Константин Елисеев
Константин Елисеев Офіційний сайт Президента України

"Не видно работы в единой команде": Елисеев дал 11 советов Зеленскому

    Читайте українською
    Особое внимание посол обратил на "странные танцы" дипломатии Зеленского вокруг отношений с Кремлем

    Чрезвычайный и Полномочный Посол Константин Елисеев подвел итоги работы президента и его команды в январе 2020 года. А также дал ему несколько советов в своем блоге.

    В частности, он обратил внимание, что некоторые стороны дипломатии Зеленского вполне можно назвать слабыми. Очевидно, причиной этого является нехватка профессионализма и компетенции, а также отсутствие четкой стратегии внешнеполитической деятельности, считает Елисеев. По его мнению, ОП и МИД до сих пор не научились работать в единой команде.

    "Не помог более тесной координации ни "иранский кейс", ни "коронавирус". А запущенное официальным Киевом потепление с Москвой действительно может стать вирусным", – отметил дипломат. И обратил внимание на постепенную реабилитацию российского агрессора в мире, что "вызывает дальнейшую эрозию, а по сути подрыв, проукраинской международной коалиции".

    Далее приводим текст Елисеева без существенных сокращений:

    Плюсы:

    1. Перенесенный с новогодних праздников визит госсекретаря США Майка Помпео в Украину в конце января стал для дипломатии Зеленского "спасительной палочкой". Он отвлек внимание от неудач на минском треке, невыразительных результатов визитов в Давос и Израиль, и позволил почувствовать международную поддержку Украины.

    Мы услышали слова твердой и несокрушимой солидарности Вашингтона с Киевом на пути к реформам и противодействию продолжающейся агрессии России. Без традиционных экивоков говорилось о перспективах военной помощи Украине со стороны США, что направляет четкий и однозначный сигнал Кремлю держаться подальше. А международным партнерам Украины – активнее включаться в процесс помощи нашему государству в сфере безопасности.

    Позитива заслуживает выразительная риторика обеих сторон о предметных намерениях укреплять прогресс в торговых отношениях, поощрять приход американских компаний и инвестиций на украинский рынок.

    Вместе с тем, не обошлось и без досадных упущений, которых можно (и нужно) было бы избежать, если бы украинская сторона проявила твердость в отстаивании своих интересов. Государственный секретарь так и не привез ни долгожданного известия о назначении нового посла в Киеве (после отъезда Тейлора), ни специального представителя США по Украине (вместо Волкера), ни хотя бы ориентировочных дат давно перезрелого визита президента Украины в Белый дом.

    2. Визит президента Зеленского в Польшу был правильным и сильным шагом, который придал новый импульс и содержание нашим отношениям с Варшавой. Учитывая современный контекст относительно геополитики и безопасности, выступление главы государства на годовщине освобождения концлагеря Аушвиц открыло новую страницу украинско-польского стратегического партнерства.

    Хотелось бы, чтобы выступление Зеленского символизировало начало осознания подлинных интересов Украины, в которых путинская Россия – не друг и не партнер, а системная угроза украинской независимости и территориальной целостности. Следовательно, для президента выглядело бы вполне логичным принять приглашение президента Польши Анджея Дуды и совместно почтить польских и украинских военных, которые 100 лет назад вместе защищали Варшаву против большевистского нашествия.

    3. Министр обороны Загороднюк заявил, что Украина не будет разводить войска вдоль всей линии соприкосновения, поскольку это будет означать замораживание конфликта на долгие годы. Обидно, что из всех возможных вариантов урегулирования ситуации на Донбассе особый акцент сделан именно на разведении, несмотря на многочисленные предостережения относительно проигрышности такого подхода. Будем надеяться, что соответствующее понимание созреет и на Банковой, и после потерянных месяцев и потерь наших героев на фронте украинская сторона вернется к рассмотрению дорожной карты имплементации Минских договоренностей.

    4. ПАСЕ сделала еще один шаг на пути отбеливания и реабилитации Кремля на мировой арене, утвердив полномочия российской делегации. Не добавили международных плюсов Украине и избрание заместителя председателя государственной думы РФ вице-президентом ПАСЕ, и дальнейшее участие российской делегации в Ассамблее. В то же время парламентской делегации Украины удалось сгладить ситуацию, проведя поправки о признании России стороной Минских договоренностей. Болезненная реакция российских депутатов подтвердила, насколько чувствительным является этот вопрос для Москвы.

    Еще одним пропущенным мячом для россиян в Страсбурге стало решение о привлечении Венецианской комиссии к анализу конституционных изменений, предложенных Путиным. Хотя это и не остановит российский режим от внесения изменений в Конституцию, но важно фиксировать такие факты, которые демонстрируют истинные намерения России. Особенно для тех, кто до сих пор пребывает в плену иллюзий о диалоге с Россией.

    5. Положительным было первое для правительственной команды заседание Совета ассоциации Украина-ЕС в Брюсселе, которое фактически стало встречей-знакомством новых составов правительства Украины и Еврокомиссии. Следует отметить достойный прием премьер-министра Гончарука в Брюсселе и проведение с ним личных встреч нового руководства институтов ЕС. Это свидетельство открытости к диалогу и сотрудничеству, которую стоит дальше развивать.

    Новый раздел в истории межправительственных отношений стал не только логическим продолжением повестки дня европейской интеграции Украины, которая развивалась в последние годы, но и включил в себя и качественно новые инициативы вроде амбициозной задачи присоединения Украины к Европейскому зеленому соглашению. Теперь главное не остановиться на словах и лозунгах, а усиливать предметную работу по этим направлениям, в частности организовать содержательные контакты профильных представителей Правительства и Европейской Комиссии для координации дальнейших совместных шагов.

    И очевидным выводом Совета для украинской стороны является подтверждение принципиальной неготовности Еврокомиссии начинать процесс всеохватывающего пересмотра Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, фокусируя внимание на работе над обновлением отдельных приложений. В свете этого представляется целесообразным активизировать работу в столицах государств-членов Евросоюза, прежде всего, Берлине и Париже, для достижения принципиальной договоренности о начале процесса совместной оценки выполнения Соглашения с задействованием инструмента вроде скрининга законодательства на предмет его соответствия европейскому acquis.

    Также не стоит почивать на лаврах после добрых слов представителей ЕС относительно турборежима в одобрении законодательства, ведь для прагматичных евробюрократов важно не "как", а "какие" законы принимаются, а еще более важно, каким образом они выполняются в реальной жизни.

    6. Позитивным стало решение ЕС, США и Канады о введении дополнительных санкций против РФ за подрыв территориальной целостности Украины в части организации незаконных выборов на территории временно оккупированного Крыма.

    В связи с этим следует подчеркнуть, что именно Украина должна быть источником и двигателем международных санкций против российского агрессора, предоставлять в бесперебойном темпе новые имена и названия компаний, которые нарушают наш суверенитет и территориальную целостность, а украинские дипломаты – убеждать партнеров вводить ограничительные меры и постепенно ослаблять агрессора и принудить его к миру на условиях Украины. При этом важно синхронизировать свои санкции с санкциями союзников, чтобы не выглядеть странно в глазах партнеров.

    7. Во второй половине января чуть ли не ярче всего в украинской дипломатической сборной сыграла наша британская команда. Высокой оценки заслуживает работа украинского посольства в Лондоне и украинского общества по отстаиванию положительного образа трезубца. Отмечаем конструктивное и взвешенное решение президента Зеленского о введении временного безвиза для краткосрочных поездок в Украину для граждан Великобритании в связи с ее выходом из Европейского Союза с 1 февраля 2020 года.

    Важно не потерять темп и обеспечить заключение нового всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве с Великобританией, которое бы максимально учитывало эффективные положения Соглашения об ассоциации с ЕС, в частности в части форматов политического диалога, секторального сотрудничества, а также открывало бы путь к либерализации визового режима и военно-технического сотрудничества.

    8. Неоспоримым позитивом стала встреча госсекретаря США Помпео с Предстоятелем ПЦУ, Митрополитом Киевским и Всея Украины Епифанием. После прошлогоднего решения Вселенского Патриарха Варфоломея предоставить Томос об автокефалии Православной церкви Украины начался процесс его международного признания, 2019 год ознаменовался соответствующими решениями Александрийского и Элладского патриархатов.

    Радует, что важность поддержки этого процесса и международного становления украинской православной церкви отмечает высокий чиновник США. Но обидно, что ни слова об этом не говорит высокое руководство Украины. Хочется надеяться, что это не более, чем досадное упущение, ведь в вопросе поддержки становления Православной Церкви Украины как символа катастрофы тысячелетия Кремля не до "синдромов первенства".

    Минусы:

    1. Несмотря на все реверансы в сторону Москвы и тщательную выверку всех речей Зеленского на предмет отсутствия отсылки к российской агрессии, все четче вырисовывается тенденция к эскалации на Донбассе.

    Странным стал сигнал президента о "двух треках" в освобождении украинских заложников. Этим он не только подыграл тезису Москвы о т. н. "диалоге между Киевом и Донбассом", но и практически признал Крым российским. Такие оговорки приводят к серьезным последствиям. В который раз стоит напомнить команде Зеленского, что за удержание украинских заложников ответственность несет только Россия. Соответственно, для их освобождения и возвращения домой нужен лишь один трек и единственное решение Путина.

    Следует избежать ситуации, когда весь минский трек превратится лишь в освобождение заложников. Несмотря на неоспоримую важность человеческого измерения, устойчивое и всеобъемлющее урегулирование возможно только при условии надлежащих условий безопасности, ответственность за которые несет российская сторона. Без вывода российского оружия и военных, разоружения незаконных формирований, международного доступа к оккупированной территории Донбасса, а также возвращения Украине контроля над границей, любое освобождение заложников и по любой формуле обречено превратиться в "историю нон-стоп". Агрессор не откажется пополнять свои обменные фонды – и на Донбассе, и в Крыму, и в РФ, а на самом деле в заложниках будет держать украинскую сторону.

    2. "Странные танцы" дипломатии Зеленского вокруг встречи с Путиным, которая не исключалась как возможная в рамках почтения памяти жертв Холокоста в Иерусалиме. Драматичности этому эпизоду придали не столько подтверждения такой возможности от российской стороны, а взаимоисключающие сигналы самого главы государства и его советника Ермака. Если президент Зеленский не исключал встречи с Путиным, потому что есть "вопросы обмена пленными, вопросы украинцев, крымских татар на территории России", то после израильского вояжа его наиболее доверенный конфидент опровергал даже планы проведения встречи.

    Неприятность ситуации не в том, что эта встреча не состоялась, а в том, что вообще возникла. А все дальнейшие комментарии и опровержения, скорее всего, стали ответом на токсичность такого контакта, да еще и в двустороннем формате. Надеемся, дипломатическая команда Зеленского в дальнейшем не будет прибегать к таким шагам, а последующие контакты с российской стороной будут планироваться в присутствии свидетелей. Только таким образом удастся не только избежать манипуляций, но и обеспечить общий фронт давления на российскую сторону для принуждения ее к выполнению обещанного.

    3. Горький привкус имел визит Зеленского в Израиль: спорное решение не идти на Форум памяти Холокоста и передать свои места тем, кто пережил эту трагедию, показало пределы креативности украинской дипломатической команды.

    Если с самого начала планировалось прибегнуть к такому шагу, то это можно было сделать и без дальнего путешествия в Иерусалим. Если же речь шла о сигнале недовольства непредоставлением украинскому лидеру возможности выступить на форуме или нежелании слушать слово Путина, то это только усиливает аргумент воздержаться от участия в форуме вообще. И именно так сделал лидер Польши, а заодно и обыграл это решение мощным сигналом против российского лидера. Если же осуществить визит нужно было для встреч с руководством Государства Израиль, то почему они прошли не в день форума, а на следующий? В итоге, вместо демонстрации твердой позиции государства и выразительного акцента на защите национальных интересов, в языке дипломатии Зеленского вновь победила форма, а не содержание.

    4. Невнятным и противоречивым стал визит главы государства на Всемирный экономический форум в Давосе как с точки зрения проведения международных контактов высокого уровня, так и смысловой нагрузки выступления. Пустой зал во время выступления Зеленского стал своеобразным символом этого визита. Будто все билеты в зал на это выступление выкупил "один олигарх". Почти нулевой интерес к заявлениям Зеленского уже на первом году – это пожарный колокольчик для имиджмейкеров и стратегов нового президента.

    Добавил негатива властной команде и депутатский десант, высадившийся "почти в Давосе". Практически ни один из прибывших "слуг народа" не понимал ни зачем приехал, ни за чей счет гуляет эти "давосские каникулы". Хотя насчет последнего вопроса ответа не знали или не хотели знать кажется только депутаты. А требования относительно электронного декларирования являются едиными для всех, и их пока никто не отменял.

    5. Огорчило известие о предварительном решении рабочих органов ЕС о снятии индивидуальных санкций против широкого круга чиновников времен Януковича. По полученной информации, главной причиной такого решения стал недостаток информации от правоохранительных органов Украины о ходе соответствующих расследований. В течение последних лет Генпрокуратура во взаимодействии с украинской дипломатией принимала все возможные и невозможные меры для сохранения санкционного режима против большинства бывших высокопоставленных чиновников. Но первый же вызов новой власти по этому направлению кажется проваленным, что символично совпадает с годовщиной чествования гибели Небесной Сотни.

    6. "Иранский трек". Чрезвычайное внимание в первые дни после этой трагедии испарилась, как утренний туман, а заодно и показало, что для дипломатии Зеленского более определяющими являются "быстрые достижения", чем стратегические победы. Последние забирают слишком много времени и ресурсов, но ограждают от ошибок. В погоне за легкими дивидендами упущено критическое время для того, чтобы придать вопросу о сбитом украинском борте международное значение. Проведение спецзаседания Совбеза ООН именно в первые дни после катастрофы позволило бы заложить траекторию для дальнейшего урегулирования ситуации на основе интернационализации дела. А иранской стороне – ограничить возможности для манипуляций.

    По состоянию на этот момент вынуждены констатировать, что ситуация с решением "иранского кейса" –безвыходная. Как мы и предупреждали, доверять Ирану и его "открытости" – дело неблагодарное и рискованное. Так и случилось, ведь на неделе Киев устами генпрокурора вынужден был признать запутанность сигналов Тегерана, которая не позволяет получить "окончательное понимание" даже в деле расшифровки черных ящиков. Не говоря уже о том, кто и где будет проводить всеобъемлющее расследование причин трагедии и установления виновных.

    Предполагаем, что иранская сторона и дальше будет прятать свое нежелание провести достоверное расследование и будет затягивать время. Киеву самое время поднять флаг и в рамках пятерки пострадавших стран добиться создания международной следственной группы. Это позволило бы не спустить все дело на тормозах и выполнить обещание Зеленского родственникам погибших "дать исчерпывающие ответы" относительно всех обстоятельств трагедии. Сейчас эта перспектива только опасно отдаляется.

    7. Обратило на себя внимание заявление Всемирного конгресса украинцев, который 27 января указал на две угрожающие тенденции в Украине – политическое правосудие и опасные законодательные инициативы власти в сфере медиа. Зарубежное украинство всегда было самыми надежными союзником нашего государства на мировой арене, а канадское измерение – самым ключевым. Поэтому то, что украинской власти показывают "желтую карточку", является сигналом более чем угрожающим.

    В условиях продолжающейся мировой реабилитации Путина и угрозы эрозии проукраинской международной коалиции, хранить и приумножать поддержку зарубежного украинства является критической задачей для украинской власти. Достичь этого без достойного соблюдения демократических принципов, прав человека и свободы, в том числе медиа, точно не удастся. Выстоять и стать более сильными на фронте реформ и противодействия внешней агрессии можно исключительно совместными усилиями и журналистских кругов, и гражданского общества, и проукраинской оппозиции, и власти. Попытки изменить баланс в пользу власти, даже под видом противодействия дезинформации или политического правосудия, грозит опасными последствиями не только для развития демократии в государстве, но и самому государству.

    Советы:

    1. Пятая годовщина вторых Минских договоренностей (12 февраля 2015) могла бы стать для Украины хорошей возможностью привлечь международное внимание к вопросу российской агрессии и необходимости консолидации усилий для восстановления территориальной целостности нашего государства. В этом контексте символическими и уместными инициативами украинской стороны стали бы инициирование отдельной резолюции Европарламента и спецзаседания Совета Безопасности ООН для усиления международного давления на Россию с целью обеспечения выполнения Минских договоренностей, в первую очередь соблюдения режима прекращения огня. Удачное проведение заседания нанесло бы удар по продолжающейся кампании по международной детоксикации Кремля и попыткам отвлечения фокуса внимания от российской агрессии против Украины.

    2. Рассчитываем, что в команде Зеленского услышали рекомендацию предоставить должное внимание февральскому рассмотрению в рамках ГА ООН вопроса о ситуации на оккупированных территориях Украины. Участие главы государства в этом мероприятии, особенно по случаю шестой годовщины попытки аннексии Россией Крыма, было бы не только символическим, но и показало бы, что Киев на уровне первого лица государства придает исключительное значение вопросу деоккупации украинского полуострова. Как и продемонстрировало бы твердость политики Украины в вопросе восстановления суверенитета и территориальной целостности государства и противодействия российской агрессии. Представляется целесообразным проработать предложения для дополнительного санкционного пакета, который был бы принят Украиной и предложен западным партнерам. Кроме того, необходимо синхронизировать украинские санкции с последними санкционными решениями ЕС, США и Канады.

    3. Важную договоренность по итогам Совета ассоциации Украина-ЕС об осуществлении в ближайшее время (ориентировочно в марте) визита вице-президента Еврокомиссии – Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля следует использовать с максимальной пользой для продвижения украинских интересов безопасности.

    4. Мюнхенская конференция по безопасности 14-16 февраля должна стать следующей дипломатической площадкой президента Зеленского для продвижения мирных инициатив и консолидации международной коалиции в поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины. Стоит не повторять "давосский" опыт однодневного визита с минимумом политических встреч. Украина продолжает противостоять российской агрессии и верные союзники в этой ситуации на вес золота.

    5. Следует начать содержательную подготовку к международной донорской конференции по поддержке Украины, которая должна состояться в этом году в Вильнюсе. Создание соответствующего организационного комитета и работа над пакетом инвестиционных проектов докажет серьезность намерений нашего государства относительно обеспечения успешности мероприятия.

    6. Четким подтверждением преданности стратегии евроинтеграции Украины могла бы стать инициатива украинской стороны по присоединению к общеевропейским дискуссиям в рамках Конференции относительно будущего Европы. Правительство Украины и общественные организации могли бы подготовить и внести на рассмотрение Конференции содержательное украинское видение путей развития объединенной Европы и места в ней нашего государства.

    7. В контексте интенсивной работы европейских институций над новой многолетней финансовой перспективой ЕС на 2021-2027 гг. украинская сторона во взаимодействии с нашими партнерами в рамках "Восточного партнерства" и государствами-членами ЕС должна продвигать вопрос относительно закрепления должного финансирования со стороны ЕС на цели углубленной экономической и секторальной интеграции, а также всестороннего приближения к стандартам и нормам ЕС.

    8. Важно начать консультации с Германией на всех уровнях о возможных "прорывных" идеях в отношениях с ЕС во время председательства ФРГ в Совете ЕС во второй половине 2020 г. Хочется надеяться, что недавнее упразднение немецкой стороной традиционного визита правительственной делегации на уровне госсекретарей ключевых министерств и ведомств с целью поддержки реформ стало досадным эпизодом в двусторонних отношениях.

    9. Сложным вопросом в отношениях с Великобританией останется визовая либерализация, которая является сверхчувствительным вопросом для британских граждан и стало одной из причин выхода страны из ЕС. Задачей-минимум для украинских переговорщиков должна была бы стать договоренность об открытии визового центра в Киеве, возможность бесплатного предоставления виз для определенных категорий граждан, безвизовый режим для владельцев дипломатических и служебных паспортов.

    10. Важно приложить максимум усилий для скорейшего возобновления сотрудничества Украины с МВФ, что является ключевой предпосылкой для получения, среди прочего, второго транша в 500 млн евро от ЕС и начала переговоров о новой многолетней программе макрофинансовой помощи ЕС.

    11. Первая годовщина интронизации Предстоятеля ПЦУ, Митрополита Киевского и Всея Украины Епифания – событие не местного, а исторического значения. Это хороший шанс для украинской власти и лично президента Зеленского продемонстрировать свою поддержку процесса становления ПЦУ.

    Если мы вновь станем свидетелями молчания (как это было с годовщиной предоставления Томоса), то заметят это не только в Украине, но и в Москве, для которой возрождение украинской православной церкви – это вызов уровня независимости Украины. Как, верим, заметят это и в Вашингтоне, ведь не случайно, находясь в Киеве, госсекретарь США указал на поддержку становления Православной Церкви Украины в присутствии президента Зеленского.

    Предыдущий материал
    Дело Шеремета: Кузьменко в суде разрешили выйти из стеклянного бокса
    Следующий материал
    Врач из Таиланда заявил, что нашел эффективный метод лечения коронавируса
    Loading...