Музыку Скорика благословил Папа Римский: чем запомнится Украине легендарный композитор Читайте українською

Мирослав Скорик Вечірній Київ
1 июня отошел в вечность человек-легенда. Мирослав Скорик – Герой Украины, народный артист Украины, лауреат премии имени Тараса Шевченко, академик Академии искусств Украины, композитор, педагог, искусствовед. В памяти людей он останется Моисеем украинской музыки. Спасибо, Мирослав Михайлович!

Писать музыку Мирослав Скорик начал рано – в 6 лет. Его идеальный слух и способности первой оценила Соломия Крушельницкая, родная сестра его бабушки. Она и посоветовала отправить Мирослава в музыкальную школу, когда он с детской непосредственностью заявил приме сцены, что ее "фортепьян фальшивит". Его родители, хоть музыкального образования и не имели, играли на скрипке и фортепиано – и часто устраивали дома музыкальные вечера.

"Когда мне было лет шесть, у меня был букварь со стишками. Стал писать на них музыку. В первый день моего обучения в обычной общеобразовательной школе родители решили показать меня Соломии Крушельницкой. Мы пришли к ней в гости. Она попросила меня что-то сыграть на фортепиано. Ноты на то время я уже знал. Начал играть и вдруг остановился. Сказал, что не буду продолжать, потому что инструмент фальшивит. Она поняла, что у меня абсолютный слух. На то время преподавала в консерватории и занималась дома с вокалистами. А для таких занятий обычно фортепиано настраивают немножко ниже. На следующий день меня отдали в музыкальную школу на фортепианный отдел", – рассказывал Мирослав Скорик.

"В ссылке отец мог бы преподавать немецкий язык, но ему не позволяли этого"

В 1948 году семью Скориков репрессировали советы и из Львова выслали в Сибирь. Мирославу тогда было 9. Но и там он продолжал учиться играть на фортепиано, освоил скрипку. Хотя признавался, что все же новая жизнь влияла на предпочтения – много занимался спортом. И даже мечтал стать футболистом.

"Ночью постучали, сказали: собирайтесь. Посадили в телячьи вагоны. Везли почти месяц. Людей полно. Мы спали на полках. В Сибири жили в бараках. Дали нам помещение маленькое. Я с родителями там жил и еще три человека", – вспоминал композитор.

В ссылке отец мог бы преподавать немецкий язык, который знал в совершенстве (в свое время окончил Венский университет, как и его жена – ред.). Но ему не позволяли этого. Сначала был сторожем на кирпичном заводе, затем – кассиром в бане. Мы вернулись во Львов в 1955-м. Я в том же году поступил во Львовскую консерваторию на композиторский факультет. Потому что после семилетки не имел права поступать на скрипичный или фортепианный".

"Веселые скрипки" изменили судьбу

Во Львове в 1963 году Мирослав Скорик создал вокально-инструментальный ансамбль "Веселые скрипки", для которого написал ряд песен, ставших очень популярными. Тексты к песням М. Скорика писали поэты Ростислав Братунь, Александр Вратарев, Николай Петренко, Николай Сом, Богдан Стельмах. "Веселые скрипки" выступали во Львове, Киеве и в Кремле. Выступали с известными солистами Дмитрием Гнатюком, Анатолием Мокренко, Людмилой Божко, Борисом Жаворонком.

В их песнях композитор основал новое направление украинской эстрадной песни, где соединил украинские интонации и слово с джазом, танго, блюзом, хали-гали, боссановой, которые царили тогда в мире, но были малоизвестны в Украине. А песня "Не топчите ландыши" стала первым украинским твистом, очень модным. 

Именно эта песня познакомила Скорика с его первой женой, архитектором Ларисой Скорик (в девичестве – Кузма). Автор искал исполнительницу, и ему посоветовали Ларису Кузму, у которой был очень красивый голос. Тогда они и познакомились, а вскоре поженились. Брак длился 20 лет.

