Владимир Зеленский в Верховной Раде
Владимир Зеленский в Верховной Раде president.gov.ua

Увольнение "первого Правительства Зеленского" подорвало доверие международных инвесторов к Украине – Елисеев

    Читайте українською
    Традиционно он подытожил плюсы и минусы очередного периода дипломатии Зеленского

    Очередной двухнедельный калейдоскоп конца зимы – начала весны в дипломатии Зеленского так и не принес ростков стратегического видения в сфере внешних отношений и борьбы за восстановление суверенитета и территориальной целостности. Вместо вдумчивой и серьезной работы власти как единого организма зрителю был неожиданно предложен второй сезон военно-драматического сериала. Об этом пишет председатель ОО "Центр новых решений" Константин Елисеев.

    Отставка Кабинета Министров Гончарука, возможно, и была бы оправданным шагом, если бы во властные офисы пришла профессиональная команда с четким видением дальнейших действий – и тактических, и стратегических. Вместо этого, уже первые резонансные заявления нового главы Правительства о поставках воды в оккупированный Россией Крым развеяли все возможные иллюзии. Ритуальными заклинаниями и умиротворением агрессора оккупированные территории не вернуть. А оказаться в ситуации, когда вся территория Украины может попасть под гибридную оккупацию, вполне реально, если продолжать разыгрывать "мыльную оперу". Отставка Правительства, а также противостояние между Президентом и партнерами Семерки в вопросе отставки Генпрокурора Украины окончательно положили конец периоду "теплой ванны" для Зеленского и его команды.

    К сожалению, заложниками авторов сериала стала и дипломатическая служба, и ее новый и старый руководители. Проведенная с Банковой "рокировочка" между Михайловской и Грушевского еще раз подтвердила, что форма продолжает доминировать над содержанием.

    Традиционно подытожил Елисеев плюсы и минусы очередного периода дипломатии Зеленского.

    Плюсы

    • "Перезагрузка" руководства МИД станет настоящей мотивацией для всего украинского дипломатического корпуса, который начал деградировать и психологически, и профессионально под давлением безнадежности и непредсказуемости политической ситуации.

    Есть надежда, что новые методы и формы ведомственной деятельности, более внимательное отношение к дипломатам и их потребностям повысят боевой дух дипвойска. Новому министру важно не упустить эту возможность и попробовать отбалансировать отношения по линии Банковая – Михайловская ради эффективной и успешной проукраинской дипломатии.

    • Важно, что во время презентации видения политики нового Правительства Премьер-министр Шмыгаль подтвердил неизменность приоритетов внешней политики государства, приоритетность завершения войны на Донбассе и возврата незаконно аннексированного Крыма, а также отверг возможность возобновления торговли с Россией как страной-агрессором.
    • Дипломатия Зеленского эффективно использовала повод годовщины попытки незаконной аннексии Россией Крыма для продвижения в национальной и международной политико-информационной плоскости украинской точки зрения относительно "крымского вопроса".

    Важно, что были использованы и символические шаги – учреждение Дня сопротивления оккупации Крыма 26 февраля, и дипломатические – визит в Украину президента Турции Эрдогана как одного из ключевых союзников нашего государства в деле возвращения Крыма, и правильные четкие сигналы-флажки из уст Президента Зеленского в ходе Форума Age of Crimea 2020 относительно отсутствия намерений обменивать Крым на урегулирование ситуации на Донбассе, и продолжение работы над долгожданной стратегией деоккупации Крыма.

    • С отметкой плюс провожаем неделю в расследовании дела о сбивании самолета рейса МН17 Малайзийских авиалиний в небе над оккупированным Донбассом в июле 2014 года.

    9 марта в Нидерландах начинается судебный процесс в отношении четырех обвиняемых в совершении этого ужасного преступления. Несмотря на очевидный дипломатический ляп в виде освобождения ключевого свидетеля Цемаха, в очередной раз дипломатии Зеленского повезло с запасом прочности предыдущих лет. Процесс установления истины и определения виновных был начат в первые месяцы после трагедии. Пятый президент благодаря своим активным контактам с международными лидерами пострадавших стран обеспечил создание Совместной международной следственной группы.

    • К позитивам периода начала весны следует также отнести продолжающийся процесс обеспечения возвращения домой украинских заложников Кремля. В ходе очередного заседания ТКГ украинская сторона передала список лиц для освобождения, в который включено более 200 человек, в частности 86 незаконно заключенных крымских татар.

