Пешеходы на колесах: чем опасны электросамокаты и почему они до сих пор "привидения" в правовом поле

Электросамокаты 5 канал / Час. Підсумки тижня
В парламент уже внесли законопроект, чтобы урегулировать движение электросамокатов. Но пока законотворцы не определили ни возраст, с которого разрешено пользоваться электросамокатом, ни скорость, с которой можно на нем ездить

В Украине – бум на электросамокаты. На них ездят и дети, и взрослые, и даже пары. Обычно устройство разгоняется до 25 км в час. Но даже такая, на первый взгляд, невинная скорость может покалечить человека.

Города уже бунтуют против хаотичного передвижения людей на самокатах. Но запретить их не могут. Поэтому, к примеру, Львов и Одесса уже готовятся выписать собственные правила передвижения. По меньшей мере, ограничить скорость для них до 20 километров в час.

Но спасут ли такие точечные меры, если решать проблему надо на общенациональном уровне. Ведь, как оказалось, к появлению электронных устройств на улице государство совсем не готово законодательно.

Электросамокат вообще не является устройством, предназначенным для участия в дорожном движении. Поэтому правила пользования им и, что главное, – места пользования – нигде не прописаны. А соответственно, человека, который им управляет, тоже непонятно как называть – водителем или пешеходом. Еще в прошлом году в 2020 году в парламенте появился законопроект, призванный навести порядок в движении электрических устройств, но до сих пор законотворцы все никак не могут объясниться между собой и выписать четкие правила. В том, как украинцы из-за вседозволенности подвергают себя не опасности и когда наконец электросамокат узаконят, разбирался корреспондент "5 канала" Юрий Пугач для "Итогов недели".

Интернет пестрит сообщениями о ДТП с участием водителей электросамокатов. Инциденты по всей Украине. К примеру, во Львове шестилетнего сына Зеновии Стадник на пешеходной зоне сбил самокат. Ребенок получил черепно-мозговую травму и гематому.

Зеновия Стадник, жительница Львова, рассказывает: "Получилось встречное лобовое столкновение, и ребенок на максимальной скорости влетел головой в самокат".

А это кадры одного из таких столкновений. На Одесской трассе здоровья.

ДТП с электросамокотом в Одессе
ДТП с электросамокотом в Одессе5 канал / Час. Підсумки тижня

В результате этого происшествия 21-летний парень получил травму головы. А вот киевлянка Вероника Коноваленко, чтобы не столкнуться с людьми, круто развернула своего "электрического друга".

Девушка рассказывает: "Я потеряла управление, не поняла, куда мне вообще вывернуть. Там шли люди, а там – забор. И я подумала, что я не буду врезаться в людей и получилось так, что врезалась в забор".

Теперь Вероника уже больше месяца ходит с бандажом.

Киянка Вероника
Киянка Вероника5 канал / Час. Підсумки тижня

Вероника Коноваленко рассказала, какие травмы заработала: "Перелом ключицы, ушиб ног, ушиб руки. Мне зашивали бровь, потом ухо зашивали, сотрясение мозга и ушибы еще шеи и грудной клетки".

Но девушка убеждена: даже такой приличный перечень травм ее не остановит. На электросамокате будет продолжать ездить.

"У меня даже хирург спросил: "Ты будешь ездить?". Говорю: "Да, буду. Но куплю шлем", – рассказывает девушка

С самого утра электросамокатов на улицах столицы предостаточно. Обустраивают целые парковочные зоны. А вечером уже нет ни одного. Разбирают, как горячие пирожки.

И на то есть несколько причин. Первая. Этот транспорт доступен. Для того чтобы стать водителем электросамоката, достаточно лишь иметь банковскую карту и приложение в смартфоне, через которое просканировать QR-код сервиса.

То, что нужно для езды на самокате
То, что нужно для езды на самокате5 канал / Час. Підсумки тижня

Причина вторая – цена аренды. Разблокировка стоит от 8 до 10 гривен, а стоимость каждой последующей минуты его использования – от 2 до 4 гривен. И третье. Скорость. На самокате легко обойти все пробки в городе. К тому же, он является экологическим видом транспорта.

Проезд на электросамокате
Проезд на электросамокате5 канал / Час. Підсумки тижня

Так что быстро, удобно, но безопасно ли? Ведь передвижение на электросамокате, как и на гироскутере, до сих пор не урегулировано в Украине ни одним законодательным актом. Ездят на них как угодно и, главное, – где угодно. На тротуарах. С опасностью для пешеходов. И на дороге. Уже с другой опасностью.

Юрист Андрей Магер говорит: "На проезжей части, на полосе для движения автомобилей, я думаю, что это представляет опасность для самих тех лиц, которые управляют электросамокатом".

Риск попасть под колеса автомобиля – огромный. Ведь водитель может просто не заметить человека на самокате. А в случае ДТП, кроме серьезной опасности для жизни и здоровья, водителю автомобиля будет крайне сложно доказать, что он не виноват.

ДТП с участием электросамоката
ДТП с участием электросамоката5 канал / Час. Підсумки тижня

Юрист поясняет: "Вина все же будет со стороны самого человека, который управляет электросамокатом, но огромные проблемы будут у водителя автомобиля. Почему? Потому что надо будет приложить много усилий ему и его адвокатам, чтобы доказать невиновность".

Найти электросамокат удалось и мне, говорит журналист Юрий Пугач. Но где на нем ездить? На тротуаре? Могу сбить пешехода. Тогда на дороге? Могу попасть под колеса. Тогда как сделать поездку с ветерком безопасной?

Председатель общественной организации Urban crew Владислав Самойленко говорит: "Логично, по моему мнению, заставить передвигаться, естественно, на велоинфраструктуре. Наличие и качество велоинфраструктуры в ряде городов западных стран, и не только западных, но в Украине он отличается".

И не в лучшую сторону. Протяженность велодорожек, скажем, в столице – около 100 километров, на 5 километров больше их во Львове. А вот в остальных городах их в разы меньше.

Народный депутат от партии "Голос" Юлия Клименко говорит: "К сожалению, велодорожек не становится больше. Большинство городов не имеет инфраструктуры для велосипедистов и для персонального электротранспорта".

Но сейчас проблема не только в инфраструктуре. В украинском законодательстве вообще отсутствует определение понятия "самокат", "сигвей", "электрический скутер", "гироборд". А соответственно, нет и определения и для того, кто на нем ездит.

Поездка на электросамокате
Поездка на электросамокате5 канал / Час. Підсумки тижня

Юлия Клименко поясняет: "На данный момент это и не пешеходы и не водители машин. Сказать, кто такие люди, которые передвигаются на персональном электротранспорте, сейчас юридически невозможно".

Легализовать "пешеходов" на колесах должен был бы соответствующий закон. Его уже приняли в первом чтении, и именно он должен помочь организовать дорожное движение для электрических гаджетов.

По документу в Украине должно появиться понятие "пользователь персонального легкого электротранспорта". Это позволит привлечь водителя электросамоката к ответственности.

Также в законопроекте предусмотрены следующие пункты:

  • Пользоваться им людям в состоянии алкогольного опьянения будет запрещено.
  • Также нельзя будет и рулить с мобилкой.
  • Ночью водители электросамокатов должны будут использовать светоотражатели на своей одежде.
  • На самом самокате нужно будет включить фару.
Правила поездки на электросамокате, прописанные в законопроекте
Правила поездки на электросамокате, прописанные в законопроекте5 канал / Час. Підсумки тижня

Также законодатели предварительно определили места, разрешенные для передвижения на электросамокате. Пока в документе прописали – это специальные велосипедные дорожки. А в случае их отсутствия – можно ездить по краю проезжей части дороги, улицы или обочины.

Владислав Самойленко, председатель общественной организации Urban crew, говорит: "На этапе согласования, где конкретно пользователям электросамокатов нужно передвигаться, здесь зашли в тупик. Хотят упростить и разрешить движение по тротуарам, а это значит, что мы потом уже не сможем вернуть эту категорию к велоинфраструктуре, когда она появится.

Внефракционный народный депутат Оксана Савчук констатирует: "У нас еще не существует идеальной инфраструктуры, поэтому человек должен соблюдать правила дорожного движения. Если он не будет этого придерживаться, ему светят штрафы, как только закон вступит в силу. Как будут взиматься эти штрафы, какие будут последствия, техника безопасности, Кабмин подзаконными актами должен доделать".

На стадии доработки законопроект уже более полугода. Когда правила окончательно выпишут – неизвестно. Пока законотворцы не определили ни возраст, с которого разрешено пользоваться электросамокатом, ни скорость, с которой можно на нем ездить.

Дети на электросамокате
Дети на электросамокате5 канал / Час. Підсумки тижня

"Те, кто хочет пользоваться электросамокатами, они делают это на собственный страх и риск. Нужно выбирать маршруты и обходить улицы с наиболее интенсивным движением автомобилей. Или пешеходов, если человек решает в настоящее время местами воспользоваться тротуарами", – говорит Владислав Самойленко, председатель общественной организации Urban crew.

А в случае ДТП в Нацполиции советуют оставаться на месте аварии и немедленно вызывать патрульных.

Алексей Белошицкий, первый заместитель начальника департамента патрульной полиции, говорит: "Такое дорожно-транспортное происшествие оформляется в любом случае. В связи с тем, что нет нормативного урегулирования, мы применяем нормы по аналогии закона. Протокол о совершении дорожно-транспортного происшествия составляется, все материалы оформляются, и такое дело передается по общему правилу на рассмотрение в суд".

Поэтому пока законодательство не урегулировано, пользователи самокатов остаются "привидениями" в правовом поле. Впрочем, лишь фактически, и это отнюдь не говорит о вседозволенности. На практике отвечать за нарушения все равно придется. Поэтому стоит трижды подумать и оценить все риски перед тем, как уж слишком быстро разгоняться на электросамокате.

Юрий Пугач и Эдвард Белинский, "Итоги недели"

Предыдущий материал
Пешеходы на колесах: чем опасны электросамокаты и почему они до сих пор "привидения" в правовом поле
Следующий материал
Развлечений хватит на всех: какие есть курорты на Азовском море и сколько будет стоить отдых