В 89-ти километрах, или же в полутора часах езды от Львова, в селе Подгорцы Бродовского района раскинулся "украинский Версаль", жемчужина Украины архитектурной – Подгорецкий замок – памятник архитектуры эпохи ренессанса и барокко.
Все мы хорошо знаем, что драматическая история Украины насчитывает немало кровопролитных страниц. Этим объясняется и значительное количество в нашей стране неприступных укреплений-крепостей с мощными стенами, бойницами, оборонительными башнями. Такие сооружения – олицетворение рыцарских времен и ратных подвигов.
Читайте также: Крепость в обмен на жизнь: потрясающие факты и легенды Свиржского замка во Львовской области
В архитектурном наследии государства немного образцов, сочетающих в себе оборонительные укрепления с изяществом и элегантностью европейского дворца. Так вот, Подгорецкий замок – именно из их числа.
Величественный palazzo in fortezza в Подгорцах, который заслуженно окрестили "украинским Версалем", считается самым красивым из замков Золотой подковы Львовской области. Его слава в свое время распространилась по всей Европе, благодаря невероятной архитектурной эстетике, роскошному интерьеру, ценной коллекции произведений искусства и бурному образу жизни его гостеприимных обладателей. И ныне замок привлекает тысячи туристов в год. Действительно ли Подгорецкий замок похож на Версальский дворец во Франции? Можете сами оценить.
Читайте также: Камень, исполняющий желания, и любовь, несмотря на запреты: какие тайны скрывает Золочевский замок во Львовской области
История основания и владельцы
XVII век
Отсчет истории замка начинается еще в первой половине XV века. На месте нынешнего замка существовали более древние укрепления, которые упоминаются 1530 годом. Впоследствии, в 1633 году, коронный гетман Станислав Конецпольский приобрел его у семьи Подгорецких.

По заказу нового владельца известный тогда архитектор фортификаций Гийом Левассер де Боплан создал проект укреплений, а Андреа дель Аква – проект двухэтажного дворца с трехэтажными павильонами по сторонам и башней.
Поэтому с переходом в собственность коронного гетмана Речи Посполитой Станислава Конецпольского оборонительное сооружение на протяжении 1635-1640 годов превращается в изящный образец архитектуры, сочетающий стили позднего возрождения с усложнением деталей и помпезного барокко.
Дворец был спроектирован таким образом, что служебные помещения образовывали квадратный двор с террасой, приспособленной к обороне.

С трех сторон дворец был окружен валами и глубоким рвом, который сохранился и поныне. А с северной стороны, обращенной к долине, замок имел красивую террасу с балюстрадой и скульптурами.

Помимо бастионного укрепления в замке был и собственный арсенал. К нему въезжали через большие ворота – портал с двумя колоннами, перед которым всегда стояла парадная военная стража и несколько пушек. Мраморная табличка на воротах встречала гостей надписью на латыни: "Венец ратных трудов – победа, победа – триумф, триумф – отдых".
Заметим, что Подгорецкий замок и ныне является одним из лучших в Европе образцов сочетания ренессансного дворца с бастионными укреплениями.

А история замка бурно развивалась. В 1648, 1651, 1655 годах замок неоднократно разрушали во время боевых действий периода национально-освободительной борьбы украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Польско-шляхетский мемуарист Станислав Освенцим в 1651 году писал: "Я видел Подгорцы, красивый дворец и крепость... теперь местами разрушены и попорчены".
В 1656 году началось восстановление замка. Внук коронного гетмана Конецпольского подарил его Яну III Собескому вместе с селами Подгорцы и Загорцы при условии, что тот будет присматривать за Бродовской крепостью до совершеннолетия королевича Якуба Людвика.
Реставрация замка продолжалась до 1680 года, но уже в 1688 году он пострадал от нападения татар.
XVIII-XIX века
К своему следующему звездному времени дворец пережил не одно разрушительное воздействие. И только в первой половине XVIII имение возродилось.
В 1720 году замок вместе с многочисленными селами у Константина, сына Яна III Собеского, купил Станислав Жевуский. В 1728 году его сын Вацлав Жевуский, известный своими алхимическими опытами и поисками сокровищ, начал масштабную реконструкцию Подгорецкого замка. Наибольшего развития дворец достиг именно в его годы правления.
Между павильонами и башней построили дополнительные помещения, и дворец стал трехэтажным. Подъемный мост с другим павильоном разобрали. Также в замке работали типография, театр, оркестр, здесь давали разнообразные громкие спектакли. Для многочисленных гостей имения построили так называемый "Гетманский заезд" с солнечными часами, о котором расскажем далее.
Также Вацлав Жевуский собрал большую коллекцию ценных картин и старинного оружия, перевез в Подгорцы самые ценные вещи из Олесского замка. Были созданы типография и театр.
Произведения искусства и военные трофеи украшали Китайский, Золотой, Мозаичный и Рыцарский залы. Роскошные приемы европейских вельмож сопровождались театральными представлениями, оркестровыми выступлениями, фейерверками.

В то же время был построен барочный костел Святого Иосифа – родовая усыпальница Жевуских, и спроектированы итальянский и французский парки, где вечнозеленые растения, редкие деревья и разнообразие цветов образовывали великолепный природный ансамбль со скульптурными композициями. Об этом мы подробнее расскажем позже.

А пока вернемся к истории замка. Больше всего бед пришлось пережить Подгорецкому замку в XIX веке. Именно в это время замок постепенно приходит в упадок. Фактическим владельцем стал управляющий Ремишевский, который постепенно распродал ценности. Это продолжалось и при наследнике Северина Жевуского, Вацлаве, который провел большую часть жизни в путешествиях и погиб в 1831 году.
В 1833 году в замок переехал Леон Жевуский. Он восстановил сорванную крышу, двери, стекла и привел замок в порядок. Бездетный Леон передал замок князю Евстахию Сангушку при условии, что тот отреставрирует его. Князь и стал последним частным владельцем замка. Князья Сангушки условие выполнили. Поэтому в 1867-1903 годах продолжались основательные реставрационные работы.
Замок во время Первой и Второй мировых войн
Начало XX века для Подгорецкого замка стало настоящим испытанием. В 1914-1920 годах в замке находились: армия царской России – 1 год 7 месяцев; армия Австро-Венгрии – 1 год 7 месяцев (в это время в замке останавливались император Австро-Венгрии Франц Иосиф I и кайзер Германии Вильгельм); армия Украинской Народной Республики – 7 месяцев; большевики – 6 недель.
До 1939 года в Подгорецком замке действовал музей, кстати, одно из крупнейших заведений такого типа в Европе, а также первое в Восточной Европе доступное для широкой общественности. Здесь были сконцентрированы значительное собрание произведений живописи, коллекция оружия, военной атрибуции и клейнодов, ценная библиотека. Действовала театральная группа с многочисленными актерами и музыкантами, физико-химический музей и алхимическая лаборатория, типография.
Но накануне Второй мировой войны, оценив ситуацию, князья Сангушки вывезли ценные коллекции музея за границу, в Бразилию. Заметим также, что из части Подгорецких произведений искусства была создана художественная коллекция в Сан-Пауло, которая существует и по сей день. Таким образом было спасено много редких экспонатов, потому что Вторая мировая война стала роковой для замка – часть замковой террасы была взорвана, остатки коллекции разграблены, интерьеры понесли невосполнимые потери.

В 1939 году замок впервые был передан Львовской картинной галерее, в 1940-м – Львовскому историческому музею. В сентябре 1939 года советская власть закрыла музей и перевезла скульптуры в Петербург, в Летний сад.
Во времена Второй мировой войны в замке располагался госпиталь сначала для немцев, а затем для воинов УПА. Умерших хоронили на территории парка.
Туберкулезный санаторий во времена СССР
"Бытовой креатив" советской власти не может не удивлять. Мы уже помним, как учили на трактористов в Сквиржском замке или обустроили тюрьму в Золочевском замке.
Просто Подгорецкий замок в качестве музея и памятника архитектуры советской власти не подходил. В 1940 году по печальной традиции Подгорецкий замок национализировали и преобразовали... в туберкулезный санаторий.
В 1956 году во дворце произошел масштабный пожар. В течение трех дней выгорели все роскошные интерьеры. Огнем были уничтожены уникальные резные потолки с живописными полотнами и другое художественное убранство. Два года замок стоял без крыши. Ремонтные работы завершились в 1960 году, после чего замок снова использовали как туберкулезный санаторий.

В 1997 году произошел переломный момент в истории замка. Благодаря хлопотам общественности и труду Бориса Возницкого, директора Львовской галереи искусств, Подгорецкий замок передали Львовской Национальной галерее искусств. В том же году создан благотворительный фонд возрождения замка во главе с Борисом Возницким. В фондах галереи сохранились 85% вещей из замка, которые планируют туда вернуть, а восстановленный дворец превратить в музей интерьеров.
Подгорецкий замок в XXI веке
В 2008-м Подгорецкий замок был внесен Всемирным фондом памятников (World Monuments Fund) в список 100 объектов архитектурного наследия, имеющих исключительную ценность и нуждающихся в немедленной реставрации. Международную спасательную операцию замка в Подгорцах ведет благотворительный фонд "Подгорецкий замок" во Львове.

В декабре 2017 года волонтеры из благотворительного фонда "Софос" собрали путем краудфандинга средства – около 220 тысяч гривен – на восстановление балконной группы северо-восточной стороны замка и запустили работы. 28 июля – 4 августа 2018 года здесь был организован лагерь "Подгорцы. Ренновация", в рамках которого более 30 волонтеров из Киева, Днепра, Харькова, Львова и Одессы работали в Подгорецком замке.

В июне 2018 года Подгорецкий замок впервые с 1939 года, а это впервые почти за 80 лет, открыл свои двери для посетителей. Во дворце обустроили художественную выставку. В залах, в рамках экспозиции "История забвения", разместили копии картин XVII-XVIII веков и архивные фотографии замка.
Несколько залов Подгорецкого замка открыли, несмотря на то, что реконструкция дворца еще продолжается. Посетители могли попасть в Китайский кабинет, Золотой, Кармазиновый и Рыцарский залы и увидеть картины, которые ранее украшали стены дворца. В экспозиции представили копии полотен работы Шимона Чеховича, Гиацинта Олесинского, Шарля Ле Бруна, Александра Григлевского, Джованни Баттисто Клементи, Йозефа Грасси и других итальянских, австрийских, польских, французских, нидерландских художников, которыми славилась коллекция.
Заметим, однако, что в середине июля 2021 года, когда журналисты 5.UA посещали замок, картины не экспонировались.
Легенда о Белой Деве, или еще Белой Даме
История грандиозного дворца насчитывает и немало таинственных страниц. Вокруг имени одного из властителей замка, политического деятеля Северина Жевуского, и по сей день идут всякие слухи из-за... довольно своеобразное увлечение шляхтича. Говорят, что в своей тайной алхимической лаборатории Жевуский занимался изготовлением магического эликсира долголетия и работал над поисками философского камня для создания золота. Эти эксперименты, как и поиск сокровищ, вероятно, были попытками поправить материальное положение семьи.

Сегодня в подземелье замка даже обустроена стилизованная алхимическая мастерская, где в полумраке, среди магических атрибутов, можно погрузиться воображением в загадочное замковое прошлое.
Невозможно обойти вниманием и растиражированный призрак Белой Девы, или еще Белой Дамы. Возникновение этого мистического образа связывают с реальной драматической историей, которая произошла в поместье в далекие времена.

Было это 400 лет назад. Граф Вацлав Жевуский, богатый и раздражительный, взял в жены красавицу Марию, которая была младше его на 40 лет. И согласилась на этот брак из-за обнищания собственной семьи. Часто, убегая от нелюбимого мужа в парк, заложенный еще семьей Конецпольских, Мария жаловалась небесам на свою судьбу.
Старый же граф ревновал юную красавицу к гостям и даже слугам, выпрашивая ее любовь. Однажды графиня не вернулась с прогулки. И по окрестностям пошли слухи, что старик то ли убил жену, то ли замуровал живьем, и еще долго был слышен ее стон... и потому, как гласит легенда, девушка веками ходит по замку и умоляет о христианском обряде погребения.
Как гласит местная легенда, Белая Дама напоминает о своем присутствии легким вздохом, стоном, неожиданным ветерком. Не так давно легенда Подгорецкого замка о Белой Даме считалась лишь вымыслом, и во время одной из фотосессий один из посетителей случайно снял возле подземелья загадочный силуэт женщины, который не исчезал после серии снимков. С тех пор кто только ни искал призрак замка – и телепрограмма "Битва экстрасенсов", и частные фотографы. Сенсорные феномены обнаружила в помещении дворца и американская группа так называемых "охотников за привидениями". До сих пор здесь фиксируют лишь дымчатые эффекты на фото, объяснить которые никто не берется.
Ну что же. Журналисты 5.UA пока готовили этот материал и самозабвенно исследовали замок, тоже решились спуститься в подземелье Подгорецкого замка... Что сказать? Что-то гудело, и даже был определенный силуэт. Но что именно – не скажем. Обойдемся без спойлеров. Пусть у вас останется стимул самим поехать в замок и воочию убедиться, что же там за Белая Дама сейчас пугает туристов. Особенно юных. А чтобы усилить интригу, вот вам одно мистически-загадочное фото...

Интерьер Подгорецкого замка
Интерьеры Подгорецкого замка поражали современников своей красотой и великолепием. Как мы уже писали выше, в замке была собрана большая коллекция ценных картин, книг, оружия, мебели, здесь регулярно происходили шумные гуляния.
Основные помещения дворца находятся в его партере. В ХVII веке это были большие дворцовые залы: Столовый, Кармазиновый, Золотой, Зеркальный, Желтый, Зеленый.
И два кабинета: Китайский и Мозаичный. И замковая часовня. Названия залов связаны с их назначением, цветом отделки, стилем, в котором они выполнены.
Интерьер Китайского зала Подгорецкого замка, вероятно, следует признать лучшим интерьером в стиле шинуазри (наиболее распространенный в Европе экзотический стиль, когда формы средневекового искусства Китая использовались в западноевропейском декоре, живописи, костюмах и тому подобное – ред.) на территории тогдашней Украины.
Отдельно хранились вещи, принадлежавшие королю Яну III Собескому. Комнаты украшали портреты владельцев замка, копии с картин Рафаэля, Рубенса, Тициана, Караваджо. Картины польского художника Чеховича, полотна Якоба де Баана на исторические темы – "Осада Смоленска" и "Прием шведских и бранденбургских послов Владиславом IV". Столовую украшал портрет гетмана Конецпольского на потолке и 72 портрета выдающихся политических и духовных деятелей, черный мраморный стол, на котором крестили короля Яна ІІІ.
Сейчас несколько залов Подгорецкого замка открыли, несмотря на то, что реконструкция дворца еще продолжается. Посетители замка могут попасть в Китайский кабинет, Золотой, Кармазиновый и Рыцарский залы, но, как мы писали выше, сейчас там не представлены картины, только несколько картин украшают интерьеры дворца.
Интересно, что в одном из залов на втором этаже стоит накрытый стол со столовыми приборами. Кажется, что хозяева замка вот-вот должны вернуться из своего путешествия в вечность...

Изюминки архитектуры
Боковые павильоны Подгорецкого замка снаружи украшены медными скульптурами атлантов.

Один из них держит на плечах Землю.

Другой – Вселенную.

Сейчас Пигорецкий замок – один из лучших в Европе образцов сочетания импозантного дворца с бастионными укреплениями. Замок построен из кирпича и камня в форме квадрата, сторона которого равна 100 м. На егоуглах расположены пятиугольные бастионы.
Дворец занимает северную часть Подгорецкого замка. В ХVII веке он имел несколько иной вид – был двухэтажным с тремя двухэтажными ризалитами, увенчанными башнями. Во время реконструкции в ХVII веке надстроили еще один этаж. Тогда дворец приобрел тот вид, который мы видим теперь.

Фасады Подгорецкого замка имеют очевидный "французский след". Трехчастная композиция ризалитов прослеживается, как в замках Франции и во дворцах, построенных по их образцам, например, львовский дворец "Под Лебедем".

Кроме того, в ансамбль Подгорецкого замка входят итальянский парк, являющийся памятником садово-паркового искусства государственного значения, богато декорированный костел Святого Иосифа, построенный в 1763 году, кочма-заезд и пивзавод, который тоже возвели в XVIII веке. О них подробнее мы расскажем далее.
Итальянский парк
Итальянский и французский парки возле Подгорецкого замка известны в целостном виде лишь на древних гравюрах – сады барокко XVII века возле замка.

Созданный на уровне лучших образцов так называемых "итальянских" парков, он является самым красивым и едва ли не единственным в Украине парком такого типа.
Роскошный когда-то парк окружает замок со всех сторон, его план отличается целостностью художественного замысла и глубоко продуманной взаимосвязью рельефа, архитектуры, скульптуры и растительности.

Закладывался парк одновременно со строительством замка в середине ХVІІ веке. Имя художника, который его создал, история до нас не донесла, известно лишь, что он был выходцем из Италии.
Так называемый Итальянский парк находится в северной стороне ансамбля. Его расположили на террасах. Сейчас сохранился старый дереворит с изображением того парка. На первой террасе был небольшой партер с растительным узором. Ко второй террасе вели барочные лестницы, опиравшиеся на аркаду. Сейчас аркаду из соображений безопасности заложили кирпичом, чтобы она не обвалилась.
Самой богатой по отделке была вторая терраса с фонтаном, партерами и мраморными скульптурами из Италии. Сейчас скульптур нет. По преданию, в советское время их вывезли в Санкт-Петербург.
Третью террасу украшал зеленый массив с просеками, которые использовали для прогулок. На холмах за последней террасой был виноградник. Парк на террасах не сохранился, его еще предстоит реставрировать.
По многим причинам замковый парк давно утратил свой первоначальный вид. Разрушения замка и итальянского парка начались еще в XVII веке. Только за 40 лет (1650-1690) парк разрушали трижды: в 1650, 1672 и 1688 годах. Окончательно барочный парк исчез в XX в.
Сейчас явно выделяется только аллея из деревьев, ведущих к замку.
Костел Святого Иосифа
Костел Воздвижения Честного Креста был сооружен в 1788 году по проекту Романуса на средства тогдашнего владельца Подгорцев Вацлава Жевуского. Расположен храм на оси главной аллеи парка на расстоянии 300 м от въездных ворот.

Костел выполнен в стиле барокко. Он представляет собой ротонду с внутренним диаметром 12 метров, перекрытую куполом с сигнатурой. Портик венчает аттик, который несет восемь скульптурных фигур святых – портретов семьи Жевуских, которые выполнены Себастьяном Фессингером и Лебласом. Деревянные резные части внутреннего убранства выполнены скульптором Марцином Твардовским.

Костел Святого Иосифа замыкает древнюю перспективу – дорогу, проложенную вдоль южной оси барочного ансамбля еще во времена Жевуских. По бокам 300-метровой аллеи стоят скульптуры XVIII века – святого Иосифа и Богоматери с маленьким Иисусом на руках. Когда-то вдоль дороги обильно росли деревья, выстриженные стеной, что видно на архивных фото.

