ТОП-5 летающих машин Сикорского: что украинец рассказывал о своем лучшем вертолете

Игорь Сикорский відкриті джерела
Американский авиаконструктор украинского происхождения, основатель компании Sikorsky Aircraft, автор самолетов-гигантов, в том числе Sikorsky S-29-A, конструктор первого в США самолета-амфибии. А идею вертолета ему навеяли рисунки воздушного винта Леонардо да Винчи

17 апреля 1941 года эмигрант в США Игорь Сикорский, бывший студент Киевского политехнического института, продемонстрировал первый вертолет–амфибию. Он был создан на базе модели вертолета VS–300, оснащенной поплавками. Это был первый в истории вертолет, способный садиться и взлетать с воды. Однако это было далеко не единственное изобретение, которое переломило ход мирового авиастроения.

Кто знает, возможно, если бы не большевистское лихолетье, Игорь Иванович создал бы свои детища в Украине...

Первый в мире пассажирский самолет

Сикорского называли архитектором тяжелой авиации. Его "перу" принадлежит гигантский четырехмоторный биплан "Илья Муромец" (биплан – самолет с двумя парами крыльев, расположенными один на другом – ред.), принятый на вооружение Российского императорского военно–воздушного флота в конце 1913 года, а в гражданской авиации использовался до 1923-го.

Технические данные: длина самолета – 19 м, размах верхнего крыла – 31 м, площадь крыльев – 200 кв. м, взлетная масса – 7000 кг, полезная нагрузка – 2200 кг, продолжительность полета – 4,5 часа, скорость – 130 км/ч., предельная высота подъема – 3000 м, экипаж – 6-8 человек, вооружение – 5-8 пулеметов и 500 кг бомб с электрическим сбрасывателем. Одна из модификаций самолета была оснащена скорострельной корабельной пушкой калибра 37 мм для борьбы с дирижаблями.

"Илья Муромец" известен еще и тем, что он стал первым в мире пассажирским самолетом.

Самолет "Илья Муромец" Сикорского
Самолет "Илья Муромец" Сикорскогоiev.aero

Звезда кино

В 1918 году, после большевистского переворота, Сикорский эмигрировал в США. Перспектив у него было немного, денег еще меньше. Поэтому авиаконструктор работал репетитором математики и физики.

А уже в 1923 году судьба ему улыбнулась. Композитор Сергей Рахманинов, который тоже в свое время спасался от большевиков, согласился вложить в дело Сикорского $ 5000. Во вновь созданной компании Игоря Ивановича – Sikorsky Aero Engineering Corporation – композитор занял должность вице-президента.

Первым американским самолетом Сикорского стал двухмоторный биплан S-29A. Машина получилась удачной.

Машину выгодно продали американскому предпринимателю, который без поломок и ремонтов эксплуатировал ее, совершая чартерные рейсы, перевозя грузы и пассажиров. А в 1928 году самолет купил эксцентричный миллионер Говард Хьюз для съемок фильма "Адские ангелы" о пилотах Первой мировой.

Первое в мире удостоверение пилота вертолета
Первое в мире удостоверение пилота вертолетавідкриті джерела

"Летающая лодка"

В конце 1920–х годов в мировую авиацию пришла мода на гидросамолеты или "летающие лодки", как их тогда называли.

Сикорский выпустил несколько таких машин с отличными эксплуатационными и летными характеристиками. Лучшим творением в этом классе стал четырехмоторный гидросамолет "S-44", который стал логическим продолжением двух предыдущих моделей – "S-42" и "S-43". Он появился в 1939 году и быстро побил мировые рекорды. Экипаж состоял из 4 человек. Самолет перевозил 18 пассажиров в комфортабельном салоне.

"Летающая лодка" Сикорского
"Летающая лодка" Сикорскогоiev.aero

Антигитлеровский воин

Наибольшую славу Сикорскому принесли винтокрылые машины. Собственно, Игорь Сикорский и является изобретателем вертолета.

В 1939 году он создал экспериментальный легкий вертолет "VS-300". Именно на нем, оборудованном поплавками, 17 апреля 1941 г. Сикорский впервые в истории сел на воду. Так разведчик "S-47" (другое обозначение – "HR-4") стал первым вертолетом в мире, запущенным в серийное производство. Главными преимуществами "S-47", которые оценили ВВС США, была его технологичность изготовления, надежность и простота управления.

На вооружение он был принят в 1942 году.

За штурвалом этой машины было установлено 6 мировых рекордов. Например, с одним пилотом вертолет поднялся на высоту 3650 м.

Игорь Сикорский на борту "VS-300"
Игорь Сикорский на борту "VS-300"відкриті джерела

Вертолет, умевший искать подводные объекты

В 1957 году Сикорский решил уйти на покой, передав управление компанией наемному гендиректору. Но перед этим выпустил свой лучший вертолет "S-58".

Он поднялся в воздух в 1954 году.

Параметры: диаметр главного винта – 17 м, диаметр хвостового винта – 2,9 м, длина – 14,3 м, высота – 4,5 м, максимальная взлетная масса – 5900 кг, максимальная скорость – 200 км/ч, дальность – 500 км, экипаж – 2 человека.

Оснащен навигационной системой, автопилотом, системой автоматической стабилизации при зависании. "S-58" был разработан по заказу ВВС США как противолодочный вертолет (первый в истории), и был оснащен аппаратурой обнаружения подводных объектов.

Долгое время он был одним из самых эксплуатируемых вертолетов в мире.

Всего в США Игорем Сикорским было создано 17 базовых типов самолетов и 18 – вертолетов.

"VS–300" – первый и единственный вертолет, примененный во Второй мировой войне

Первый в мире вертолет Vought-Sikorsky "VS-300" поднялся в небо 14 сентября 1939 года: двигатель – 90 л. с., скорость – 90 км/ч. Правительство США заказало 400 (хотя выпустили только 130) боевых вертолетов для армии и береговой охраны сначала США, а затем и Великобритании, с бомбовым отсеком, способным нести до восьми противолодочных бомб весом по 12,5 кг и садиться на поверхность воды, суши или палубу крейсера.

Он стал первым и единственным боевым вертолетом, который использовался во Второй мировой войне.

"VS-300" был первым практическим вертолетом Америки и первым успешным вертолетом в мире. Впервые "VS-300" поднялся в небо 14 сентября 1939 года, а уже через 8 месяцев – состоялся его первый свободный полет. Испытания проходили успешно, и уже 6 мая 1941 года Сикорский пилотировал "VS-300", приближаясь к новому мировому рекорду продолжительности полета винтовой машины – 1 ч., 32 мин. и 26 сек.

Презентация "VS-300"
Презентация "VS-300"sikorskyarchives.com

"VS-300" претерпел несколько основных изменений, и 8 декабря 1941 года он полетел в окончательной конфигурации: единственный основной подъемный ротор для регулировки крена и шага, а также один хвостовой ротор для управления направлением, а также регулировки противокрутного момента.

7 октября 1943 года "VS-300" был представлен Генри Форду и его музею Эдисона в Дирборне, штат Мичиган.

За время своей эксплуатации "VS-300" пролетел 102 ч., 35 мин. и 51 сек.

Разработка "VS-300" установила концепции и принципы, которые были в дальнейшем использованы в мировой вертолетной промышленности. Собственно, с "VS-300" эта промышленность и зародилась.

Бонус

Из речи Игоря Сикорского о вертолете "VS-300" на заседании Института аэронавигационных наук 29 января 1941 г.

...Нынешняя работа была начата в 1909 году строительством двух экспериментальных вертолетов и завершена недавней разработкой простого и очень удовлетворительного вертолета модели VS-300.

С марта по октябрь 1940 г. этот самолет прошел экстенсивный полет и совершил несколько сотен полетов. Продемонстрировал способность подниматься прямо, вертикально или наискось, задерживаться над одним местом в течение нескольких минут при различных погодных условиях, начиная от мертвого покоя и заканчивая свежим порывистым ветром около 25 миль/час. Корабль летел вперед, назад и в сторону; он совершил множество взлетов и посадок из очень маленьких пространств между зданиями, со стоянки, большую часть которой занимали автомобили, с очень небольшого пространства между забором и огородом и т. п. Основательно продемонстрировал практическую возможность управления самолетом с небольших пространств на заднем дворе в любую погоду, кроме необычно сильного ветра.

