Причины авиакатастрофы под Чугуевом выясняют правоохранители и специальная правительственная комиссия. Государственное бюро расследований имеет четыре версии трагедии. Свои мысли о причинах катастрофы озвучили родные погибших курсантов, чиновники Минобороны и местные чиновники, а также авиаэксперты и журналисты. Все версии собирали журналисты "5 канала".
АН-26 - основной транспортный самолет Вооруженных сил Украины. Существует почти три десятка видов этой модели.
Из-за трагедии сейчас учебные полеты на таких самолетах и их модификациях запретили до выяснения причин авиакатастрофы.
В Государственном бюро расследований выдвинули четыре версии трагедии: неисправность самолета, халатность экипажа, ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководителями полетов, ненадлежащее техническое обслуживание самолета и подготовки его к полету. Между тем, мать одного из погибших убеждена: самолет был неисправным. Говорит: сын рассказывал ей об этом за день до трагедии.
"Он говорил о том, что машина на данном этапе была неисправна. Двигатели отказывали неоднократно. Об этом он знал", – говорит мать погибшего штурмана Римма Мхавила.
В Минобороны отказ двигателя опровергали. Но заявили, что возможен отказ одного из датчиков левого мотора. О левом двигателе говорят и в специальной комиссии по расследованию катастрофы.
"Командиром корабля было сообщено о падении оборотов левого двигателя. После чего была команда продолжить полет и заходить на посадку", – сказал Олег Уруский, председатель государственной комиссии по расследованию катастрофы.
А вот по словам министра обороны, самолет скорее всего зацепился крылом за землю. По предварительной оценке специалистов по летной безопасности, произошел отказ какого-то датчика в левом двигателе.
Капитального ремонта левый двигатель не видел с 90-го года, говорит главный редактор издания "Цензор.нет" Юрий Бутусов. Он обнародовал цитаты из документов завода "Антонов", которые получил из своих источников. Они свидетельствуют, что ремонт двигателя по регламенту должны были бы проводить в 2003 году, но срок его эксплуатации постоянно продлевали. Хотя в этом году судно налетало почти на 600 часов больше нормы.
Диспетчер, ответственный за посадку Ан-26, потерпевшего катастрофу в Харьковской области, ответил пилоту лишь через минуту после запроса. Тогда было известно, что один из двигателей самолета не работал. И именно это может быть одной из ключевых версий авиакатастрофы. Об этом на брифинге заявил глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер. Он отметил, диспетчер поступил так якобы из-за того, что сажал другой борт.
Авиационный эксперт Богдан Долинце говорит: АН-26 - надежный самолет. В 70-х их выпустили более тысячи. Они до сих пор летают по всему миру: от Америки до Африки. За все время катастрофы потерпело до полутора сотен судов, говорит эксперт.
"Большое количество самолетов было либо сбито, либо непосредственно уничтожено в результате военных действий. Если говорить о тех самолетах, которые там были потеряны не с точки зрения военных действий, то там небольшое количество. И там две составляющие: первая - это человеческий фактор, то есть экипаж не справился с управлением, что привело к падению самолета, и вторая составляющая – когда по тем или иным техническим неполадкам", – говорит Богдан Долинце.
Во время российско-украинской войны российские наемники сбили три военных самолета. В июне 2014-го боевики сбили украинский ИЛ-76. Из 9 членов экипажа и 40 военнослужащих не выжил никто. За неделю до этого наемники подбили самолет АН-30, погибло 5 человек бойцов. Через месяц ракетным комплексом БУК был сбит АН-26. По словам экспертов, стреляли с территории России.
Три года назад во время международных военных учений в Хмельницкой области разбился самолет Л-39. Погибли двое пилотов.
Но самая масштабная трагедия с участием военного самолета произошла в 2002 году, когда во время авиашоу в Скнилове Львовской области истребитель СУ-27 упал на зрителей. Погибло 77 человек.
Что же стало причиной трагедии под Чугуевом - окончательный ответ до конца октября должна дать специальная комиссия.
Ирина Саевич, Сергей Клименко, "5 канал"