Радио и телевидение часто транслировали песни М. Скорика, которые исполняли "Веселые скрипки". А вершиной популярности можно считать участие песни "Нарисуй мне ночь" в самой престижной тогда телепередаче Советского Союза – "Голубом огоньке".

"Письмо Шостаковича стало для меня настоящим потрясением"

В 1964-м Скорик создает музыку к фильму "Тени забытых предков" Сергея Параджанова. Композитору тогда было всего 26 лет. Сотрудничество с Сергеем Параджановым и создание саундтрека к его фильму "Тени забытых предков" добавила молодому Скорику немалого авторитета.

А все начиналось как. Режиссер приехал во Львов в поисках композитора, которому будет близка западно-украинская тематика, пошел на радио и попросил поставить местных авторов. Услышав сюиту для струнных Скорика, Параджанов понял, кто ему нужен.

Впрочем, Мирослав Скорик не сразу согласился помогать выдающемуся режиссеру, потому что тот ему не понравился: "Я смотрел его фильмы, которые были в прокате, и они мне не нравились. Я отказался. Но Параджанов такой человек: если решил – не уступит. Он еще раз приехал, мы поговорили более серьезно, и с тех пор у нас была прекрасная работа, абсолютно прекрасные отношения – дружеские, вежливые", – вспоминал музыкант.

Посмотрев фильм, композитор Дмитрий Шостакович был в восторге.

"Он мне написал: "Я был очень впечатлен вашей прекрасной музыкой. К сожалению, я мало ее знаю, но приложу усилия, чтобы с ней ознакомиться". Это было для меня большим потрясением", – вспоминал свои эмоции в тот момент господин Скорик.

Скорик стал автором музыки к более 40 художественных фильмов, многих камерно-инструментальных произведений, нескольких балетов и оперы "Моисей" по поэме Ивана Франко.

"Моисей"

Что касается "Моисея", то написать сочинение по поэме Каменщика композитору предложил директор Львовского оперного театра Тадей Эдер. Музыкант и сам хотел взяться за работу – осуществить мечту своего отца: тот любил поэзию Франко.

Чтобы найти деньги на постановку, артисты обратились с письмом к Папе Иоанну Павлу II. И неожиданно для всех Ватикан спонсировал спектакль.

Когда в 2001 году Понтифик приехал во Львов, с ним встретились Мирослав Скорик, Тадей Эдер и исполнитель роли Моисея Александр Громыш. Они получили благословение и памятные подарки, а сама постановка получила восторженные отзывы как отечественных, так и зарубежных критиков.

"Мне запала в память одна беседа со слушательницей из Варшавы, которая после спектакля "Моисей" подошла ко мне и сказала: "Сердечно вас благодарю, потому что вы пишете музыку для людей!". А я действительно писал эту оперу для многих обычных слушателей, как Франко свою поэму, а не для "избранных" знатоков и критиков", – отмечал Мирослав Скорик.

Однако едва ли не самой популярной стала музыка композитора к фильму "Высокий перевал" Владимира Денисенко. Она называется "Мелодия ля минор". И имя Мирослава Скорика чаще всего ассоциируется с этой мелодией во всем мире.

Его музыка звучит во всем мире...

Мирослав Скорик преподавал в Киевской консерватории, а также в музыкальных учреждениях США и Австралии. В 2011-2016 годах руководил Национальной оперой Украины.

Его произведения исполняют во всем мире, а сам композитор выступал как дирижер оркестра и пианист со многими известными оркестрами.

Едва ли не самая большая награда для автора – возможность слышать свои произведения в исполнении уличных музыкантов. Значит, мелодии действительно полюбились людям. В этом смысле Мирославу Скорику повезло – он не раз слышал свою музыку в метро или на улице, и порой даже давал за нее "десять рублей" .

Читайте также: Почти без акцента: иностранцы поразили сеть исполнением украинских песен – видео

Предыдущий материал
Вместо элитных духов – антисептик: как пандемия COVID-19 пополнила кошельки сообразительных
Следующий материал
COVID-19 в Бразилии: переполненные морги и больницы на стадионах
Loading...

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях