Как немецкий пилот-любитель обвел вокруг пальца "самую передовую" систему противовоздушной обороны СССР

Матиас Руст и его полет відкриті джерела
Немец Матиас Руст в свои 18 лет перелетел на крошечном самолете из Хельсинки в Москву, чтобы... поговорить с Горбачевым, мечтая внести вклад в дело мира. Поэтому он просто приземлился на Красной площади. Чтобы далеко не бегать. А у Советского Союза возникла новая задача: скрыть позор собственных сил ПВО, которые упустили самолетик – ведь тот нарочно делал все, чтобы его заметили...

28 мая 1987 г. худощавый юноша на свой страх и риск ради поставленной перед самим собой "миссии мира" смог легко обесславить и опозорить Вооруженные силы ядерной сверхдержавы.

Оказавшиеся в смешном положении представители Вооруженных сил СССР, пытались оправдать свой непрофессионализм и разгильдяйство. А их последователи до сих пор уверяют, что Руст был винтиком в операции НАТО, ЦРУ, Пентагона или даже председателя КГБ Крючкова (который якобы действовал по указанию Горбачева в поиске причин для увольнения министра обороны и генералов ПВО).

Романтик-идеалист

Идея совершить полет пришла в голову 18-летнему Матиасу Русту за год до описываемых событий, когда он смотрел телевизор дома в Гамбурге.

Переговоры между американским и советским президентами в Рейкьявике зашли в тупик, и Матиасу, который тогда едва окончил школу и интересовался политикой, захотелось поспособствовать налаживанию отношений между СССР и Западом.

"Я думал, что могу воспользоваться самолетом, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР", – рассказывает Матиас Руст.

"Трижды я пролетел над Красной площадью на очень маленькой высоте..."

13 мая 1987 г. он сказал родителям, что собирается обогнуть Северную Европу на самолете, налетать время для получения лицензии профессионального пилота.

Его первая остановка была на Шетландских островах, вторая – на Фарерских островах у побережья Дании. Всюду он проводил по одной ночи. Затем Руст прибыл в столицу Исландии – Рейкьявик, после – в норвежский Берген, а 25 мая был в Хельсинки.

Матиас Руст и его полет
Матиас Руст и его полетвідкриті джерела

Примечательно, что в то время система противовоздушной обороны СССР считалась самой мощной в мире.

Утром 28 мая Руст сообщил диспетчерам в Хельсинки, что отправляется на Стокгольм.

"Я принял окончательное решение только через полчаса после взлета. Просто изменил направление полета на 170 градусов – и направился на Москву", – рассказывал Руст.

В Хельсинки диспетчер воздушного контроля заметил, что пилот двигался не в том направлении, а затем и вовсе исчез с экранов радаров – еще до того, как они успели связаться с ним по радиосвязи.

У финского побережья развернулась масштабная поисково–спасательная операция. Когда на поверхности моря заметили нефтяное пятно, к поискам привлекли водолазов. Финские спасатели искали Матиаса в море, а тот в кабине "Сессна–172Б Скайхоук" пересекал советскую границу. Через несколько минут он уже летел над Эстонией.

Один из ключевых вопросов: почему Руста прозевали советские радары? Точнее, зафиксировали, а потом потеряли. При том, что Руст нарочно летел на большой высоте, чтобы его обнаружили и не сбили сгоряча, как южнокорейский самолет. Дело в том, что за 5 лет до полета Матиаса советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи в воздушном пространстве СССР – тогда погибло 269 человек.

Советские радары обнаружили Руста почти сразу. Не прошло и часа, как рядом оказались истребители "Миги", но, не имея приказа посадить или сбить цель, вернулись на аэродром. Позже высшее начальство ВВС распространило версию, якобы Руст сбежал от истребителей – благодаря искусному пилотированию. Странно, потому что к тому времени у него едва набиралось 50 часов полетов.

"Он прошел от меня слева, и так близко, что я мог рассмотреть двух пилотов, сидящих в кабине, и, конечно, же я увидел красную звезду на крыле самолета", – вспоминал Матиас Руст.

Как оказалось, советские военные приняли "Сессну" Руста за своего.

Начинающий пилот преодолел несколько сотен километров в воздушном пространстве СССР без каких-либо контактов с советскими военными и диспетчерами.

Он планировал приземлиться в центре Красной площади и выступить с громким заявлением, однако место предполагаемой посадки было заполнено людьми.

"Трижды я пролетел над Красной площадью на очень маленькой высоте. Там было людно, и мне не сразу удалось выбрать место для посадки. Теоретически я мог сесть на территории Кремля, однако там, с одной стороны, было мало места, а с другой – я хотел в лице прохожих иметь свидетелей своего прилета. Я боялся, что КГБ может меня отстранить, заявив, что и знать ничего не знает о каком-то там Матиасе Русте", – вспоминал автор полета.

В целом, Руст преодолел 750 км в воздушном пространстве СССР и около 19:00 часов вечера приземлился на Большом Москворецком мосту на Красной площади, после чего откатил самолет до собора Василия Блаженного.

"Вокруг меня собралась толпа. Я сказал, что прибыл в Москву с миссией мира и хочу передать Горбачеву свое послание миру. Тогда все наперебой начали говорить: "Замечательно! Нам нужны такие люди, как ты", – рассказал немец.

