Последнее десятилетие ныряние на Крещение в прорубь превратилось в общенациональный флешмоб. Обязательно публикуется в соцсетях и популярно независимо от вероисповедания, мировоззрения или места жительства, отмечает религиовед Дмитрий Горевой в статье для издания Lb.ua.
Действительно ли это украинская традиция? Историки весьма осторожны. Например, специалист по истории украинского православия, кандидат наук Сергей Шумило убеждает, что в традиции украинцев никогда не было обычая массового ныряния в прорубь. Он приводит воспоминания запорожца Никиты Коржа, которые записал в конце XIX в. профессор Дмитрий Яворницкий:
"Все казаки, пехота, артиллерия и кавалерия собирались на площади перед церковью, стояли здесь рядами по шалашам, без шапок, в завершение богослужения; все надевали лучшую одежду, вооружались лучшим оружием; над каждым шалашом развевались особые разукрашенные знамена, которые держали хорунжие, сидя на горячих, красиво убранных лошадях. После окончания Божественной Литургии из церкви выходил настоятель с крестом в руке, за ним парами шли иеромонахи с евангелиями, иконами, в дорогой одежде; за духовенством слаженно, рядами, с хоругвями и тяжелыми пушками шли казаки; за казаками – массы простого люда, и все вместе высыпали на середину Днепра, на Иордан. Здесь все становились шеренгами и слушали службу Божью. Когда архимандрит впервые погружал крест в воду, казаки одновременно гремели таким залпом, что от этого удара аж земля стонала. А зрителей покрывал густой дым, как тьма ... успокоившись на несколько минут, пока рассеивался дым, а настоятель еще раз погружал крест в воду, казаки снова стреляли, на этот раз сколько кому вздумается..."
В этом описании ни слова о погружении. Но традиция стрельбы из оружия на Крещение описана не только Яворницким. Сергей Шумило объясняет, что украинцы не имели традиции нырять из-за особого уважения к крещенской воде. Ее считали великой святыней, а потому не загрязняли собственным телом, а наоборот – брали домой пить. Украинцы разве что могли умыть лицо иорданской водой, но не нырять. Считалось, что освященная вода обладает целебной силой, а потому использовали ее как лекарство. По свидетельству этнографа Богдана Лепкого, в Дрогобычском уезде водой лечили заболевания кожи.
Другой кандидат исторических наук, этнолог Юрий Пуковский таки пишет о погружении украинцев в прорубь – однако речь идет лишь о единичных случаях.
Александр Потебня в работе "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий" (1856) вспоминает о купании больных. То же самое свидетельствует фольклорист Анатолий Свидницкий и народовед Владимир Ястребов.
Автор слов национального гимна, этнограф Павел Чубинский приводил примеры ныряний на Каневщине с примечанием, что это делают лишь "некоторые молодые крестьяне". А Михаил Максимович писал, что молодежь лишь умывает лицо водой. Митрополит Иван Огиенко утверждал, что в Киеве на Крещение "всегда несколько ребят бросались в Днепр". Порой украинские парни толкали друг друга к воде. Например, на Бойковщине и Буковине.
То есть полностью исключать обычай погружения нельзя, но все же среди украинцев он не был массовым.

Что говорит Церковь?
В Православной церкви Украины отмечают, что это не церковная традиция. Также ПЦУ осуждает употребление алкоголя, нецензурную брань в сочетании с нырянием и троекратным перекрещиванием.
Порой эту традицию называют сугубо русской и не присущей православным вовсе. Но, как пишет Дмитрий Горевой, на Крещение в соседней стране ныряют даже мусульмане. Там это уже не религиозное действо, а скорее спортивно-патриотическое, считает он.
И добавляет, что в разных формах купание все же имеется и в других церквях.
В Иерусалимском патриархате в этот день верующие в память Крещения Господня погружаются в реку Иордан. Правда, в той местности температура воды зимой составляет +12...+16 градусов, что не вызывает такого стресса для организма, как ныряние при минусовой температуре.
У греков есть традиция на праздник Епифании, то есть Богоявления Господня, доставать крест из воды. Священник, а в Стамбуле патриарх, освящая воду, бросает деревянный крест, а с берега ныряют пловцы. Кто первым достает крест, тот побеждает и получает подарок от общины. Считается, что такой человек будет счастливым. Кстати, такой же обычай бытовал в начале ХХ в. в Таврической губернии. Возможно, не без влияния местных греков, говорит Горевой.
У болгар на Иорданов день есть традиция хороводов по пояс в реке. Подобные традиции есть в соседней Македонии, там этот праздник зовется "Водицы".
Постсоветская традиция
Историк Сергей Шумило связывает традицию нырять в прорубь на Крещение с развитием движения моржевания в позднем СССР. Он цитирует методические рекомендации для лекторов по атеистической пропаганде:
"Зимнее купание, а также окунание в прорубь на т.н. религиозный "праздник крещения", кроме чисто практической замены его содержания на атеистическую традицию праздника зимнего закаливания, подрывает уважительное отношение к "святой воде"..."
Историк считает, что в конце 1980-х моржи получили свой профессиональный праздник на день Крещения, а украинцы – новую "исконную традицию".

О духовном и материальном
Религиовед Дмитрий Горевой пишет: "В целом довольно странно слышать популярную советскую фразу: "В здоровом теле – здоровый дух" от людей на Крещение. Поскольку сам этот тезис привязывает состояние души к состоянию тела, он это делает. То есть материальное определяет духовное, или, говоря языком марксистской философии, – "бытие определяет сознание". Это материалистическая и атеистическая концепция. Очень странно, когда человек гордо его провозглашает, а через пару минут ныряет "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" с троекратным крещением".
То есть современные ныряния на Крещение действительно возникли из советских традиций моржевания и, может, даже намеренно, чтобы обесценить религиозный праздник, говорит он.
Распространенное представление, что крещенская вода очищает от грехов, тоже имеет мало общего с церковным вероучением. Грех – это категория духовная, состояние души или психологическое явление, а потому его невозможно смыть материальными субстанциями. Тот, кто говорит об очищении грехов водой, демонстрирует не христианское, а языческое, магическое мышление, убежден ученый.
Но такие взгляды как раз и являются традицией, отмечает религиовед. Потому что наши предки тоже верили, что вода смывает грехи. А потому и лечили водой больных, потому что болезни в традиционном мировоззрении – от грехов. Кстати, в прорубь ныряли еще и те, кто водил козу, переодевшись в костюмы нечистой силы. Люди понимали, что это грех, и искупали его водой.
В конце концов, каждый сам для себя решает, нырять ли в прорубь 6 января.
Читайте также: Перейти Рубикон: как семейный конфликт Цезаря привел к упадку Римской Республики