Электрокары против бензина: как в ХХ веке в Европе произошел бум электромобилей и какие перспективы теперь

Время по Гринвичу 5 канал
Еще в XIX-ХХ веках у электромобилей были большие перспективы, однако тогда победили нефтяные монополисты

Человечество почти на полвека отложило активное использование электромобилей. Хотя у разработок тех времен были большие перспективы. К примеру, в 1895 году в США впервые провели автопробег, и выиграл в нем именно электромобиль. Но нефтяные монополисты в сговоре с главными автопроизводителями отодвинули эру электрокаров. 

В настоящее время большинство ведущих автоконцернов заявили о постепенном сворачивании производства автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Какой была эволюция электромобилей и когда они полностью заполонят наши улицы, узнавал журналист "5 канала" Мирослав Солонар для программы "Время по Гринвичу" ("Час за Гринвічем"). 

От обычной тележки до современных электрических красавцев. За 140 лет своего существования на рынке электромобилей были как взлеты, так и падения. А все из-за тотальной конкуренции с производителями двигателей внутреннего сгорания. 

В конце концов бензин и дизель на многочисленные десятилетия отсрочили развитие экологически чистых машин. Нефтяные магнаты были сильно заинтересованы, чтобы электокарам не доставалось видное место. Потому что только при этом условии деньги текли к ним рекой. Мало кто знает, что транспортные средства именно на электрическом двигателе придумали раньше, чем их визави на нефтяном топливе.

"Этот исторический трехколесник очень похож на современные электробайки. У вас есть двигатель, который вам поможет, но вы все равно можете одновременно крутить педали", – говорит водитель автомобиля Кристиан Ричардс. 

Вот так выглядел первый в мире электромобиль, который еще в 1881 году придумал французский изобретатель Гюстав Труве. Сейчас его точную копию воссоздали в Париже. На все про все ушло два месяца. 

Первый электромобиль
Первый электромобиль5 канал

"Когда Густав Труве соединил электрический двигатель, аккумуляторную батарею и трехколесную раму, получился самый первый и самый древний электромобиль, который можно было увидеть на дорогах", – рассказывает куратор британского музея автомобилей Катрин Гриффин.

Транспортное средство, как и оригинал, развивает скорость 12 километров в час и может проехать на одном заряде до 25 километров.

Копия электромобиля
Копия электромобиля5 канал

"140 лет назад эта технология уже существовала. И на самом деле тогда у этой новинки была широкая огласка и были незаурядные перспективы", – рассказывает Катрин Гриффин.

И это было только начало. Рынок электрокаров быстро набирал обороты. В конце XIX века мир увидел еще четыре электрических транспортных средства от разных конструкторов. Многие из них были медлительны и похожи на тележки, однако только не бельгийского изобретателя Камиля Женатци. Электрокар в виде ракеты в 1899 году установил рекорд скорости 100 километров в час.

Электрокар Камиля Женатци
Электрокар Камиля Женатци5 канал

В начале XX века электромобили заполонили страны Запада. Выдающийся американец Томас Эдисон оформил патент на железо-никелевые батареи, которые в будущем станут основой для электромобилей других конструкторов.

На перспективный рынок заходит европеец, легендарный Фердинанд Порше. Его электрическая машина стала первой переднеприводной машиной в мире. Также в 1907 году американская компания Detroit Electric начала массовый выпуск электрокаров. Через несколько лет на конвейер ушли и бензиновые автомобили, которые продвигал главный автопромышленник эпохи Генри Форд.

Машина Порше
Машина Порше5 канал

Они сразу же стали доступнее и быстрее электрокаров. К тому же, бензиновые автомобили имели фактически неограниченный пробег. В то время запас хода электромобиля составлял всего 65 километров. Рынок приходил в упадок не одно десятилетие. В 1947 году на дорогах Японии появляется предок Nissan Leaf электрокар "TAMA", который стал довольно популярным в Стране восходящего солнца.

Коренным образом ситуация изменилась в 70-х годах, когда в мире начался нефтяной кризис из-за политических конфликтов ведущих стран мира. Цена на топливо каждый раз росла, экономика слабела. В такой горячий период на выпуск электромобиля решается ведущая немецкая компания BMW. В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене они показали миру свою электрическую модель.

Автомобиль BMW
Автомобиль BMW5 канал

В 90-х на рынке электрокаров начинается "оттепель". Американская корпорация General Motors запускает свои машины в серийное производство. В Японии появляется Toyota Prius – гибрид бензинового и электрического автомобиля.

В 2008-м мир выходит первая Tesla Roadster, которая вносит революционные изменения в электрическую автопромышленность. После этого появляется коммерчески успешный японский электроавтомобиль Nissan Leaf. Рынок экологически чистых машин сейчас изрядно прибавил и не только в самых развитых странах мира.

Tesla Roadster
Tesla Roadster5 канал

А в Украине уже несколько лет подряд наблюдается "электромобильное чудо". В государстве уже есть более шести тысяч зарядных станций и около 50 тысяч электрических автомобилей. По этим показателям мы лидируем в Восточной Европе и уверенно догоняем Запад.

"Что касается автомобилей, так здесь мы практически лидируем. Если брать соседние страны. У нас однозначно будет больше, чем в Польше, однозначно больше, чем в Беларуси и в России", – рассказывает председатель правления ОО "Ассоциация участников рынка электромобилей". 

Украинцы также думают о защите окружающей среды и новых экологических стандартах. Например, в Кривом Роге активно работает команда изобретателей, которые планируют выпускать электрические грузовики. Разработчики говорят, детали будут почти все украинские.

Изобретатели из Кривого Рога
Изобретатели из Кривого Рога5 канал

"Мы сейчас разработали макет нашей машины, который состоит из собственных компонентов – собственный двигатель, собственная электроника, собственная батарея. То есть ячейки мы берем готовые из Китая, а батарею собираем сами", – отмечает разработчик электрических грузовиков Виталий Брызгалов.

Изобретатели надеются на поддержку от государства и общества, ведь еще надо будет построить завод в черте города для серийного производства электрических грузовиков. В то же время пока одни на низком старте, другим такие перемены не по карману. У водителя Вячеслава хоть и дизельный немецкий автомобиль, но купить любой электрический будет сложно. К тому же, говорит, бензиновые или дизельные эффективнее.

"Если была бы нормальная цена, то с большим удовольствием пересел бы. И если бы заряжался за 15 минут, то было бы нормально. И сейчас цена за электроэнергию увеличилась. Раньше можно было дома заряжать, сейчас цена подскочила. А в будущем может еще подскочить", – отмечает водитель Вячеслав.

В Украине электрокары хотя и наступают на пятки традиционным автомобилям, пока по-настоящему дать жару не удается. Увидим, что будет через несколько лет.

Мирослав Солонар, Александр Степанов и Виктор Снежко, "Время по Гринвичу"

Предыдущий материал
Кино на карантине: как Рада снова взялась за языковой закон
Следующий материал
Пешеходы на колесах: чем опасны электросамокаты и почему они до сих пор "привидения" в правовом поле