Существовало ли когда-то 30 февраля: у кого Юлий Цезарь "одолжил" календарь и почему у папы Григория ХІІІ лопнуло терпение

Гай Юлий Цезарь и папа Григоий ХІІІ колаж 5.ua
Именно в этот день, 4 октября, в нашу жизнь, точнее, в жизнь наших предков-европейцев, вошел календарь, которым мы пользуемся до сих пор. Григорианский

Юлианский календарь на самом деле... египетский?

Первая попытка реформировать египетский календарь состоялась задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном "Канопском декрете" (238 год до н. э.) ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, которые набегают за 4 года. Так каждый четвертый год стал равняться 366 суткам. Но эта реформа феерически проиграла древним традициям...

И лишь в эпоху римского господства Великий год Сотиса как реальная календарно-астрономическая мера – отошел навеки. Гай Юлий Цезарь с помощью известного Александрийского астронома Созигена заменил римский календарь реформированным египетским календарем из "Канопского декрета".

Едва ли не единственный уцелевший прижизненный портрет Юлия Цезаря
Едва ли не единственный уцелевший прижизненный портрет Юлия Цезаряjnsm.com.ua

В 46 году до н. э. Рим со всеми владениями перешел на новый календарный отсчет, который с тех пор называется юлианским. Именно этот календарь лёг в основу истории христианской культуры. Но и юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет.

Уже в первые века становления христианства люди пытались перебросить хронологический мост между своей современностью и библейским прошлым. Насчитывается около 200 различных вариантов "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Самыми распространенными были три т. н."мировые эры":

  • александрийская (исходная точка – 5501 год, фактически 5493 год до н. э.);
  • антиохийская (5969 год до н. э.);
  • византийская. В VI в. в Византии начала использоваться мировая эра с началом от 1 марта 5508 г. до н. э. Отсчет времени велся от Адама, который якобы был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло на шестой день творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине VI тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Петр. 3, 8)".

Юлианский календарь ввел с 1 января 45 г. до н. э. Юлий Цезарь. Он сделал это в конце 46 до н. э. По советам греческого астронома Созигена (Sosigenes) и чтобы добиться, чтобы некоторые астрономические события, например, весеннее и осеннее равноденствие, ежегодно приходились на определенный день. Цезарь согласовал продолжительность года с солнечным календарем, то есть установил её равной 365,25 дня. Четвертинки дня учитывались так: каждый четвертый год к календарю добавлялся один день, и месяц февраль длился не 29, а 30 дней.

Гай Юлий Цезарь даже шутил: "Римляне всегда побеждают, но никогда не знают, когда это случилось".

В благодарность за реформу летоисчисления решением Сената календарь получил название юлианского, а пятый месяц года квинтилис, в который родился Цезарь, был переименован и на латинском языке получил название Julius. Однако вскоре императора убили в результате заговора, о чем 5.ua писал ранее, а римские жрецы начали путать календарь, объявляя високосным каждый следующий третий год. И получилось, что с 44 по 9 год до н. э. вместо 9 было объявлено 12 високосных лет.

Позже Октавиан Август исправил конструкцию високосного года. По его распоряжению, в течение следующих 16 лет високосных не выпадало вовсе. Таким образом, был восстановлен ритм календаря. В честь императора месяц секстилис был переименован в Augustus. Месяц Augustus также получил 31–й день, взятый с конца года – 29/30 февраля. Поэтому февраль укоротился до 28 дней в обычный год и 29 – в високосный.

Но юлианский год продолжительностью 365 дней и 6 часов длиннее истинного солнечного года (365,2422 дней / 365 дней 5 час. 48 мин. и 46 сек) на 11 мин. 14 сек. Разница – около 0.0078 дня в год или около одного дня за 128 лет. За полтора тысячелетия календарь снова отставал на 10 дней.

В ХVI в. у человечества лопнуло терпение. 

Каждой цивилизации – по календарю

4 октября 1582 года глава Римской католической церкви папа Григорий XIII специальной буллой "Inter gravissimas..." утвердил новый календарь, пишет издание УГКЦ "Патриархат". Несмотря на то, что по юлианскому календарю Европа прожила более 16 веков, Григорий XIII считал, что реформа летоисчисления необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а еще для возвращения дня весеннего равноденствия на 21 марта.

Этот календарь до сих пор принят в мире как международный стандарт. Согласно ему год длится 365 (обычный) или 366 (високосный) дней. Високосным является каждый четвертый год, за исключением лет, порядковый номер которых делится без остатка на 100, но не делится без остатка на 400. Поэтому все время нашего существования разделено на циклы по 400 лет. Средняя продолжительность года в григорианском календаре составляет 365 дней 5 ч. 49 мин и 12 сек.

