Ведущий "громадовец" и автор термина "Украина-Русь": Владимир Антонович – первый историк, заявивший об извечной украинской самобытности

Антонович Открытые источники
Во второй половине 1890-х гг. Антонович вместе с Конисским основал всеукраинскую политическую организацию, которая должна была объединить украинцев всей Российской империи

Владимир Бонифатьевич Антонович – выдающийся украинский историк, археолог, этнограф, археограф; статский советник, доктор наук, профессор Киевского университета (с 1878 г.), соорганизатор Киевской громады, член Киевского общества древностей и искусств, один из ведущих деятелей украинского национального возрождения второй половины XIX в., Лидер и идеолог хлопоманов, организатор Старой (киевской) громады.

Ученый родился 6 или 18 января 1834 г. (точная дата рождения неизвестна, поскольку метрическая запись о рождении не обнаружена) в уездном городе Махновка Киевской губернии в семье Бонифатия и Моники Антоновичей, обнищавших, безземельных польских шляхтичей, генеалогически родственных Правобережной Украине.

Наибольшее влияние на формирование его демократических убеждений и склонности к идеям французских просветителей оказал его родной отец Янош Джидай – сын венгерского революционера, выступавший за отделение Венгрии от Австрийской империи и введение республиканского строя. Формальный отец – Бонифатий Антонович, литвин из Виленщины, выпускник кремнецкого лицея и гувернер. Мать – Моника Гурская (из рода Любомирских), служила гувернанткой, хорошо знала французский, много читала.

В 1834–1840 гг. жил с бабушкой Каролиной Гурской в имении Махновка. В 1840–1844 гг. учился вместе с детьми господ Цыбульских в имении Горышковка (ныне село Томашпольского района Винницкой области) под руководством своей матери. Повторный курс домашнего обучения прошел в семье шляхтича-украинофила Оттона Абрамовича с детьми под руководством Бонифатия Антоновича.

От медика к историку – зарождение революционных взглядов

В течение 1844-1848 гг. Владимир учился в Ришельевском лицее и 2-й Одесской гимназии, после окончания которой в 1850-м поступил сначала на медицинский факультет университета св. Владимира, который окончил в 1855 году. После окончания учебы занимался медицинской практикой в Бердичеве и Чернобыле. Однако уже через год Антонович повторно поступил в университет на историко-филологическое отделение, поскольку преследовал цель связать свою жизнь с исторической наукой.

Еще в студенческие годы Антонович читал казацкие рукописи, произведения Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Аполлона Скальковского, этнографические сборники, повлиявшие на его жизненные ориентиры и научные студии. В студенческой корпорации, которая в основном состояла из польской молодежи, в конце 50-х годов XIX ст. Антонович высказывает мысль о том, что удивительно жить в крае, не зная ни его истории, ни людей. Чтобы увидеть народ, какой он есть, Антонович на каникулах путешествует с товарищами пешком по Волыни, Подолью, Киевщине, Холмщине, Екатеринославщине и Херсонщине.

Карьера и деятельность в "Громаде"

После окончания университета он работает преподавателем латинского языка 1-й Киевской гимназии, а в течение 1862-1863 и 1864-1865 гг. преподает всеобщую историю в Киевском Владимирском кадетском корпусе. В 1863 году Антонович поступил на службу чиновником в канцелярию киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, и был отправлен во Временную комиссию для рассмотрения древних актов. Впоследствии Антонович назначен главным редактором упомянутой комиссии. Эти обязанности он выполнял вплоть до 1880 г.

Еще в начале 60-х гг. XIX века Антонович разрывает отношения с польскими кругами, что повлекло за собой большой резонанс в тогдашнем обществе, и присоединяется со своими единомышленниками к нелегальной украинской "Громаде" в Киеве, возглавляет в ней "хлопоманский" кружок, члены которого считали, что украинский народ имеет право на свое национальное возрождение. В целях пропаганды своих взглядов "громадовцы" открывали воскресные школы. Там учили чтению, письму и арифметике.

Антонович часто ездил в Санкт-Петербург, чтобы наладить связи с редакцией журнала "Основа". Там он впервые опубликовал две свои разведки полемического характера. Особую реакцию украинской и польской общественности вызвала статья "Моя исповедь" (1862).

Становлению Антоновича как историка способствовало его знакомство с Михаилом Максимовичем и Николаем Иванишевым.

Научное наследие основоположника современной украинской исторической науки

Под редакцией Владимира Антоновича вышло 15 томов "Архива Юго-Западной России" (из них 9 томов, материалы которых были собраны и обработаны им лично). В 1870 году за диссертацию "Последние времена казачества на правой стороне Днепра" Антонович получил звание магистра наук, а в 1878 г. защитил докторскую диссертацию "Очерк истории Великого княжества Литовского". С 1881 г. возглавлял Историческое общество Нестора-летописца, заведовал Нумизматическим музеем Киевского университета, в котором собрал более 10 тысяч экспонатов.

Авторству Владимира Антоновича принадлежит около 300 научных работ по истории украинского казачества, движения гайдамаков, украинской этнографии, истории Литовского государства, истории церкви. Наиболее известные из них: "О происхождении казачества" (1863 г.), "О происхождении шляхетских родов Юго-Западной России" (1867 г.), "О городах Юго-Западной России. 1432-1798 гг." (1869 г.), "О гайдамаках" (1876 г.), "Уманский сотник Иван Гонта" (1882 г.), "Разведки о церковных отношениях на Украине-Руси в 16-18 вв." (1900 г.), "Чары на Украине" (1905 г.).

Антонович преподавал в Университете св. Владимира в течение 30 лет. Его лекции по истории Галицкой Руси, Великому княжеству Литовскому, украинскому казачеству, источниковедению и вспомогательным дисциплинам, вместе с апробированными в университете историческими семинарами, способствовали широкому привлечению на ниву исследовательской работы молодых историков. Организовалась так называемая "киевская школа", которая благодаря таким известным ученикам Антоновича, как Грушевский, Багалий, Каманин, Данилевич, Шашкевич, Довнар-Запольский, Ляскоронский и другие заложила основы современной украинской исторической науки.

Основатель отечественной археологии

Круг интересов Антоновича был очень разнообразным. Кроме историко-археографической и педагогической деятельности, ученый увлекался археологией и нумизматикой. Именно Антонович основал систематические археологические исследования на территории Украины и стал родоначальником отечественной археологии.

Интересовался Антонович историей культуры и этнографией, подготовил по этим темам несколько основательных публикаций. Также он являлся членом Киевского юридического общества в отделе обычаевого права. Работал Антонович и на территории Западной Украины после избрания его в 1877 г. действительным членом Львовского археологического общества.

Антонович стоял во главе украинской общественно-политической жизни второй половины ХІХ века

С именем Владимира Антоновича связано оживление работы киевской "Громады" в течение 70-х-80-х гг. по активизации украинской национальной идеи. Однако, как глубоко убежденный эволюционист, Антонович не верил в успешность революционной тактики там, где речь шла о национальном вопросе, и вообще в возможность быстрых политических изменений, мерил перспективы общественного и национального развития долгими веками.
Ограничения в сфере общественно-политической деятельности возвращают Антоновича к научной работе. В 1882 г. он участвовал в создании журнала "Киевская старина".

Фактически он первым среди украинских историков нового времени четко и ясно, без национальной раздвоенности, свойственной его предшественникам и современникам, выступил с концепцией извечности украинской самобытности и даже ввел в научный оборот термин "Украина-Русь".

Во второй половине 1890-х гг. Антонович вместе с известным писателем и общественным деятелем Конисским основал Всеукраинскую политическую организацию, которая должна была объединить украинцев всей Российской империи. В 1897 г. состоялся учредительный съезд этой организации, к которой в 1901 г. присоединилась и киевская "Громада". Сама организация просуществовала до ее преобразования в 1904 г. в Украинскую демократическую партию.

Почти полвека Антонович стоял во главе украинской общественно-политической жизни, был главой киевской Старой громады, и по его инициативе в 1890 году в Галиции дошло до "соглашения" между поляками и украинцами во Львовском сейме. Антоновичу принадлежит большая роль в реализации плана переезда Михаила Грушевского во Львов и создание там научной ячейки.

Личная жизнь

Первая жена – дочь майора Иоганна фон Михеля, двоюродная сестра Павла Чубинского Варвара. Вторая жена – курсистка, у которой Антонович был преподавателем, Екатерина Мельник, украинский историк, археолог, переводчица и общественный деятель.

Сам Антонович детьми не занимался, лишь изредка играл с младшим сыном Дмитрием (Мухой), который впоследствии стал известным общественным деятелем, переехал и жил в Праге, где и умер. Старший сын Иван выбрал карьеру военного ветеринарного врача; дочь Галя вышла замуж за инженера Л. Геркена; вторая дочь Ирина жила в доме отца и некоторое время работала в ВУАН.

В последние годы жизни Антонович работал в Ватиканском архиве, где находил много материалов по истории Украины, собирал документальные сведения для историко-географического словаря Украины (остался неизданным), продолжал активно заниматься археологическими исследованиями. За год до смерти начал диктовать Дорошенко (впоследствии известному украинскому историку) автобиографические "Воспоминания".

Умер Владимир Антонович 21 марта 1908 от воспаления легких и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Читайте также: 10 лет работал ветеринаром и открыто изменял жене: чем отметился самый чувственный украинский поэт Александр Олесь

Смотрите также: "Мне ясно, как закончится эта война": историк Сергей Плохий об ядерке, "Орешнике" и НАТО – "Рандеву"

Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.

 

 

Предыдущий материал
Ведущий "громадовец" и автор термина "Украина-Русь": Владимир Антонович – первый историк, заявивший об извечной украинской самобытности
Следующий материал
Интересовался исламом, Тарас Шевченко был у него боярином на свадьбе: малоизвестные факты из жизни Пантелеймона Кулиша