5 лет назад в Украине началась декоммунизация. Согласно статистике, которую привели в Украинском институте национальной памяти, за это время демонтировали около двух с половиной тысяч монументов и памятных знаков. ОДнако некоторые произведения искусства советской эпохи разрушают и демонтируют, даже если запрещенной символики они не содержат. Что это? Пробелы в законе или есть другие причины? Пытался разобраться корреспондент "5 канала" Юрий Пугач.
В Киеве таких памятников – сотни. Впрочем, их становится ежегодно меньше.
"То, что есть сейчас, этот ресторан нельзя назвать архитектурой", – говорит Дмитрий Соловьев, автор проекта Russian Modernism.
В конце 80-х годов прошлого века на Подоле появилось популярное кафе в стиле постмодернизма. Однако в начале 2000-х его превратили в ресторан украинской кухни. Впоследствии его закрыли. Сейчас же это место облюбовали бездомные.
"Кафе создавало единый ансамбль вместе с окружающей застройкой. Из стильного модернистского кафе оно превратилось в огромный ресторан. Архитектура где-то там XVI века. Деревенская. Здесь нет никакого замысла", – говорит Дмитрий Соловьев, автор проекта Ukrainian Modernism.
Но некоторые образцы искусства того времени здесь все же сохранились.
"Дима, мы с тобой прошли буквально два квартала, и видим уже пример монументального искусства. Если рядом уже разрушили все и перестроили, то вот оно осталось", – говорит Юрий Пугач, "5 канал".
"Это, кажется, единственное на Подоле советское монументальное панно. Ценность его историческая, культурная, художественная", – отмечает Дмитрий Соловьев, автор проекта Russian Modernism.
Десятка два мозаичных панно до сих пор украшают стены и территорию Киевского Дворца детей и юношества. Самый большой объект здесь – фонтан у входа. В 1967 году проект Дворца и фонтанного комплекса получил Государственную премию. Бассейны и фонтаны украшены монументальной мозаикой, и сейчас имеют статус памятника архитектуры. Впрочем, 40 лет фонтан не работал. Обновили его только в прошлом году.
Задний фасад киевского Дворца детей и юношества, конечно же, имеет не такой нарядный вид, как передний. А под его стенами до сих пор лежат обломки фонтана, который недавно реконструировали.
Эти части композиции демонтировали из-за того, что они повредились за полвека. Не на камеру работники Дворца объяснили: мозаику сложили на заднем дворе не просто так. С такой просьбой обратился автор проекта Владимир Мельниченко. Имеет на них планы: хочет забрать их в свою мастерскую и создать новый артобъект.
"Странно, что какие-то остатки там лежат. Надеюсь, что это временно и ничто нигде не пропадет", – говорит Евгения Моляр, искусствовед.
Евгения Моляр – искусствовед и активистка. Вместе с коллегами она отстаивает памятники архитектуры. Так, несколько лет назад активисты защитили монументальное панно Житнего рынка.
"Называется оно "Из варягов в греки". Когда этот рынок хотели реставрировать, в КГГА появилась информация, что будет изменен фасад", – рассказывает Евгения Моляр, искусствовед.
Тогда активистам разъяснили: фасад хотят изменить, поскольку это произведение советского периода и в рамках закона о декоммунизации оно должно быть демонтировано.
"Пришлось вмешиваться и объяснять, что панно "Из варяг в греки" не имеет никакого отношения к советскому времени, кроме того, что оно было создано в хронологических рамках советского времени", – отмечает Евгения Моляр, искусствовед.
Ситуацию разъяснил специалист по декоммунизации Украинского института национальной памяти.
"Если там нет символики коммунистического тоталитарного режима, то обязательному демонтажу такой объект или элемент не подлежит. Если балансодержатель Киевский городской совет решит это демонтировать, он может это демонтировать", – говорит Богдан Короленко, представитель Украинского института национальной памяти.
И Евгения убеждает: согласно закону о декоммунизации демонтировали лишь несколько произведений такого искусства. Проблема в другом.
"Это "варварское" отношение: "Так это же что-то старое, советское, его же надо декоммунизировать". То есть люди относятся предвзято. Это предметы, которые относятся к совсем другой эпохе. Эпохе, которая ушла навсегда и никогда не вернется. И независимо от того, нравятся они нам или не нравятся, наша задача их сохранить", – говорит Евгения Моляр, искусствовед.
Именно поэтому единомышленники Евгении Моляр сейчас работают над тем, чтобы такие достопримечательности получили охранный статус. А до тех пор на месте модерных зданий и выдающихся панно будут появляться рестораны и известные уже далеко за пределами нашей страны "царь-балконы".
Юрий Пугач, Александр Степанов, "5 канал"