ieshua.org

Медиа-манипуляции, или Что общего у Brexit, мишки Волдо и выборов в Украине

Читайте українською
Несмотря на то, что социальные сети в своей предвыборной кампании использовали многие кандидаты, успешными там были политтехнологи победителя – Владимира Зеленского

Не верь глазам своим. Хвост вертит собакой. Все врут, от Доктора Хауса, помните? Кинематограф часто показывал нам, что такое подмена реальности, и кто бы мог подумать, что это случится с нами на самом деле.

Реальность совсем не такая, как мы привыкли ее видеть. Это братья... тогда еще братья... Вачовски пытались показать в своей "Матрице" 20 лет назад. Вопрос не в ложке, проблема в нас. Мы верим тому, чего не существует. Нам все легче продать имитацию вместо реальности. Мы можем видеть перед собой факт, касаться его рукой, а потом включить телевизор, Ютьюб, Инстаграм и поверить в обратное.

Эпоха пост-правды – это когда вам безразлично, что есть на самом деле. Вы поверите только в то, во что вы верите. Проще говоря, если зрадофил верит в раздолбанную дорогу, то он будет верить в нее даже тогда, когда будет стоять на идеальном автобане. Наша погруженность в информационный мир сыграла злую шутку – виртуальное, мнимое, навязанное для нас более настоящее и близкое, чем реальность. Добро пожаловать в Матрицу. Только теперь речь не о Зионе, а о технологии одурманивания Брекзитом, стравливании оппонентов в соцсетях ради хаоса, технологии принуждения, когда вы полюбите вымышленного кандидата – мишку Волдо, даже не догадываясь, что это не ваше желание, а результат чьих-то действий.

В драматическом фильме "Брекзит" – острейшей политико-документальной киноленте этого года – зрителям открывают тайны и интриги политической кухни, на которой идет подготовка к выходу Британии из ЕС. Главную роль в фильме исполнил известный актер Бенедикт Камбербэтч. Он сыграл одиозного политика Доминика Каммингса – политтехнолога и "серого кардинала" кампании "Голос за выход". Идеологи этого проекта всяческими манипуляциями пытались заставить британцев поддержать Брекзит. И им это удалось – на референдуме 2016-го почти 52 процента сказали "да" разводу с Евросоюзом.

Феерическая кампания за выход Соединенного Королевства оставалась феноменом в мире политических технологий. Пока весной 2019-го ее успех не затмило другое событие – президентские выборы в Украине. Результат потрясающий – шоумен без всякого политического опыта с огромным отрывом победил действующего главу государства.

Билборды, листовки и массовые митинги – традиционные инструменты политтехнологов, которые еще несколько лет назад были неотъемлемой составляющей избирательной кампании, – превратились в антиквариат. Теперь пароль активации избирателя всегда под рукой. Эру классической политики и журналистики заменяет эпоха блоггерства. Короткий видеоролик в Инстаграм, оказывается, способен завоевать благосклонность избирателей лучше громких плакатов и многотысячных собраний.

"Это были первые выборы президента, когда соцсети использовались настолько активно", – рассказывает Денис Рыбачок, аналитик Комитета избирателей Украины.

Соцсети – то, что объединяет на первый взгляд далекие украинские выборы и поразительный Брекзит, говорят в Комитете избирателей. Благодаря целенаправленной рекламе для отдельных аудиторий и распространению евроскептических материалов в Твиттере и Фейсбуке, архитекторы Брекзита склонили на свою сторону значительную часть избирателей. Интернет-платформами для избирательного пиара не гнушались и украинские политики.

5.ua

"Доходило до того, что страницы в Фейсбуке против отдельных кандидатов создавали еще в мае 2018 года, то есть почти за год до выборов. Это были страницы, распространявшие недостоверную информацию против тогда еще потенциальных кандидатов в президенты в ежедневном формате", – рассказывает Денис Рыбачок.

Несмотря на то, что социальные сети в своей предвыборной кампании использовали многие кандидаты, успешными там были политтехнологи победителя – Владимира Зеленского.

МИХАИЛ ФЕДОРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КАМПАНИИ ВЛАДИМИРА ЗЕЛЕНСКОГО:

"Учитывая то, что мы пришли в онлайн – это наша территория, мы только в онлайне присутствовали, человек создает сообщество, чтобы что-то сделать. И вот таких сообществ неофициальных – в Фейсбук, Инстаграм, Телеграм – было создано за первые 2 месяца около 2 тысяч"

Виртуальная реальность делает политика "домашним" – убеждают эксперты. Она создает эффект присутствия и общения с ним на расстоянии вытянутой руки. Этим и покорял Владимир Зеленский: предлагал народу самому составить его предвыборную программу, определить кандидатов на ключевые государственные должности или же просто оценить разработанную штабом стратегию. Посты и видеообращения кандидата и его команды собирали в соцсетях миллионы просмотров и лайков.

МИХАИЛ ФЕДОРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КАМПАНИИ ВЛАДИМИРА ЗЕЛЕНСКОГО:

"Мы сделали такие штуки – больше для бизнеса это типично: мы проводили конкурсы. Конкурс на лучший стикер, конкурс на встречу с кандидатом в президенты, конкурс на чашку, футболку и т.д. За счет этих конкурсов очень сильно росла аудитория, потому что это было очень интересно"

История победы Владимира Зеленского не уникальна. Украина только попала на волну мирового тренда. Зеленский, фактически, повторил успех на выборах Дональда Трампа, триумф которого до сих пор остается уравнением со многими неизвестными. Впрочем ясно одно – без интернет-войны и манипуляций в Твиттере и Фейсбуке не обошлось.

В 2010-м в Эстонии театральная студия N099 создала партию для участия в парламентских выборах – "Единая Эстония". И хотя это был всего-навсего виртуальный спектакль, уставшие от традиционной политики эстонцы поверили в его правдивость. На самом же деле идти в парламент театралы не планировали. А в Италии соцсети привели в парламент популистическую партию "Движение 5 звезд" – во главе с известным комиком Беппе Грилло. В свое время его веб-страница была самым популярным сайтом в итальянском интернете и одним из 10-ти самых авторитетных блогов в мире. Грилло, как и Зеленский, стал проявлением протеста общества против консервативной политической системы и власти, к которой заранее долго и умышленно вызывали отторжение.

Некоторые обозреватели уже сравнили – украинские избиратели в реальном режиме фактически инсценировали историю анимационного персонажа-медвежонка Волдо из научно-фантастического сериала "Черное зеркало". В фильме – несмотря на свою виртуальность – этот герой едва не выиграл настоящие выборы и стал удивительно влиятельным мировым политиком.

Зеленский – слуга народа
Зеленский – слуга народавідкриті джерела

Впрочем, не интернетом единым. Соцсетями Владимиру Зеленскому удалось мобилизовать преимущественно молодежь. Как свидетельствовали данные национального экзитпола, в возрасте до 30 лет Зеленского поддержали 80 процентов опрошенных, которые голосовали. Для старших – телевидение. Этот ресурс политтехнологи команды Зе также не обошли вниманием. Телевизор гарантирует узнаваемость. Присутствие кандидата от "95-го квартала" на канале 1+1, даже в день тишины или голосования, – лишь добавляло ему голосов.

ДЕНИС РЫБАЧОК, АНАЛИТИК КОМИТЕТА ИЗБИРАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ:

"Влияние телевидения остается колоссальным и влияет на то, как воспринимают реальность избиратели, как они голосуют. Это была особенность кампании Зеленского. Он смог соединить тв и соцсети и охватил максимальный круг аудитории. Люди поверили, спроецировали на него свои пожелания и проголосовали"

Козырем в рукаве Владимира Зеленского стал популярный сериал "Слуга народа", который транслировали на 1+1 2015. Параллель между ним – обычным шоуменом, который мечтает изменить страну, и простым учителем Голобородько, ставшим президентом – очевидна. Образ "нового лица" из киноленты политтехнологи удачно перенесли в повседневную жизнь, тесно соединив виртуальное с реальным.

ЮРИЙ КОСТЮК, СЦЕНАРИСТ СЕРИАЛА "СЛУГА НАРОДА"

"Мне казалось, что это странно, что это реклама сериала, как оно будет коррелироваться? Где Голобородько, а где Зеленский? На самом деле эта идея таки сработала, ведь в роликах была и реклама третьего сезона, и собственно через эти ролики мы могли доносить определенные позиции. Это была наша фантазия, которую придумал Владимир и которая работала и для Ютуба, и для Инстаграма"

Президентские выборы закончились и вскоре новоизбранный Президент Владимир Зеленский примет присягу в Верховной Раде. Обозреватели сомневаются, что эта технология общения с гражданами будет такой же успешной, как во время предвыборной кампании.

Владимир Зеленский встретился с главами парламентских фракций
Владимир Зеленский встретился с главами парламентских фракцийFacebook / Тетерук Андрій

"Я не думаю, что такой коммуникации в дальнейшем будет достаточно. Выборы закончились, от Владимира Зеленского ожидают реальных шагов и конкретных изменений. 40% избирателей, например, ожидают от президента снижения тарифов. Более того – они хотят видеть эти изменения в ближайшие полгода", – отмечает Денис Рыбачок.

Однако все соглашаются – эти выборы доказали: виртуальный мир глубоко проник во все щели общественной жизни. С развитием новейших технологий возникают новые возможности, а вместе с тем и ловкие техники манипуляций. С которыми каждый может бороться, только нужно этого захотеть.

"Стоит говорить не о победе интернета над телевидением, а здравого смысла и критического мышления. Когда критическая масса общества в Украине или другой стране будет критически мыслить, переосмысливать, задавать дополнительные вопросы, сопоставлять. Тогда, возможно, что-то и изменится", – рассуждает блогер Татуся Бо.

Нашим людям следует задать миллионы важных вопросов: о нас самих, о планете, жизни. Но никто не задает правильных…

Кристина Катарина, "Время: Итоги Недели"

Предыдущий материал
Медиа-манипуляции, или Что общего у Brexit, мишки Волдо и выборов в Украине
Следующий материал
Кейс 26: Трибунал ООН 25 мая объявит решение относительно военнопленных украинских моряков

Президентские выборы в Литве: известны участники второго тура

"Украинская карта будет на политическом столе во время выборов в США": журналист объяснил, какие есть риски

В Северной Македонии избрали нового президента

"Голос Украины" обнародовал результаты президентских выборов: что дальше

Финансовые отчеты кандидатов в президенты: НАПК составило 58 протоколов

Омелян рассказал, пойдет ли работать в команду Зеленского