Изобретатель и успешный предприниматель с мировой славой Маск расширяет горизонты. Он открыл гигазавод по производству электрокаров в Германии. И уже к концу этого года планирует выпустить с его конвейера первые електроавтомобили. По замыслу, можно будет производить до 5 тыс. машин в день. Но вот хватит ли кадров для такого масштабного производства? Хотя, конечно, большую часть производственного процесса заменят роботы. Кстати, их Маск продемонстрировал на вечеринке по случаю открытия. А еще заявил, что готов инвестировать в производство в других странах и делиться своими технологиями. Но вот доберется ли Маск до Украины? Или, наоборот, украинцы поедут работать на завод в Германии? Это вопрос к действующей украинской власти.
Чиновники не раз заявляли о переговорах с технологическим гигантом и открытости к любым иностранным инвестициям. Однако до сих пор Маск так и не проявил заинтересованности в Украине. Хотя у нас есть и залежи лития, который необходим для производства электрокаров. И квалифицированные работники у нас нашлись бы. А может, действующая власть не создала условий для открытия такого производства? В Украине второй год подряд наблюдается существенный отток инвестиций. Это официальная информация от Государственной службы статистики. Если в Германии открытию завода Маска пытались помешать экологи, мол, популяция летучих мышей в регионе может уменьшиться, то в Украине проблемы другие. Коррупция, о борьбе с которой так много говорят в высоких кабинетах, есть, и она отпугивает потенциальных инвесторов. Так доедет ли "Тесла" до Украины и когда это может произойти, выясняла журналистка "5 канала" Мария Писаренко для программы "Время по Гринвичу".
Это рейв в Берлине на 9 тыс. человек. Главный хедлайнер здесь – не диджей, а изобретатель и предприниматель Маск. Вечеринка – это открытие гигафабрики Tesla, первого европейского завода по производству американских электрокаров.
"Мы планируем запустить производство уже в ближайшие месяцы. И надеюсь, мы точно выпустим первые машины в декабре", – сказал изобретатель, предприниматель, генеральный директор Tesla Inc. Маск.
На открытии и друзья Богдана. Он – украинский тесловод, возит электрокары и запчасти к ним уже 5 лет не только в Украину, но и в другие страны Восточной Европы. Тюнингованные машины отправляет на продажу в США.
"Это не ее родной капот, он имеет больше такую форму агрессивную. А здесь много карбона, рубленый карбон, карбоновый спойлер. Наши крутые проекты, две широкие Tesla тройка и эска сейчас плывут в Америку назад. Впервые такое в Украине", – отметил Богдан Головатюк
Рассказывает, был в Германии как раз во время гигафеста. Но на открытие не поехал.
"Наши друзья ездили туда, смотрели, там было колесо, части машин. Но ничего такого, что я не видел. Зайти было не очень легко. Они проводили конкурс среди тех, кто хотел прийти, если ты владелец "Теслы", – сказал соучредитель компании TSK.ua Богдан Головатюк.
Но вот этот завод их бизнеса не изменит. Машины и так везут из США и Европы, например, из Польши. А спрос в Украине есть. По данным Главного сервисного центра МВД, в Украине зарегистрировано 31 тыс. электрокаров, и это без учета гибридных автомобилей. Больше всего в столице и Киевской области – 7 тыс. штук.
Tesla не только в центре Киева, но и в центре украинской политики. Владимир Зеленский в первый год президентства давал интервью в салоне электрокара тогдашнего главы своего офиса Андрея Богдана. Богдан ушел с поста, и эту самую Tesla сожгли в августе прошлого года.
В этом сервисе офис в шутку превратили в Церковь святого Илона. Говорят, к ним часто приходят за машинами чиновники и политики из разных партий.
"Если брать электрорынок Украины, то у нас электромобилей больше, чем в странах, граничащих с нами, вместе взятых. У нас электрокаров на дорогах столько, сколько в Норвегии было 3 года назад", – отметил соучредитель компании TSK.ua Богдан Головатюк.
Электрокаров в Украине более 200 различных видов. Tesla на втором месте по популярности и количеству. Но именно эта компания определяет технологии в отрасли. Поэтому если открывает на территории государства, это хороший знак для ее экономики и инвестиционного климата. Но вот вопрос – откроет ли в Украине?
Письма в центральный офис американской компании украинское Министерство инфраструктуры начало писать еще с 2017 года. Приглашают производителя электрокаров к нам. Советник министра Марина Китина говорит: "За все время ответов оттуда не было".
"Но нам удалось связаться с нидерландским офисом. Нам ответили, что пока Tesla не заинтересована в Украине – ни в установлении суперчарджеров, ни в открытии официального представительства", – сказала советник министра инфраструктуры Украины Марина Китина.
Марина ездит на электрокарах уже четыре года. На этой Tesla лишь несколько недель.
"Вы когда пересаживаетесь с бензиновой, не понимаете, почему так тихо, возможно, она не завелась", – рассказала советник министра инфраструктуры Украины Марина Китина.
Содержание этого аккумулятора может быть из украинского сырья. Потому что в нем литий. Он – почти во всех батареях электроприборов. А залежи руды с этим минералом есть и в Украине. Это примерно 10% запасов в Европе и 0,1% мировых залежей. О литии как аккумуляторе иностранных инвестиций последний год заговорили и на Банковой.
"У нас есть залежи лития, у нас есть возможности, как этот литий производить и поставлять. Это лишь один из примеров", – отметил заместитель главы Офиса президента Игорь Жовква.
И все не так просто. Сколько точно лития в Украине – информация засекречена. В 1980-х в СССР эти месторождения признали неперспективными. А в 2005 году данные о полезных ископаемых засекретила СБУ. Не сняли гриф "секретно" до сих пор.
"Потому что они находятся в частной собственности", – сказала советник министра инфраструктуры Украины Марина Китина.
В руде из этих месторождений содержание – до полутора процентов. Добыча идет только на двух. Одно – это просто участки земли, право собственности на которые до сих пор не поделят через суд.
"Это очень большие деньги, чтобы установить технику, которая будет добывать этот литий из недр, а затем его перерабатывать. Поэтому нам в Украине нужно очень много заводов", – подчеркнула советник министра инфраструктуры Украины Марина Китина.
Украинский литий Илона Маска пока не заинтересовал. Во время поездки в США украинская делегация во главе с Зеленским, несмотря на анонс, так и не встретилась с руководителем Tesla. По данным Forbes от 2019 года, лидеры по добыче этой белой нефти четыре страны – Австралия, Чили, Китай и Аргентина.
И не хватает в Украине не только мощностей по добыче минерала. Условия для ведения бизнеса появлению такой компании не способствуют. Налоги – вот что больше всего интересует Илона Маска. Из-за этого он перенес штаб-квартиру главного офиса Tesla из Калифорнии в Остин, штат Техас. А еще переехал, потому коронавирусные ограничения в штате мешают работе крупнейшего завода в городе Фримонт.
"Администрация очень вмешивается в работу компании, рассказывает им, когда карантинные ограничения устанавливать. И вторая причина – это налоги. И мы можем хотеть, чтобы была фабрика в Украине. Но первое, что нужно делать – это сравниться налогами со штатом Техас", – сказал соучредитель компании TSK.ua Богдан Головатюк.
Советник министра инфраструктуры предполагает: интерес мира к мощностям Украины еще впереди.
"По моему субъективному мнению, это будет не раньше 2030 года, так как Министерство инфраструктуры инициирует законопроект, который запрещает завозить автомобили и ставить их на первую государственную регистрацию автомобилей с ДВС после 2030 года", – отметила Марина Китина.
Тогда спрос на электрокары внутри страны возрастет. Больше электрокаров потребуется Европе, которая переходит на экологичные виды топлива. Но вот главное, говорят специалисты и предприниматели, – не залежи лития, а прозрачные и равные условия для любого бизнеса – как украинского, так и иностранного.
Читайте также: внук и правнук Сергея Королева встретились с Илоном Маском.
Мария Писаренко, Юрий Усик, Эдвард Белинский, "Время по Гринвичу"