Не боялась ни Сталина, ни дьявола: как любимая "марсианка" режиссера Довженко спасала художника от смерти

Александр Довженко, Юлия Солнцева колаж 5.ua / Shutterstock
Отношения Александра Довженко и Юлии Солнцевой – это история самоотверженной любви и творческого сотрудничества, пишет профессор Вера Агеева. Но в то время, когда украинский гений находился под бдительным оком сталинского НКВД, с кем... сотрудничала она, жена режиссера?

В тоталитарных государствах спецслужбы опутывают своими сетями всё частное пространство, часто вмешиваясь в самые интимные вещи и заставляя людей подозревать ближайшее окружение.

В титрах многих фильмов Довженко появляется имя Солнцевой: то как актрисы, то как ассистента режиссера, то как сопостановщика. На протяжении трех десятилетий она была рядом, не раз спасая в катастрофических ситуациях.

Друзья и поклонники Александра Довженко уважали ее как верную жену, хотя не раз критиковали за неуступчивый фанатизм и непомерную самоуверенность в выводах и решениях. И это в какой-то степени было правдой.

Ради создания мифа о единственной женщине в жизни Довженко, Солнцева фальсифицировала воспоминания, скрывала факты, даже архив закрыла для доступа ровно на полвека. Лишь после снятия запрета в 2009 г., появились новые детали, заставившие пересмотреть устоявшиеся в культуре представления и мифы.

Все начиналось в Одессе

Все началось на кинофабрике в Одессе, в "Голливуде на берегу Черного моря". Солнцева приехала туда из Москвы в ореоле актерской славы. Она недавно сыграла прекрасную марсианку Аэлиту в популярном одноименном фильме по роману Алексея Толстого.

Юлия Солнцева
Юлия Солнцевавідкриті джерела

Красотка в фантастических костюмах, сделанных по эскизам выдающейся киевской авангардной художницы Александры Экстер, очаровала зрителей. Ей посвящали стихи самые известные московские поэты. Маяковский даже пригласил записывать за ним наговоренные в порыве вдохновения тексты – так они якобы вдвоем и работали над поэмой "150 000 000".

Еще одна известная кинороль Солнцевой – Зина в "Папироснице от Моссельпрома". По сюжету красивая продавщица понравилась кинооператору. В реальном же жизненном сюжете актрисой увлекся известный и успешный кинорежиссер.

Они встретились в 1928-м. Довженко в это время кардинально меняет свою жизнь. Позади и достижения, и поражения, и потери. Воин УНР, спасенный от большевистского смертного приговора, должен был приспосабливаться к сосуществованию с победителями.

Дело в том, что учитывая советскую идеологию, Довженко сделал в бурном 1917 неправильный выбор. Он воевал в петлюровском войске, в курене "черных гайдамаков", штурмовал в январе 1918-го киевский завод "Арсенал", где большевики подняли восстание против Центральной Рады. Возможно, среди следов от пуль, заметных на арсенальских стенах, есть и те, что остались от Довженковых выстрелов.

Со своей частью он отступал до последнего рубежа, до Каменец-Подольского. Там в 1919-м защитники УНР делали окончательный выбор. Кто-то, как поэт Евгений Маланюк, пошел на Запад. Довженко – вернулся. И оказался в большевистском плену. От расстрела его спас поэт Василий Блакитный. Приходилось "играть на чужом поле".

Александр Довженко
Александр Довженкоistpravda.com.ua

В 1919 г. чекисты арестовали режиссера в Житомире, где он надеялся найти свою жену, Варвару Крылову. Они вместе были в Германии. Но Варвара тяжело заболела туберкулезом, молодая женщина едва передвигалась на костылях.

Такого испытания любовь Довженко не выдержала. Они не оформляли официального развода вплоть до конца пятидесятых, но семья распалась. А Юлия Солнцева становится спутницей художника на всю жизнь.

Удивительно, но она тогда в один миг отказалась от успешной актерской карьеры. В фильме "Земля" сыграла эпизодическую роль сестры главного героя, тракториста Василия. А в дальнейшем уже была ассистенткой режиссера или автором монтажа. Порой даже конфликтовала с Довженко, не соглашаясь с его творческими решениями. Например, заставила сменить исполнителя главной роли в фильме "Щорс".

Кадр из фильма " Щорс "(А. Довженко, 1939)
Кадр из фильма " Щорс "(А. Довженко, 1939)відкриті джерела

И не ошиблась: Евгений Самойлов сыграл хорошо, картину отметили Сталинской премией. А что делался фильм по личному заказу человека, чьим именем премия названа, так ставки были слишком высокими.

На "короткой ноге" с НКВД?

Неизвестно, что побудило Юлию Солнцеву поддерживать дружеские отношения с энкаведистскими чиновниками. Некоторые из них гостили у нее дома. Поговаривают, кстати, что к сотрудничеству ее вынудили из-за принадлежности отца к антисоветской организации.

По крайней мере две истории из биографии Довженко выглядят, как детективный экшен.

В 1933-м выписали ордер на арест режиссера. 

Они с женой тогда на время исчезли из Украины, гостили у грузинских друзей. В Грузии получили телеграмму с советом немедленно ехать в Москву, ни в коем случае не выходя на перрон на станциях. Разумеется, имея в виду угрозу ареста. Такое вот "экстерриториальное" бегство.

На следующий после приезда день режиссера принял в своем кабинете лично Сталин.

Была ли Юлия Солнцева (с очень влиятельным другом Довженко, главой Союза писателей Александром Фадеевым) причастна к устройству высокой аудиенции? Вероятно да, по крайней мере на уровне "офисного менеджмента".

Второе спасение

Не менее фантастическим является и другой сюжет о спасении. Летом 1942 г. Довженко попал в окружение на фронте, с ним потерялась связь. Тогда Юлия добилась личной встречи с самим Лаврентием Берией. По ее воспоминаниям, хозяин кабинета усадил ее за стол, уставленный невиданной в голодной столице военного времени едой.

Поражал и огромный букет белых роз. Цветы и еду ей потом привезли в гостиницу. А результатом разговора стало то, что Довженко нашли, освободили из окружения, и через несколько дней он, измученный и в лохмотьях, появился на пороге своей московской квартиры.

Помог якобы Берия и после войны, через какое-то время после разгрома киносценария "Украина в огне" на заседании сталинского политбюро. Каким-то образом Юлия Солнцева и тогда его смогла убедить... вряд ли когда-то станет известно, что знал об этих контактах жены сам Довженко.

Стучалась в высокие кабинеты, добивалась и договаривалась. Занималась музеем в Соснице. Сняла несколько фильмов по сценариям Довженко. Один из них, "Повесть пламенных лет", получил в 1961 г. приз международного Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру – признание таланта и Александра Довженко и Юлии Солнцевой.

По материалам профессора Киево-Могилянской академии Веры Агеевой

Читайте также: "Реку от трупов чистили целый год": как крымский хан сжег Москву, брошенную Иваном Грозным на произвол судьбы

Предыдущий материал
"Реку от трупов чистили целый год": как крымский хан сжег Москву, брошенную Иваном Грозным на произвол судьбы
Следующий материал
Сын за отца отвечает: сколько убийств СССР легализовал статьями о "врагах народа" и "измене Родине"