Больше 20 лет за рулем такси зарабатывает Василий Иванович. Работает только на себя, цены тоже определяет сам.
"На дядю не хочется работать. Цены договорные, допустим, на Крещатик 50-60 гривен", – говорит таксист Василий.
Лицензию на перевозку имеет, но говорит, что уже не действительна. А вот легализацию такси поддерживает, потому что за равные условиях для всех перевозчиков.
"У меня есть, но она просрочена. Я уверен и не знаю, куда те деньги идут", – отмечает Василий.
Уравнять таксистов, да еще и пополнить бюджет взялись в Министерстве инфраструктуры. Разработали законопроект, который создаст правила на рынке такси и позволит вывести перевозки из тени. Ведь действующий закон, говорят, устарел.
"Мы просто урегулируем тот хаос, который существует на рынке. Много людей работают в этой сфере, никаких налогов не платят, государство никоим образом не регулирует, не контролирует", – говорит генеральный директор автомобильного и городского электрического транспорта Министерства инфраструктуры Гамлет Погосян.
По подсчетам министерства, таксуют более 200 тысяч украинских водителей. И большинство – нелегально – без лицензии и регистрации предпринимательской деятельности. Ежегодный оборот на рынке почти 40 миллиардов гривен. Из них в бюджет поступают копейки. Чтобы увеличить доход и сделать такси законным, традиционную лицензию предлагают заменить патентами. Стоимость годового - сумма минимальной заработной платы. Сейчас это 4700 гривен.
"Большинство водителей - это люди без разрешительных документов, которые не готовы регистрировать предпринимательскую деятельность, для них вводится механизм-патент. Такой патент исключительно предоставляет право оказывать услуги перевозки на заказ, эти водители не будут формально таксистами, они не смогут маркировать автомобили как такси, не смогут ездить по полосе общественного транспорта, то есть это обычные водители, которые заплатили маленький такой налог государству и занимаются перевозками", – объясняет представитель Украинской ассоциации ответственных перевозчиков Александр Дьяченко.

А для эффективного контроля предлагают создать реестры – как перевозчиков, так и самих служб. Министерский законопроект, хоть и не единодушно, но поддерживают большинство операторов такси. Гиганты перевозок говорят: за работников готовы платить, как сейчас оплачивают им лицензии.
"Оформляем лицензию мы за собственный счет для водителя. Мы не можем их принудить, потому что они по факту не могут работать на нашу компанию официально. Мы как компания оцениваем этот законопроект положительно. Готовы вносить свой большой вклад в бюджет нашей страны", – уверен PR-директор компании такси Артур Малиновский.
За нелегальное такси в документе предусмотрен штраф – 34 тысячи гривен. Контролировать рынок будет Укртрансбезопасность. В то же время авторы документа уверяют: цена за поездки для пассажиров не будет расти.
"Возможно, совсем немножечко, незаметно для пассажира, при этом станет прозрачнее, понятнее, качественнее, каждая поездка будет застрахована", – говорит спикер Украинской ассоциации ответственных перевозчиков Александр Дьяченко.
Впрочем, нормы законопроекта не окончательные. Сейчас Мининфраструктуры просит украинцев подать свои предложения и замечания к документу. И, возможно, только осенью за легализацию рынка такси возьмутся парламентарии в Верховной Раде.
Ирина Сысак, Юрий Усик, " 5 канал"