Деревянные церкви Карпатского региона Украины и Польши
Искусство возведения многих деревянных храмов вобрало в себя строительные традиции дохристианских времен – и в Украине таких уникальных объектов насчитывается около 1,9 тыс.
Они разбросаны почти по всему государству. Впрочем, больше всего сохранилось во Львовской, Волынской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях. Большое количество памятников украинской деревянной сакральной архитектуры можно увидеть и в приграничных регионах Польши.
В 2008-2012 гг. продолжалась совместная работа польско-украинской группы специалистов. И в июне 2013 г. в соответствии с решением Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 37 СОМ 8В.37 место "Деревянные церкви польского и украинского региона Карпат" было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С украинской стороны это следующие объекты:
- Ансамбль памятника архитектуры 1745 г. церкви Собора св. Архистратига Михаила в с. Ужок Великоберезнянского района Закарпатской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1813-1824 гг. церкви Вознесения Господня (Струковской) в С. Ясиня Раховского района Закарпатской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1808 г. церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Нижний Вербиж Коломыйского района Ивано-Франковской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1598 г. церкви Сошествия Святого Духа в г. Рогатин Ивано-Франковской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1670-1678 гг. церкви св. Юра в г. Дрогобыч Львовской области.
- Памятник архитектуры 1720 г. – церковь Пресвятой Троицы в г. Жовква Львовской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1502-1600 гг. церкви Сошествия Святого Духа В С. Потелич Жовковского района Львовской области.
- Ансамбль памятника архитектуры 1838-1902 гг. церкви Собора Пресвятой Богородицы в с. Матков Турковского района Львовской области.
Это уникальный анклав, расположенный на стыке восточной и западной культур. Достопримечательности, "утратившие перспективу дальнейшего развития, став специфическими памятниками прошлых эпох. Это уникальное явление, распространенное лишь на точно очерченной территории", сказано в критериях ЮНЕСКО. Говорится и о том, что "в них сохранилось уже утраченное технологическое и строительное мастерство" прошлых эпох.
Древний город Херсонес Таврический и его хора
Остатки античного Херсонеса Таврического, основанного в V в. до н. э., а также Гераклейская хора, сельскохозяйственная окраина, освоенная херсонеситами в IV в. до н. э., находятся на юге Крымского полуострова, ныне временно оккупированного Россией.
Это единственный в Северном Причерноморье целостно сохраненный образец древнего города, политического и экономического центра региона времен греческой колонизации. Он был свидетелем становления и упадка Римской и Византийской империй.
В конце XIV в. кочевники разрушили город, а уже в начале XV в. он навсегда опустел. Но здесь целостно сохранились остатки городского планирования, фортификационных, жилых, хозяйственных и культовых сооружений – храмы, римская цитадель, эллинистический театр, жилые кварталы, колодцы, мастерские, фрески и еще тысячи экспонатов тех времен.
"Хора Херсонеса Таврического является исключительным свидетельством древних технологий в области обработки земли, а также повседневной жизни ее обитателей, что нашло выражение в многочисленных остатках межевых и плантажных стен, транспортных магистралей, водопроводов, жилых усадеб и оборонных комплексов. Хора Херсонеса Таврического свидетельствует о межвременной и межкультурной наследственности в использовании и развитии культурного ландшафта с IV в. до н. э. до XIV в. н. э.", – говорится в критериях ЮНЕСКО.
Херсонес Таврический сыграл решающую роль в распространении христианства в Юго-Восточной Европе, в частности в Киевском Государстве. По преданию, именно здесь состоялось крещение киевского князя Владимира Великого.
В Херсонесе сталкивались цивилизации Средиземноморья и "варварское" население Юго-Восточной Европы. Жители Херсонеса на протяжении 2000 лет влияли на культуру сопредельных территорий, сыграв решающую роль в эллинизации скифов и сарматов, христианизации готов, алан и восточных славян. Даже интересно представить, какой стала бы Европа без этого уникального места...
