Старение военной техники, которая была сконструирована и создана в СССР. Проблема, которую давно и остро ощущают Вооруженные Силы Украины и особенно военная авиация, переоснащение которой самолетами из стран Европы или США будет стоить сотни миллиардов гривен. Возможно ли совершить такой скачок в ближайшем будущем – узнавал журналист "5 канала" Петр Троць.
Три транспортных самолета Ан-178 для нужд Вооруженных сил – в конце декабря Минобороны заказало заводу "Антонов" такое техническое пополнение. До сих пор состав Воздушных сил не пополнялся новыми самолетами, и лётчики до сих пор летали на технике времен Советского Союза.
Старение техники – это проблема не только Военно-воздушных сил, но и всех ВСУ. Конечно, имеющиеся самолеты не являются ровесниками старенького МиГ-17, который давно заслужил место на постаменте. Впрочем, почти вся наша боевая техника − родом из СССР, а этого государства не существует уже 30 лет.
"Через 5-10 лет они вообще не смогут летать", – констатирует Александр Турчинов.
Замена вооружения советских времен на современные образцы – такова основная идея развития воздушных сил ВСУ. Документ с такими планами на 15 лет обнародовали в мае 2020-го. И если проблемы транспортной авиации для армии еще можно решать собственными силами, то производить боевые самолеты Украина не может – их нужно покупать.
"Государство Украина практически не делает ничего, чтобы этот процесс начать", – говорит председатель правления Украинского милитарного центра Тарас Чмут.
Американские F-15 и F-16, шведские "Грипены" - такие варианты называют оптимальными для переоснащения украинского парка самолетов. Они могли бы заменить все советские образцы: истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков.
"Нужно практически объявить международный тендер, где озвучить всего несколько пунктов. Сколько нам надо самолетов, за какой промежуток времени. Что мы хотим еще, например, локализацию производства в Украине или развертывание полного цикла обслуживания и ремонта. И сколько мы за это готовы платить", - отмечает Тарас Чмут.
Но до выбора конкретного самолета – еще далеко, ведь государство до сих пор не приняло решение про перевооружение.
"Это будет дорого. Надо просчитывать и понимать сам процесс договоров, чтобы государство, даже если будет закупать какие-то платформы для своих нужд, чтобы это было оправдано и мы могли максимально делать то, что можем сделать у себя. Чтобы загружать свои предприятия, получать эти технологии", – говорит член комитета ВР по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Игорь Копытин.
Для Украины это будет не только дорогостоящий, но и длительный процесс. Его уже запустили западные соседи, ранее летавшие на тех же советских самолетах.
"Соседние государства – там процесс от подписания контракта и до получения первых самолетов – проходит 4 года. Еще 3-4 года, когда завершится поставка всего парка, и когда этот парк приобретает способность к боевому дежурству. Это очень длительное время, но в нашем случае нужно не затягивать", – говорит редактор сайта Militaryaviation Денис Томенчук.
Но пока Украина лишь модернизирует имеющиеся советские образцы.
В Минобороны только переоснащение тактической авиации оценивают в 200 миллиардов гривен. А вместе с расходами на транспортные, учебные самолеты, беспилотные комплексы и другие нужды эта сумма достигает более 300 миллиардов.
Петр Троць, Михаил Третьяк, "5 канал"