Костел Св. Иосифа, Костел Воздвижения и Св. Иосифа (1752-1766) планировался хозяином Подгорецкого замка Вацлавом Жевуским (Waclaw Rzewuski) как собственная усыпальница. Сейчас в соборе можно увидеть закрытые захоронения прямо в стенах.
Гетманский заезд в Подгорцах
Есть возле Подгорецкого замка еще одна достопримечательность. Это постоялый двор, его еще называли Гетманский заезд. Вы только вдумайтесь, считается, что Гетманский заезд в Подгорцах – старейший отель-корчма в Украине.

Он был построен в первой половине XVIII века по приказу Вацлава Жевуского как место отдыха для многочисленных гостей и персонала Подгорецкого замка и других путников.
Построен он в стиле барокко. Он играл роль постоялого двора. Здесь стояли корчмы.

Добавим, что постоялый двор и Подгорецкий замок прошли сквозь все испытания, выпавшие на их долю в последующие века: распад Речи Посполитой, австрийское подданство, народные восстания и ряд кровопролитных войн XX века, увидев в своих стенах немало ярких представителей разных эпох.
Главным украшением центральных – южный и северный – фасадов здания служат портики шести восьмигранных колонн, барочные завитки фронтонов и каменные шарики на декоративных подставках по углам, в то время как каждый из боковых – украшен порталами боковых входов под треугольными фронтонами, которые опираются на две колонны коринфского ордера (восточный – четыре, западный – три). Постоялый двор представляет собой редкий случай полностью сохранившейся постройки такого типа.
На южном фасаде постоялого двора замка находятся солнечные часы, которые показывают среднеевропейское время. Предполагают, что его изготовил известный мастер-часовщик Павел Добростанский, который в ХVIII веке жил в Подгорцах.
Интересные факты
В разные годы замок посетили австрийский император Франц Иосиф, немецкий кайзер Вильгельм II, Иван Франко, Федор Глинка, Ян Матейко, Алексей Толстой и многие другие выдающиеся личности.
Постоялый двор замка, который, кстати, довольно неплохо сохранился, помнит и французского писателя Оноре де Бальзака, который останавливался в Подгорцах по дороге на встречу со своей возлюбленной Эвелиной Ганской.

Уникальной природной достопримечательностью парка считается 700-летняя липа.
Подгорецкий замок и съемки в кино
Величественный архитектурный облик, который не смог изменить даже трехдневный страшный пожар февраля 1956 года, не раз делали Подгорецкую резиденцию – в том числе и капитально отремонтированный в 1964-1965 годах заезд – героем кинематографических лент.
- Здесь снимали сцену из известного фильма "Три мушкетера" (1978). Роковой бал, когда королева должна предъявить королю подаренные им подвески, проходит в Подгорецком замке. Кроме того, в советской эпопее о мушкетерах Подгорецкий замок воплощал парижскую ратушу.

- В 1979 году на экраны вышел белорусский фильм "Дикая охота короля Стаха", большая часть съемок которого проходила в Подгорецком замке.
- Символично, что именно в замке был снят эпизод достаточно известного фильма "Ошибка Оноре де Бальзака".
- Роль литовской резиденции князей Радзивилов замок играл в "Потопе" Ежи Гофмана.
Сейчас замок активно принимает туристов. Как известно, в мае 2021 года Министерство культуры и информационной политики Украины объявило о проектах, которые будут реализованы в рамках программы "Большая реставрация" в 2021 году. И Подгорецкий замок, а также Олесский замок попали в число этих проектов. Поэтому теперь Подгорецкий замок ждет помощи от государства в рамках "Большой реставрации".
По материалам photo-lviv.in.ua и vidviday.ua
Смотрите также фотогалерею по теме:
Жирафообразное пианино и спасенный ангел: топ-7 окрас дворца Потоцких во Львове, которые нельзя пропустить – ФОТО