Геодезическая Дуга Струве
Дуга Струве – это сеть триангуляционных пунктов протяженностью 2820 км. Она пролегает по территории десяти европейских стран от Норвегии до Украины. Опорные пункты наблюдения заложил в 1816-1855 гг. астроном Фридрих Вильгельм Георг Струве. Таким образом он осуществил первое достоверное исследование большого сегмента дуги земного меридиана. Это позволило точно установить размер и форму нашей планеты.
Первоначально "дуга" состояла из 258 геодезических "треугольников" (полигонов) с 265 основными триангуляционными пунктами. В объект Всемирного наследия вошли 34 таких пункта (те, что лучше сохранились до сих пор), маркированные на местности разными способами – углублениями в скалах, железными крестами, пирамидами из камней или специально установленными обелисками.
Дуга является исключительным примером 40-летнего сотрудничества не только ученых разных стран, но и примером сотрудничества между монархами с научной целью.
Четыре пункта Дуги Струве, внесенные во Всемирное наследие ЮНЕСКО, находятся в Украине:
- Пункт Катериновка – на насыпи на расстоянии 1 км к северу от с. Катериновка Хмельницкого района Хмельницкой обл., в 25 км к северо-западу от г. Хмельницкий.
- Пункт Фельштин – в 600 м к северо-западу от с. Гвардейское Хмельницкого района Хмельницкой области, в 20 км к северо-западу от г. Хмельницкий.
- Пункт Барановка – западнее с. Барановка Ярмолинецкого района Хмельницкой обл.
- Пункт Старо-Некрасовка – в южной части с. Старая Некрасовка Измаильского района Одесской области, на улице Почтовая, между домами номер 32 и 34, на расстоянии 5 км к востоку от г. Измаил.
Киев: Собор Святой Софии и Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра является памятником истории и архитектуры Средневековья и Раннемодерного времени, одной из крупнейших святынь православия Восточной Европы. На протяжении многих веков она менялась и разрасталась.
Монастырь, основанный преподобными Антонием и Феодосием в XI в., внес весомый вклад в развитие образования, искусства, медицины. На территории Лавры расположены уникальные наземные и подземные храмы ХІ-ХІХ вв., комплексы пещер с лабиринтами длиной более 600 м, а также жилые и хозяйственные здания XVII-ХІХ вв.
Свой современный вид она получила во время расцвета украинского барокко – XVII-XVIII веков. Основными объектами Киево–Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, комплексы Антониевых (Ближних) и Феодосиевых (Дальних) пещер с наземными церквями – Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы, а также церковь Спаса на Берестове.
Успенский собор в XII-XV вв. был образцом для строительства подобных храмов во всей Восточной Европе, указано в критериях ЮНЕСКО.
На протяжении веков Киево-Печерский монастырь с нетленными мощами святых, похороненных в пещерах, является одним из крупнейших паломнических центров в мире.
Интересный факт: на Большой лаврской колокольне в 1903 г. установлены часы. Их гарантийный срок составлял 15 лет, и несмотря на то, что им почти 120, они до сих пор не нуждаются в ремонте и останавливались лишь раз – когда собор взорвали во время Второй мировой войны.
Собор Святой Софии, расположенный в историческом центре Киева, является памятником архитектуры и монументального искусства первой половины XI в. София была главным христианским храмом столицы Киевской Руси. Архитектура и монументальная живопись собора были образцом для строительства и росписи других храмов Киевской Руси.
Собор и каменные монастырские здания, сооруженные в XVII-XVIII вв., окружены каменной стеной. Среди них колокольня, Дом митрополита, трапезная церковь, ворота Заборовского, Южная въездная башня, Братский корпус и Бурса. Все они выстроены в стиле украинского барокко.
В главном митрополичьем храме Святой Софии проходили церемонии восхождения князей на Киевский престол, поставления митрополитов и епископов, приемы посольств, у стен собиралось вече, при соборе велось летописание и была создана первая в государстве библиотека – известная как библиотека Ярослава Мудрого или Софийская библиотека. София Киевская была местом погребения князей и высшего духовенства.