Григорий XIII и календарь
Григорий XIII и календарьukr.sciencedevices.com

В 1582 году весеннее равноденствие по юлианскому календарю сместилось назад на (1582-325) / 128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы, которая прошла в 1582 году при Папе Григории XIII. Всем христианам Папа велел считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться григорианским.

В григорианском календаре началом отсчета считается год рождения Иисуса Христа (в свое время его неправильно определили), даты исчисляются назад (до новой эры) и вперед (новой эры). Период между полными фазами Луны в природе равен 29,5 суткам, но западный календарь использует календарный месяц с 30 или 31 днем (только в феврале 28), всего – 365 дней. Поскольку год длится примерно на 6 часов больше, то раз в четыре года к февралю добавляется один дополнительный день (високосный год).

Реформой надеялись убрать ошибку в исчислении дат: со времени введения юлианского календаря до ХVI ст. "набежала" разница в 10 дней по сравнению с астрономической датой. Получается, календарная дата весеннего солнцестояния, важного для определения даты религиозных праздников, смещалась. По инициативе Папы, после 4 октября 1582 г. сразу наступило 15 октября. В этот день григорианский календарь приняли Италия, Франция, Испания, Португалия, Нидерланды, Дания, речь Посполитая и католическая часть Швейцарии. В Германии католики начали использовать его в 1584 г., а протестанты, считая григорианский календарь проявлением папского произвола, только в 1699 г. В Венгрии приняли в 1587 г. Англия осуществила календарную реформу только в 1752 г., Швейцария и Швеция – в 1753 г.

В 1583 г. Григорий XIII предложил Константинопольскому Патриарху Иеремии II перейти на новый календарь. Но Собор восточных православных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря, ибо тот, мол, подвергает сомнению каноны Вселенских Соборов и нарушает ритм богослужебного цикла.

А что же в Украине-Руси?

Со времен крещения киевского государства от Византии вместе с православием к нам пришел и юлианский календарь. С X в. Новый год начали отмечать в сентябре, также по византийскому календарю. Хотя обычный люд, по своей многовековой традиции, продолжал праздновать Новый год с пробуждением природы – весной. А чаще всего дважды в год: весной и осенью.

Славянский календарь
Славянский календарьukr.sciencedevices.com

Затем вмешался колонизатор Петр I. 19 декабря 1699 г. он издал указ о праздновании в своей империи Нового года 1 января, вместе с европейцами. В государстве все еще действовал юлианский календарь.

Как рассказывает историк Олег Павлишин, в УНР григорианский календарь ввели с 16 февраля 1918 г. – этот день стал считаться 1 марта 1918 г. Закон об этом был принят 12 февраля 1918 года (по ст. ст.) на заседании Малого совета в Коростене.

Тогда же, в начале 1918-го этот календарь ввели и большевики: согласно декрету Совнаркома, после 31 января 1918 г. наступало 14 февраля 1918. Но РПЦ и некоторые другие православные церкви стараниями патриарха Тихона не приняли григорианский календарь, поэтому и дальше пользуются давно уже неактуальным юлианским.

«Когда же были попытки ввести григорианский календарь в 20-е годы, люди в храм не приходили на праздники по новому календарю, а приходили так, как они привыкли – по старому календарю. К тому же, все церкви, где вводили новый календарь, подвергались разделению. Самый яркий примергреческая церковь, где существует так называемая старокалендарная (старостильная) церковь, которая отделилась от официальной как раз в связи с календарём. Учитывая, что церковь в Украине и так разделена, и что календарный вопрос вызывает мучительные дискуссии в церкви, мы считаем, что сейчас перевод на новый календарь абсолютно преждевременный», – пояснял заместитель главы Управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря.

На григорианский календарь Российская империя перешла почти через 350 лет позже Европы. Но некоторые православные церкви до сих пор отмечают свои праздники по юлианскому календарю: например, Рождество не 25 декабря, а 7 января. В 2100 г., если церковь не перейдет на григорианский календарь, разница возрастет до 14 дней и Рождество будет приходиться на 8 января. В литургическом календаре дата Рождества все также будет соответствовать 25 декабря.

Основная разница между григорианским и юлианским календарем заключается в вопросе исчисления високосных лет. Поэтому с течением времени нарастает разница в датах. Если в XVI в. она составляла 10 дней, то в XVII увеличилась до 11, в XVIII в. равнялась 12 дням, в ХХ и в XXI в. – 13 дням, а к XXII в. достигнет 14 дней.

Читайте также: "Должен был под нацистским конвоем жечь тела своих детей": Бабий Яружас того, кто выжил после расстрела

Предыдущий материал
Доплаты к пенсиям, новые тарифы на "коммуналку" и электронные больничные: что изменится в Украине с 1 октября
Следующий материал
Сагайдачный почти без битвы победил московское войско: поход украинских казаков, едва не изменивший лицо Европы
Теги: