Газетная статья – расстрельная: кто и зачем замуровал в стенах картины художников-"бойчукистов", казненных НКВД

Дело "бойчукистов" Радіо Свобода
Первые произведения украинских монументалистов появились в 1919-м. Ими восхищался мир, но по сей день произведения почти не сохранились, и современным украинцам мало известно о том, как национальному искусству выстрелили в затылок. Как мало известно об "отце" целого художественного направления – а он пошел на плаху вместе со своими лучшими последователями

Художник Михаил Бойчук был харизматичным человеком, чьи работы отличались от других особым стилем.

Окончил Академию искусств в Париже, учился в Вене и Кракове. Он стал одним из первых профессоров Украинской академии искусств, а затем и профессором Киевского художественного института. Бойчук создал свою художественную школу, соединив традиционное и современное искусство.

Иллюстрация авторства А. Сахновской, последовательницы М. Бойчука
Иллюстрация авторства А. Сахновской, последовательницы М. Бойчукаcommons.com.ua

Он подчеркивал важность индивидуализма в работах – черты, которая в условиях строительства "светлого коммунистического будущего" считалась едва ли не крамолой.

"Кто лучше работает, к тому приглядывайтесь. Не надо бояться заимствовать у другого, надо стараться сделать лучше. Индивидуальность сама проявится, когда мастер вызреет", – учил Михаил Бойчук.

Ученикам он показал большую собственную коллекцию художественных произведений и технику, которой официальное искусство СССР не знало.

Реформировать украинское искусство – вот что было для него важным. Бойчук обращался к историческому наследию, которое в то время называли "кулацким", вместо масла рисовал темперой, краской на основе яичного желтка.

Полотно Михаила Бойчука (фрагмент)
Полотно Михаила Бойчука (фрагмент)galinfo.com.ua

Говорят, он значительно влиял на творчество испанского муралиста Диего Риверы. Особый взгляд имел на искусство Ван Гога и модернистов. Его произведения основали тогдашнюю художественную моду – их можно назвать прообразами современных муралов.

Из личного дела Михаила Бойчука известно, что он никогда не выступал против власти, но против реализма – да. Советская власть видела в "бойчукистах" и их творчестве угрозу режиму.

Формальным поводом для ареста художников стал донос некоего господина А. и публикация в прессе, которая обвиняла Бойчука в буржуазном национализме.

"Разоблачительная" публикация о Михаиле Бойчуке
"Разоблачительная" публикация о Михаиле БойчукеРадіо Свобода

"Постановление от 16 мая 1937 года. Я, начальник 4 отделения 1 УО отдела УГБ НКВД УССР Грушевский, рассмотрел материалы, опубликованные в газете "Вести" № 74 от 30.03.37 относительно арестованных Бойчука, Седляра и Падалки. Постановляю: включить в следственное дело газету.., в материале которой характеризуется деятельность Бойчука, Седляра, Падалки на фронте изобразительного искусства. Лейтенант госбезопасности Грушевский".

Бойчука арестовали 25 ноября 1936 г. На допросах его настойчиво расспрашивали о встречах и общении с Антоновичем, Грушевским, Шептицким, Винниченко, Гнатюком, Скрипником и другими украинскими деятелями.

Вот фрагмент протокола допроса от 04.12.1936 г.:

Бойчук: Я познакомился с Шептицким в 1907 году через известного польского критика Станислава Викевича. И Шептицкий предложил мне поехать учиться в Германию и Францию за его счет. На средства Шептицкого я учился до 1911 года и встречался с ним во время приездов домой.

Следователь: До этого на чьи деньги вы учились?

Бойчук: Я был стипендиатом украинского научного общества имени Шевченко во Львове.

Следователь: Вы даете общие ответы. Следствию известно, что вы проводили национал-шовинистическую работу.

Закончилось все обвинением в "украинской контрреволюционной национал-фашистской деятельности. Цель – отторжение Украины от Советского Союза и создание украинского национал-фашистского государства".

Его расстреляли 13 июля 1937 года в Киеве вместе с талантливыми учениками Иваном Падалкой и Василием Седляром. Такая же судьба постигла большинство учеников Михаила Бойчука.

Расстрел Михаила Бойчука
Расстрел Михаила БойчукаРадіо Свобода

Сталин понимал, что главная битва его системы – это битва за умы, так называемую "гуманитарную сферу". В СССР искусственно создавали общину, которая должна была с единодушным "ура" воспринимать все шаги вождя и его партии. На пути стояли люди, которые привыкли самостоятельно мыслить, умели творить и восхищать своим свободомыслием других.