    Несмотря на несомненную необходимость должного внимания к этой теме, вынуждены констатировать, что она превращается в "палочку-выручалочку" в рамках мирного процесса, в котором продолжает доминировать застой и тупик, прежде всего на треке выполнение Москвой ее обязательств в сфере безопасности. И именно на этом фоне дипломатии Зеленского следовало бы проявить стратегическую осмотрительность и не давать агрессору возможности получать дивиденды от иллюзии приближения мира на Донбассе.

    Взаимным освобождением удерживаемых лиц мирный процесс не сдвинуть с нынешнего статус-кво, когда обещанного обмена по формуле "всех на всех" не произошло и не произойдет. Российская сторона и дальше будет разыгрывать карту освобождения и одновременно беспокоиться о том, чтобы ее обменный фонд постоянно пополнялся. Это плохая новость и для наших сограждан под российской оккупацией, и для мирного процесса, и для международных партнеров Украины.

    • Стоит отметить перспективные признаки большего внимания со стороны Президента Зеленского к вызовам становления Православной церкви.

    Глава государства хорошо использовал возможность празднования 80-летия Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея. В своем поздравлении он четко отметил, что именно благодаря Константинопольскому престолу наша страна стала частью христианского мира.

    Минусы

    • Борьба за рейтинг толкает на популистские шаги, проявления чего увидели в увольнении "первого Правительства Зеленского" и Генерального прокурора. Это негативно сказалось на международном имидже страны и ее экономических рейтингах в мире.

    Обидно видеть, как в словарь украинской политики возвращается забытый со времен Януковича термин "политически мотивированное правосудие".

    При таких условиях сегодня перед дипломатией Зеленского стоит сверхсложная задача – попытаться сохранить веру партнеров в украинскую идею, как и удержать удары изнутри против международного единства и солидарности с Украиной.

    • Поспешная смена Правительства Гончарука и ключевых реформаторов, в том числе в сфере антикоррупционной политики, подорвала доверие международных инвесторов к Украине и ее долгосрочным еврооблигациям, а следовательно, угрожает макроэкономической стабильности нашего государства. Американский инвестиционный банк Мorgan Stanley уже изменил рейтинг долговых обязательств Украины в валюте на "неблагоприятный" и посоветовал клиентам рассмотреть возможность продажи украинских еврооблигаций в связи с угрозой торможения реформ и неопределенности относительно продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом.

    И хотя Премьер-министр подтвердил готовность к конструктивному сотрудничеству с МВФ, а новоназначенный министр финансов Украины провел первую встречу с постоянным представителем МВФ в Украине, наши международные финансовые партнеры отныне будут оценивать политику Зеленского по реальным делам. И настоящим тестом для нового Правительства станет решение вопроса о невозможности возвращения национализированного "ПриватБанка" бывшему владельцу-олигарху.

    • Встреча Президента Зеленского с послами стран Семерки и ЕС должна продемонстрировать открытость власти к советам наших партнеров и постоянство международного сотрудничества, однако случилось иначе. Несмотря на все предостережения, украинская власть таки прибегла к отставке Генерального прокурора Рябошапки, чем добавила весомый минус в карму своей международной поддержки. Дипломатическое сообщение посольства США о "благодарности за интересное общение" только подогрело впечатление о наличии серьезных разногласий между властью Зеленского и группой международной поддержки Украины.

    На данный момент вынуждены констатировать перспективы очередных потрясений на фронте созданной за последние годы антикоррупционной инфраструктуры, которой гордилась и Украина, и отмечали наши партнеры. Речь не идет о личности Генпрокурора или директора НАБУ, а о риске разрушения независимости прокуратуры и судов в Украине. Как следствие, существует реальная угроза инициирования в евроинститутах вопроса о приостановлении безвиза с Украиной из-за регресса в вопросе противодействия коррупции, введения политически мотивированного правосудия и нарушения принципов верховенства права.

    • Снятие санкций Евросоюза с бывших высокопоставленных чиновников Украины Азарова и Ставицкого не стало неожиданным, а лишь подчеркнуло тенденцию к постепенному сворачиванию отвоеванных Украиной в предыдущие годы позиций. Как и не слишком удивило открытие ГБР дела в связи с вероятном давлением бывшего вице-президента США (ныне кандидата в президенты США) Джо Байдена на бывшего генерального прокурора Украины Шокина.

    Тревожность обоих сигналов сложно переоценить, ведь именно по таким событиям и определяются тенденции развития нынешней Украины и приоритеты власти. Если непродление санкций в отношении бывших руководителей можно списать на особенности внутренней конъюнктуры в Украине, то тенденция на втягивание Украины во внутриполитическую борьбу в США за президентский пост точно может нанести непоправимый вред позициям нашего государства. Американская двухпартийная поддержка Киева – это именно тот драгоценный и наиболее важный актив, который смог спасать Украину от худших сценариев на протяжении всех лет противостояния агрессору. Его потеря стала бы ценным подарком Кремлю.

    • С приближением даты потенциального апрельского Нормандского саммита все очевиднее становится истощение так называемой формулы Зеленского относительно Донбасса. В целом видим, что за шесть месяцев она свелась к единственному приемлемому для украинского общества результату – освобождению заложников Кремля, что одновременно делает позиции Киева уязвимыми. Ставка на разведение войск (а по сути отступление и сдачу позиций вдоль линии соприкосновения), реализацию наивного принципа "стоит прекратить стрелять и будет мир" и примирительную риторику по отношению к агрессору так и не сыграла. Как результат, продолжаются обстрелы, провокации и гибель украинских бойцов на фронте.

    Зато ультиматумы президента о выходе из Минских договоренностей через год не только не усиливают наши переговорные позиции, а скорее свидетельствуют об агонии и беспомощности властной команды.

    Процесс мирного урегулирования на Донбассе вступает в критическую фазу, что требует новых неординарных подходов и предложений. На фоне международной ускоренной реабилитации Путина и возвращения ЕС к "состоянию обычных дел" с РФ, а также все более очевидного разрушения проукраинской трансатлантической коалиции при молчаливом наблюдении Банковой, время играет не на стороне национальных интересов Украины и восстановления суверенитета и территориальной целостности нашего государства.

    • Вызвал обеспокоенность очередной информационный вброс со стороны руководства государства, теперь на уровне новоназначенного Премьер-министра Украины Шмыгаля, о необходимости возобновления поставок воды в Крым. И хотя на это быстро отреагировало представительство Президента Украины в Крыму и заверило, что вода не будет подаваться до полной деоккупации полуострова, обеспокоенность относительно неизменности позиции Банковой в этом вопросе остается очень острой.

    Учитывая кризисную ситуацию на Крымском полуострове с поставкой воды для сельскохозяйственных, промышленных и военных нужд, очевидно, что Россия постарается обеспечить решение "водного вопроса" во время переговоров с командой Зеленского как части "пакета" мирных договоренностей.

    • Неоправданно мало внимания было уделено встрече руководителя Офиса Президента Ермака с новым куратором украинского направления в Кремле Козаком. Однако это событие является далеким от обычного бюрократического контакта новых ответственных за урегулирование ситуации в Украине.

    К слову, ранее подобные контакты могли происходить только в присутствии третьих сторон – Парижа и Берлина как партнеров по Нормандскому формату. Встреча Ермак – Козак создает новую реальность в мирном процессе, против которой мы предостерегали длительное время – риск оказаться один на один с российским агрессором. Одновременно дипломатия Зеленского не только не прислушивается к опыту предыдущих лет противодействия российской агрессии, а сознательно идет на двусторонние контакты с Кремлем "без лишних свидетелей". Перспектива такого подхода только одна – потеря доверия со стороны партнеров и дальнейшая эрозия международного единства и солидарности.

    • Отчетный период так и не принес обнадеживающих новостей в деле расследования трагедии украинского самолета МАУ на территории Ирана. Это еще один тест для нового главы украинской дипломатии на способность решать непростые вопросы и защищать интересы простого украинца. Украинские чиновники сделали уже много заявлений, комментариев и обещаний. Теперь время действовать и не позволить "заговорить" эту тему, в том числе ссылаясь на проблему коронавируса.

    Предыдущий материал
    Зеленский, несмотря на предвыборные обещания, не собирался проводить реформы – Княжицкий
    Следующий материал
    Трамп не посетит Москву 9 мая – СМИ
    Loading...

    Обострение "синдрома Порошенко" в феврале: что поразило кабинеты на Банковой сильнее, чем коронавирус – Елисеев

    Елисеев о "12 шагах к миру", нацплатформе примирения и обстрелах на Донбассе – "ИнфоДень"

    Елисеев о стратегии команды Зеленского по РФ и как изменилось отношение к Украине за рубежом – "ИнфоДень"

    "Не видно работы в единой команде": Елисеев дал 11 советов Зеленскому

    Каждый день должны проходить брифинги о расследовании катастрофы в Иране – Елисеев о молчании власти

    Елисеев: как на Украину повлияет потепление отношений Франции и России