Безопасность полетов на вертолетах. Сколько стоит и обязательно ли страховать жизнь, прежде чем сядешь за штурвал? После вертолетной аварии, в которой трагически погиб Тарас Кутовой, журналисты "5-го" решили узнать, кто отвечает за безопасность полетов на вертолетах и легкомоторных вертолётов и в целом о рынке летательных аппаратов в Украине. Тему исследовала Ирина Сысак.
Выбрать вертолет онлайн – вполне возможно! Предложения по продаже легко находим на интернет-рынках. За воздушную ласточку в среднем просят несколько сотен тысяч долларов.
От ста тысяч до почти миллиона "зеленых" – такие цены на вертолеты предлагают в онлайн-магазинах. Вместе с фотографиями подробное описание – год, пробег и комплектация. Впрочем, ассортимент, как и спрос на такой товар, – небольшой.
Арендовать вертолет, как и купить – удовольствие не из дешевых. Цена за час пользования стартует от тысячи долларов. В сумму уже входит обслуживание, заправка и страхование.
"Вы можете взять отдельно сам вертолет, можете взять на условиях, когда дается вертолет вместе с экипажем, с инженерным персоналом, а можно взять на конкретный маршрут из точки А в точку Б", – отметил гендиректор компании по предоставлению в аренду вертолетов Алексей Бутович.
Без пилотского удостоверения и обязательной страховки сесть за штурвал не позволят.
"Лицензию на конкретный тип воздушного судна, на котором он учился, если у него лицензия на Еврокоптер 120 или 130, а он пилотирует Робинсон, то он не имеет права, он должен иметь лицензию на каждый конкретный тип", – отметил Алексей Бутович.
Даже если есть деньги, лицензия и страхование – вылететь так просто не удастся. Сначала обязательно проверяют исправность, далее информируют авиадиспетчеров о полете.
"Подается флайт-план, где указывается максимальная информация по этому полету. Это подается в ЦДС - центральная диспетчерская служба государственной авиационной службы Украины", – объясняет гендиректор компании по предоставлению в аренду вертолетов.
В основном такие вертолеты летают на высоте до 1500 метров. Эту зону называют неконтролируемой, потому что в ней диспетчеры Украэроруха полеты не сопровождают.
"Предоставляется только полетно-навигационное обслуживание и аварийное оповещение", – говорит Александр Гнатюк, начальник отдела службы аэронавигационного обслуживания Украэроруха.
Также в Украэрорухе отмечают, что ответственность за подготовку и само путешествие – на плечах экипажа.
"Они должны заблаговременно получить всю информацию о состоянии воздушного пространства, запрете или ограничении использования воздушного пространства, метеорологической обстановке – это экипаж, командир воздушного судна должен сделать самостоятельно", – отмечает начальник отдела службы аэронавигационного обслуживания.
"Любой флайт-план мы должны подать не позже чем за 40 минут до планируемого вылета и все", – отмечает пилот, президент авиационной ассоциации "АОПА – Украина" Геннадий Хазан.
Он за штурвалом уже 22 года. В коллекции пилота – 3 исторических воздушных судна. На двух из них регулярно летает и учит юных пилотов. Говорит, в авиации главное - соблюдать правила, в частности, подготовки к взлету.
"Осмотреть, слить отстой топлива, чтобы не было грязи воды, осмотреть техническое состояние своего судна", – говорит Геннадий Хазан.
Рассказывает, что для безопасного полета важно не только состояние судна, но и навыки вождения самого пилота.
"Для того чтобы летать, надо закончить авиационную школу, до 200 часов теории и 40-44 часа практических, и вы становитесь пилотом, получаете так называемое удостоверение ППЛ и тогда вы можете выполнять полеты в простых метеорологических условиях", – уверяет пилот.
Подготовка на этом не заканчивается – каждое воздушное судно обязательно должно быть застраховано – как и жизнь людей, которые в нем передвигаются.
"Первое – это страхование КАСКО судна, непосредственно страхуется именно судно, второе – это страхование ответственности эксплуатанта перед третьими лицами, третье – это страхование экипажа. Каждый из этих людей должен быть застрахован минимум на 300 тысяч гривен", – подчеркнула и. о. директора управления страховых продуктов страховой компании Наталия Витомская.
Страхуется не только сам летательный аппарат и его экипаж. Страховка возмещает и последствия, которые может повлечь падение.
"Если самолет упадет и нанесет повреждения имуществу, жизни, здоровью третьих лиц, которые не были на борту самолета, то, соответственно, этот полис будет покрывать ущерб, нанесенный эксплуатантом, в тех пределах, в которых оговорена страховая сумма по договору", – убеждает Наталия Витомская.
Обойдется страхование недешево. В целом, годовая цена полиса – до 10 процентов от суммы стоимости самого воздушного судна.
Ирина Сысак, Алексей Иванченков, "5 канал".