Люди жали ему руку, и Руст должен был объяснить, что он приехал из "другой Германии" – Западной – а не коммунистической Восточной, как думали присутствующие.

Прямо возле самолета Матиаса задержали милиционеры и люди в штатском, которые появились через несколько минут. Приземление на Красной площади вчерашнего западногерманского школьника, да еще и в День пограничника СССР – стало темой заседания Политбюро ЦК КПСС. "Речь идет о потере веры народа в нашу армию", – восклицал тогда Горбачев.

"Кремлевского пилота" сразу заподозрили в шпионаже в пользу ЦРУ. 

Руст доказывал, что действовал сам и его полет не был элементом заговора иностранных правительств. В Кремле же испытали настоящий шок, когда в полной мере осознали унизительный для себя характер инцидента.

Руста признали виновным в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении советской границы и в злостном хулиганстве. Его приговорили к 4 годам заключения. 

Суд над Матиасом Рустом
Суд над Матиасом Рустомвідкриті джерела

"Мне как иностранцу сидеть в тюрьме было гораздо легче, чем обычным заключенным. Меня лучше кормили, вместо одного матраса выдали два и обращались очень вежливо. Следователи быстро поняли, что я не шпион, не провокатор, а идеалист-одиночка", – вспоминал пилот-любитель.

В 1988 г., после подписания Рейганом и Горбачевым договора о нераспространении ядерных вооружений, Руста освободили в знак доброй воли после 14 месяцев заключения в Лефортовской тюрьме.

Каких только версий не придумывали в СССР!

Сначала редакторы ТАСС предполагали: "Не переоборудовали ли самолетик Руста во время промежуточной посадки в Исландии, которая является членом НАТО? Не были ли крылья сделаны из материала, который не фиксируется радаром?"

Позже генерал армии Петр Дейнекин заявлял: "Никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб!".

Одна из самых фантастических советских гипотез включает в число исполнителей "спланированной провокации" даже экипаж подлодки.

Эд Штулер, автор книги о Русте под названием "Кремлевский пилот", рассмотрел популярные версии.

Например, журналисты считали, что Руст ориентировался по железнодорожной линии Ленинград – Москва. Мол, у него было 1,5 ч. времени на посадку на территории СССР, чтобы с помощью неизвестных сообщников заправиться горючим для дальнейшего полета. И в Хельсинки, якобы по показаниям свидетелей, Руст был в зеленой куртке, а в Москву прилетел в символическом красном комбинезоне. Переоделся в самолете? И запаса горючего у "Сессны" вроде бы хватало не на 6 часов полета из Хельсинки в Москву, а на все 8.

Самое главное: в действительности Руст летел много западнее железнодорожной ветки Ленинград – Москва, над болотами, где посадить самолет было непросто. Поэтому все догадки журналистов разбиваются об этот факт.

Считается, что советские радары не заметили Руста, приняв его крошечный самолетик на экране радара за облако. Рудаков же предположил, что это были не облака, а т. н. "шары малого размера, специально запущенные, чтобы запутать ПВО. И "кучность этих шаров, мол, доказывает, что их запускали их одного места в районе озера Селигер, а там 28 мая находилась группа западногерманских туристов. А чтобы запустить эти шары, достаточно якобы газовой зажигалки.

Упомянутый выше Эд Штулер опроверг эти объяснения очень просто: газовые зажигалки заправляют пропаном или бутаном, которые тяжелее воздуха. Легче воздуха – гелий и водород, но их в зажигалки не закачивают: гелий не горит, а смесь водорода с кислородом образует опасный гремучий газ.

Сказки про Руста придумывали не только русские генералы и журналисты. Например, немецкие журналы Stern и Bunte тоже приложились. Так, одна из газет возвестила, что полет Руста якобы был рекламной акцией. Мол, отец "кремлевского пилота" Дитер Руст продавал самолетики "Сессна", и спрос на них резко упал. Только на самом деле имя отца "кремлевского пилота" –Карл-Хайнц, он работал инженером в концерне AEG и к авиации отношения не имел.

Самолет Матиаса Руста
Самолет Матиаса Руставідкриті джерела

Отмывались, но головы не сохранили

Через несколько дней после инцидента министра обороны Сергея Соколова отправили в отставку, уволился командующий ПВО Александр Чаклунов. Бывший начальник радиотехнических войск СССР, полковник Рудаков 28 мая как раз находился в отпуске, но после инцидента все равно потерял должность.

В течение следующих нескольких месяцев около 150 военных чиновников лишились своих должностей.

Кроме того, Горбачев сократил расходы на военно–промышленный комплекс и свернул безнадежную войну в Афганистане.

По материалам DW и ВВС

Читайте также: От скифского святилища – до изучения космоса: фантастическая история старейшей астрономической обсерватории Украины

Археологи нашли потерянный "золотой город" в Египте − фотогалерея

археологические находки
/
археологические находки
археологические находки
/
археологические находки
археологические находки
/
археологические находки
археологические находки
/
археологические находки
археологические находки
/
археологические находки
археологические находки
/
археологические находки

 

Предыдущий материал
Закон не для всех: как повлияли новые правила на копателей янтаря – эксклюзивное расследование
Следующий материал
Белорусское топливо на украинских заправках и "торговый развод" – на чем Лукашенко зарабатывает в Украине