Дело "бойчукистов" является одним из многих подобных. Расстреляв Михаила Бойчука и его учеников, система "ликвидировала" очаг "художественной свободы". Ведь там, где есть творчество, не может быть диктатуры. Поэтому диктаторы в первую очередь и берут "под прицел" образование, свободу слова и искусство.

Практически все картины Михаила Бойчука уничтожили. Остались лишь отдельные произведения, хранящиеся в частных коллекциях. Большую часть его картин сохранила художница Ярослава Музыка. После ареста за связи с УПА ее муж замуровал произведения между стенами.

Ярослава Музыка
Ярослава Музыкаphoto-lviv.in.ua

20 августа 1957 г. Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело "бойчукистов" и сделала вывод, что приговорены к расстрелу 13 июля 1937 г. на основе ст. 54-8 54-11 УК УССР беспартийные:

  1. Бойчук Михаил Львович, 1882 г. р., уроженец Польши, бывший профессор Киевского художественного института (дело №267340 Т.9).
  2. Седляр Василий Феофанович, 1889 г. р., рожденный в Хуторе Крестовка Полтавской области, бывший секретарь оргкомитета Союза художников УССР (…Т.24).
  3. Падалка Иван Иванович, 1894 г. р., рожденный в селе Жирноклевы Киевской области, бывший профессор живописи Киевского художественного института (…Т.19).
  4. Липкивский Иван Васильевич, 1892 г. р., рожденный в Липовце Киевской области, бывший заведующий учебно–художественными подручными материалами художественного института (дело № II–406718).
  5. Орел-Орленко Иван Михайлович, 1896 г. р., рожденный в Липовце Винницкой области, бывший директор Харьковского дома архитектора (№ 267340, Т.23)

...Были осуждены безосновательно.

Художник М. Бойчук и его последователи
Художник М. Бойчук и его последователиВікіпедія

Реабилитация

Согласно протоколу от 11 июня 1957 г. один из учеников художника, господин Н., рассказал:

"Многие студенты стремились попасть к Бойчуку. Бойчук выдвигал условия – слушаться его во всем, учиться не менее 7 лет и в течение этого времени не жениться… Те студенты, которым было негде жить, жили у Бойчука. 

Очень интересной была идея создания школы-мастерской, которая способствовала бы коллективной работе в области монументально искусства, как во времена итальянского Возрождения.

Михаил Бойчук апеллировал к мировому и народному украинскому искусству 16 века и народному искусству, которое тогда называли "кулацким". Свою позицию Бойчук основывал на тезисе Ленина о том, что "пролетарской культурой нельзя овладеть, не овладев всей мировой культурой".

Бойчук имел много иллюстративного материала и большую коллекцию достопримечательностей украинского народного искусства. Это все он показывал студентам, чего другие профессора не делали… Бойчук имел свои взгляды на искусство от Ван Гога и модернистов. Первый в СССР показал своим студентам такую технику, которой никто не знал.

Полотно М. Бойчука
Полотно М. Бойчукаcommons.com.ua

Как личность Михаил Бойчук сочетал в себе демократизм и деспотизм, не слушал мнения других и был крайне нетерпеливым. Следовательно, имел много врагов. Жил в своем мире и мало интересовался общественной жизнью.

Все это начало восприниматься как единое целое и возник термин "бойчукизм". Главной характеристикой "бойчукистов" считали подход – "неважно, что рисовать, лишь бы интересно было".

Позже враги отождествили стиль Бойчука с его идеологическими взглядами. Возникло противостояние символистов-"бойчукистов" и реалистов Козика и Кричевского. Бойчук не выступал против советской власти, но выступил против реалистов.

Падалка и Седляр были учениками первого выпуска Бойчука.

Падалка – разноплановый художник и график... Его работы имели большой успех. Иван Падалка был любителем острого слова и народного фольклора, что ему и помешало.

Полотно Ивана Падалка
Полотно Ивана Падалкаgalinfo.com.ua

Липкивский был тихим малоактивным художником. Он любил пофилософствовать, жил бедно и больше был известен как сын митрополита Липкивского.

Каких-либо активных выступлений против советской власти от всех этих людей я никогда не видел и не знаю…"

История Василия Седляра

В сентябре 2009 г. в Киеве презентовали новое издание "Кобзаря" Тараса Шевченко, иллюстрированное работами "бойчукиста" Василия Седляра. Несмотря на "официальную" версию обвинения 1937 г., современные специалисты утверждают, что именно за "Кобзаря" художника расстреляли.