"Уникальный памятник архитектуры и монументального искусства первой половины XI в., который содержит крупнейший в мире ансамбль мозаик и фресок того времени... Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, по многочисленности не имеет подобных среди византийских памятников того времени", – сказано о Софийском соборе в ЮНЕСКО.
Черновцы: резиденция митрополитов Буковины и Далмации
В стенах резиденции митрополитов Буковины и Далмации, которую строили целых 18 лет (1864-1882 гг.), сейчас находится Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича.
Резиденция состоит из трех корпусов – Митрополичьего, Семинарского и Монастырского, и сочетает разные стили, напоминая при этом средневековый замок.
В ней слились культуры разных народов, населявших Буковину. Можно проводить параллели со средневековыми крепостями или дворцом Алькасаром в испанской Гранаде, отыскивать элементы византийской или романской архитектуры, находить традиционные буковинские орнаменты в декоре крыш, украшенных цветной черепицей, или удивляться потолкам парадных залов, похожих на гуцульские резные шкатулки...
Архитектура дворца сочетает исторические традиции планировки времен исчезнувшей Византии, романского периода монастырского строительства, кирпичной готики Центральной и Северо-Восточной Европы и планировочные принципы барокко.
Особый интерес вызывает Мраморный зал, сделанный из белого и черного мрамора. Его стены украшены фресками на историческую и религиозную тематику.
Также есть красный зал – место заседаний Священного Синода. Стены зала украшены китайским шелком и венецианскими зеркалами, потолок декорирован орнаментом, напоминающим коллекцию писанок, а пол выстелен паркетом из красного бука, дуба и зеленой липы.
С началом строительства резиденции начали делать также дендропарк площадью 5 га. Здесь много деревьев, фонтанов, скульптур, уникальное тюльпанное дерево и 130-летний бамбук.
Автор шедевра – чешский архитектор и меценат Йозеф Главка (1831-1908). По его проектам построено около 150 сооружений в ряде стран Европы, однако только резиденция митрополитов Буковины и Далмации признана памятником всемирного значения. На заседании 35-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году архитектурный ансамбль под №1330 включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Исторический центр Львова
Львов основал в позднем Средневековье король Даниил Галицкий и назвал его в честь своего сына. Львов сохранил практически нетронутой свою средневековую городскую топографию, свидетельства отдельных этнических общин, которые жили там, и большое количество зданий XVI–XX вв.
Территория, где сейчас расположен исторический центр Львова, начала разрастаться задолго до основания самого города:
- Высокий замок и Подзамче: эта часть городской структуры возникла около V в., а в XII в. уже была высокоразвитым городским поселением. Частично сохранились аутентичные памятники XIII-XVII вв., планировка улиц и площадей, мощный пласт археологического культурного слоя, природный и искусственно измененный ландшафт. Эта территория стоит на границе Полесской низменности и Подольской возвышенности, во Львовской котловине, где проходит главный европейский водораздел между бассейнами Черного и Балтийского морей. На Замковой горе сохранились остатки замка XIII в. и посад, на территории которого в XIII – начале XIV вв. было десять православных церквей и монастырей, три армянские церкви, два костела, мечеть и синагога.
- Центр: к Подзамче прижимается тщательно распланированный центр города, возникший в середине XIV в. на территории посада княжеского города. Это полностью сохранившийся образец регулярного градостроительства в Восточной Европе. В городе гармонируют сакральные, общественные, жилищно-ремесленные здания разнонациональных общин города. Преимущественно это здания эпохи Ренессанса, вобравшие в себя более древние строительные традиции. Центр окружен кольцом скверов, возникших на месте разобранных средневековых городских фортификаций, монастырей и магнатских резиденций преимущественно эпохи барокко.
- Ансамбль собора Святого Юра: расположен за пределами средневекового города. В комплекс входят собор Святого Юра (1744-1770 гг.), митрополичий дворец (1772-1774 гг.), капитульные дома (1774-1866), колокольня (1828 г.), ограда с двумя воротами – "от базара" (1770г.) и "от города" (1772 г.).
По информации Министерства культуры на информационной политики Украины