Хотя вертолет "VS-300" был построен как экспериментальная модель, он безусловно доказал огромные практические возможности вертолетов прямого подъема в целом. "VS-300" можно считать первым успешным вертолетом с одним главным ротором, эта характеристика позволила получить необходимый подъем и управление с помощью простого механизма, который предлагает возможности недорогого производства и простоты обслуживания.

Производство вертолета Сикорского
Производство вертолета Сикорскогоsikorskyarchives.com

...Корабль состоит из трубчатого сварного каркаса, который включает вблизи центра тяжести двигатель мощностью 90 лошадиных сил Aircooled Motors Corporation и простую трансмиссию... Благодаря использованию вспомогательных роторов можно дублировать обычные движения самолета, чтобы контролировать, неподвижен ли он над заданным местом, движется вперед, вбок, назад, вверх или вниз. На основе действия вращающихся воздушных винтов эффективность управления остается практически неизменной, когда воздушное судно парит над одной точкой или когда оно движется с разной скоростью.

...Основной подъемный ротор обеспечивает большую часть подъемной силы и имеет три лопасти радиусом по 14 футов. Эта подъемная сила может быть настолько разной по величине и направлению, чтобы обеспечить полет в вертикальном, вертикальном вперед, вбок и назад направлении... Направление полета регулируется тремя вспомогательными роторами, нужно лишь немного наклонить весь корабль в желаемом направлении полета.

...Вся система привода роторов соединена с приводом двигателя с помощью блока "свободного хода". Если бы количество об/мин главного ротора уменьшилось ниже определенного значения, автоматическое устройство изменило бы шаг основного ротора (соотношение между скоростью вращения главного и хвостового винтов – ред.); следовательно, в случае отказа двигателя все вращающиеся поверхности продолжают работать в режиме автоматического вращения. Эта функция обеспечивает безопасную посадку без питания.

Удостоверение Сикорского
Удостоверение Сикорскогоsikorskyarchives.com

Новой и интересной особенностью "VS-300" является метод синхронизации между дросселем двигателя, главным подъемным ротором и двумя горизонтальными вспомогательными роторами. Эта синхронизация становится очень необходимой при переходе от зависания или вертикального полета на полет вперед... Так уровень полета обеспечивается в любое время. Пилот может самостоятельно изменять фактическую мощность двигателя с помощью отдельного ручного дросселя...

Несколько самых важных полетов на вертолете "VS-300":

  • 18 июля – 15-минутный полет, в течение которого транспорт все время был почти неподвижным, зависая над одним местом;
  • 6 сентября и 14 октября – полеты соответственно 15 и 14 минут. Он пролетел над полем со скоростью от 30 до 45 миль в час, делая повороты в обе стороны и описывая несколько раз в полете цифру "восемь". Во время полетов корабль достиг высоты от 80 до 100 футов;
  • 10 января 1941 года "VS-300" совершил полет продолжительностью 25,5 мин. Считается, что это самый длинный полет, когда-либо совершенный на вертолете в Америке.

Во время нескольких полетов можно было приблизиться на вертолете к человеку, стоящему на вершине груды камней, и позволить ему, не двигаясь со своего места, загрузить чемодан на борт. Во время полета нужно было приблизиться к мужчине и после загрузки чемодана двигаться прямо назад.

Испытание "VS-300"
Испытание "VS-300"sikorskyarchives.com

Большинство из этих полетов были специально совершены над местами, где вертолет не мог быть посажен. Поэтому был полностью продемонстрирован вполне удовлетворительный контроль машины, который позволял приближаться к человеку... Поэтому может считаться доказанным, что вертолет с управлением такого типа успешно преодолевать все проблемы, связанные с эксплуатацией воздушного судна с перегруженных мест между зданиями или деревьями, позволит приземляться на платформы, расположенные на зданиях или на борту кораблей и т. д. Несомненно, воздушное судно с такими характеристиками откроет большие возможности для авиаперевозок.

Читайте также: Один отряд УПА против нескольких сотен нацистов: Хроника обороны Загоровского монастыря 1943 года

Предыдущий материал
Поймать "Барсука": как последний командир УПА несколько раз вырывался из рук КГБ
Следующий материал
"В России своя повестка дня": где закралась одна из главных ошибок Зе-команды – Елисеев

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях