. После того как ее расширили, достроили колокольню, четыре купола и трапезную, она стала Свято-Преображенским собором (не путать с одноименным собором в современном Донецке, выстроенным в другом месте и не похожим на оригинал). Церковь возвели в 1886 г. на деньги местного помещика Павла Ливена, у которого Новороссийское общество взяло в аренду землю для заводов, а также самого Новороссийского общества, жителей Юзовки и рабочих, которые жертвовали на сооружение из зарплаты. Все, что вы видите на фото, большевики забрали в 1922 г. ‒ ради "помощи голодающим". В 1930-м они же ради "ценных цветных металлов" сняли с постройки колокола, а уже в следующем году, заявив об острой потребности в стройматериалах, собор взорвали.

Турбинный зал Новосмоляниновской электрической станции, 1913 г. Изначально свет предназначался только для иностранцев и производственных нужд. Ближе к 1910-м на электричество могли рассчитывать и местные рабочие и их семьи.

Столовая в доме Юзов, 1900 г. так роскошно валийские основатели Донецка жили не сразу: сначала магнат жил в простой саманной хате под соломенной крышей, стоявшей на земле помещика Смолянинова. В 1874 г. ‒ через 5 лет по приезду ‒ Юз таки построил себе одноэтажный дом на 8 комнат, но огромной семье Юза все равно там было тесно. Бизнесмен пообещал построить дом, но умер в 1889 г., не успев осуществить замысел. Второй этаж достроили в 1891 г. его сыновья, к которым перешло управление заводом. Приглашенный английский архитектор возвел двухэтажное поместье из кирпича местного производства в стиле ренессанс – едва ли не самое высокое здание в степной Юзовке.

В 1903 г. Юзы покинули Донбасс и навсегда вернулись в Англию, передав дела управляющим. До того быт основателей поселка обеспечивала многочисленная прислуга, которую вы видите на фото.

Южная, или Заводская часть Юзовки, 1912 г. ‒ поселение вокруг производств. Рядом была и английская колония с построенными Юзом коттеджами для иностранцев ‒ рабочих, инженеров и мастеров Новороссийского общества. Здесь находились депо, телеграф, больница на 24 человека и школа. Это был островок относительного комфорта – улицы устланы мостовой, были проведены водопровод и даже электроэнергия. Между домами ‒ боковые проходы для улучшения сбора мусора. А по центру улицы расставлены... уличные туалеты. Слева на горизонте виден Преображенский собор, впоследствии разрушенный большевиками.

"Сталинская индустриализация" Донбасса ‒ советский миф: промышленность Юзовки подняли английские поселенцы, а большевики ее "национализировали". Валийцы электрифицировали поселок, проложили железную дорогу от заводов Юза до Харькова и Курска, и возвели заводы. На фото – металлургический завод Новороссийской компании со стороны шахты "Заводская" с только что привезенными из Англии конверторными печами и домнами. Первый чугун здесь выплавили через три года после начала строительства завода, в январе 1872 г. Сейчас на этом месте расположен Донецкий металлургический завод – почти в самом центре современного Донецка.

Основав завод на берегу Кальмиуса, 55-летний Юз перевез в поселок четверых старших сыновей – Джона Джеймса, Артура Дэвида, Айвара Эдварда и Альберта Льюэлина с их семьями. Два сына Юза остались в поселке управлять после смерти отца. На фото ‒ семья Юза-старшего и его жены Элис.

Северная часть Юзовки, или Новый Свет, ‒ поселение торговцев, ремесленников и чиновников уже с более типичным для Российской империи составом населения. Первая линия – Центральная улица Юзовки, нынешняя ул. Артема – до нашего времени сохранила свое название в языке местных. Как центральную артерию промышленного города, ее застроили доходными домами, магазинами, ресторанами, отелями, банками и конторами, где бизнесмены продавали уголь и металл. Справа на фото ‒ открытый в 1913 г. "Магазин Гольдберга", где все желающие могли приобрести готовую одежду или ткани. Это здание – едва ли не единственное, сохранившееся на ул. Артема почти в первоначальном виде.

Открытка местного издателя литовского происхождения Якова Переха, который первым начал изображать на фото не только величественные индустриальные пейзажи молодого города, но и самих шахтеров ‒ пусть и в постановочном виде, как здесь. Перех считается последним издателем открыток в Юзовке (работал вплоть до переименования города в Сталино в 1924-м), а также лидером по их количеству.

Эти фотографии ‒ часть будущего документального фильма с рабочим названием "ЄвроДонбас", который будет рассказывать о европейской истории городов Луганской и Донецкой областей.
"Мы уже работаем с валийскими, немецкими и бельгийскими архивами, которые хранят уникальные страницы по истории Донецкой и Луганской областей. Почти все эти архивы вывозились в бурные времена революции и гражданской войны, поэтому многое утеряно. Особенно в наших, украинских музеях, потому что тема иностранных инвестиций в Восточную Украину была засекречена в советские времена, и многие материалы уничтожались и конфисковались. Однако за месяцы нашей работы нам удалось отыскать фантастическое документальное наследие в зарубежных архивах, где эти материалы очень классно и качественно сохранены и оцифрованы, чтобы потомки не забывали историю", ‒ приводит издание цитату режиссера проекта Корнея Грицюка.
Читайте также: "Чтобы согнать в колхозы, людям жгли дома": фильмы о Голодоморе, которые не скрывают ни слова правды