Впервые "Кобзарь" с иллюстрациями Седляра вышел в 1931 г., а переиздан в 1933-м. Это было время Голодомора, начала деукраинизации и массовых репрессий против украинской интеллигенции. Большевистская власть не замедлила с выводами: Седляр своими работами проводит аналогии между тогдашним, времен Шевченко, террором против украинцев, и теперешним – сталинским. Росписи для "Кобзаря" фигурировали в деле чекистов против Седляра.

Василий Седляр, иллюстрация к "Кобзаря"
Василий Седляр, иллюстрация к "Кобзаря"commons.com.ua

Седляр – один из ближайших соратников Михаила Бойчука. Авангардист 1930-х, монументалист, график, автор работ в области декоративно-прикладного искусства. Идеолог и один из основателей Ассоциации революционного искусства Украины. В свое время известный французский поэт Гийом Аполлинер, посетив выставку работ "бойчукистов" в Париже, даже заметил "иконность" произведений Седляра.

Родился 12 апреля 1899 года. на маленьком хуторе в Полтавской губернии. Из 4-классной школы талант привел его в Киевскую художественную школу и Украинскую государственную академию художеств, в мастерскую профессора Бойчука. В 1926-27 гг. вместе с Бойчуком и Иваном Падалкой для более близкого ознакомления с западноевропейским искусством посетил Германию, Францию, Италию.

Успел расписать стены Межигорского художественного керамического техникума, Краснозаводского театра в Харькове и других зданий. Но все эти росписи уничтожила советская власть. Сохранилась небольшая часть картин: "В школе ликбеза", "Портрет Оксаны Павленко", "На току", частично – "Расстрел", а также некоторые эскизы.

26 ноября 1936 г. в харьковский дом "Слово", где жили писатели и художники, за Седляром пришел НКВД. Официально его обвинили в "украинской националистической фашистской контрреволюционной группе", агентом которой он якобы стал во время заграничного путешествия.

Дом писателей "Слово" (Харьков, современный вид)
Дом писателей "Слово" (Харьков, современный вид)Вікіпедія

Художника бросили в киевскую тюрьму НКВД. В декабре под пытками он "признался", что является "активным участником национал-фашистской террористической организации".

13 июля 1937 г. в Киеве закрытое заседание военной коллегии Верховного суда СССР присудило Василия Седляра к смертной казни. В тот же день он был расстрелян – вместе с художниками-побратимами.

Приговор о расстреле

Обвинительные приговоры базировались на непроверенных показаниях. Установлено, что обвиняемые осуждены необоснованно, поскольку материалы, положенные в основу обвинительных приговоров, во время дополнительной проверки не подтвердились.

Кем были завербованы в антисоветскую организацию Седляр, Падалка и Бойчук, из показаний во время предварительного следствия не видно.

На суде 1937 г. Бойчук заявлял, что не помнит, кем был вовлечен в контрреволюционную деятельность. А арестованные называли Бойчука и Седляра националистами. Эти показания неконкретны и не могут быть основой беспристрастного обвинения.

К делу были приобщены протоколы допросов арестованных 1931 г. Попова, Сулимы и Горбуна, хотя Бойчук, Седляр и Падалка аресту до 1937 года не подвергались.

Повторно допрошенные в ходе проверки свидетели сообщили, что протоколы их допросов были составлены необъективно и что факты антисоветской деятельности осужденных им неизвестны.

Бывший сотрудник НКВД Грушевский, который проводил следствие по этим делам, был осужден за фальсификацию следственных действий и расстрелян.

На допросе в 1957 г. он признал, что "материалы из обвинения Бойчука и других художников по их принадлежности к украинской фашистской партии были сфальсифицированы на основе ложных и провокационных доносов… (ДАЛЕЕ ЗАКРАШЕНО)".

Из архива КГБ СССР видно, что все ложные показания дал В., за что он был осужден. На допросе В. показал, что он все выдумал.

Военный прокурор сделал вывод, что приговоры необходимо отменить и закрыть дела за отсутствием в действиях Бойчука, Падалки, Седляра и других расстрелянных художников состава преступления.

1 февраля 1958 г. дело закрыли за отсутствием состава преступления.

Читайте также: Берестечко. Как Ислам-Гирей предал Хмельницкого и был ли на самом деле гетман в крымском плену

Предыдущий материал
Газетная статья – расстрельная: кто и зачем замуровал в стенах картины художников-"бойчукистов", казненных НКВД
Следующий материал
Возле Земли пролетает самая яркая за последние 7 лет комета: когда и где ее можно наблюдать