Эта история началась в январе 1919 в Киеве. Время было непростое. С востока на Украину наступала русская большевистская армия, на западе шла война за Галичину и Волынь с возрожденной Польшей. На юге – высадка десанта Антанты, которая поддерживала белое русское движение.
Армия УНР физически не могла воевать на трех фронтах. Четвертый – дипломатический –открылся в Париже, где как раз должна была начаться мирная конференция, призванная решить все конфликтные вопросы после Первой мировой войны. Стартовые условия для Украины –далеко не лучшие. Несмотря на провозглашение права наций на самоопределение, европейские лидеры – Франция и Британия – не спешили признавать его за Украиной, делая ставку на “единую и неделимую” Россию.
Украинская делегация своим поведением только усиливает европейский скепсис в отношении вновь созданного государства. Сначала миссия опаздывает на несколько дней, потом выясняется, что у украинских делегатов даже нет документов, которые бы подтверждали их правомочность. Впоследствии глава делегации Сидоренко и его подчиненные начинают проводить совершенно разные дипломатические линии.
Как раз накануне у главного атамана войск УНР Симона Петлюры появляется нестандартная идея – совместить дипломатию с культурой. 2 января он вызывает к себе двух музыкантов – дирижера оперы Александра Кошица.
И композитора Кирилла Стеценко.
Идея или, точнее, приказ Петлюры – создать украинский хор и с его помощью продемонстрировать миру на Парижской мирной конференции, что Украина – не Россия.
Петлюра поставил дирижеру Кошицу двухнедельный срок для формирования хора – чтобы успеть на начало мирной конференции в Париже. Это конечно, было нереально. Лишь через три недели Петлюра "протолкнул" через Директорию УНР закон Об образовании Украинской республиканской капеллы. Главное было утвердить бюджет – 20 млн долларов на нынешние деньги.
Идея Петлюры, конечно, понравилась не всем. Не столько идеологию, сколько за громадную сумму командировочных.
"Первая Украинская республиканская капелла – прекрасная вещь, но к чему она едет за границу? Чтобы буржуазия Вены, Праги, Парижа, Лондона, развалившись в креслах, хлопала ушами, слушая песни залитой кровью Украины? А не нацепили бы вы арфы ваши на ивы и не поплакали бы лучше на реках вавилонских?”, – М. Сриблянский, "Наша песня. Ко вниманию украинской капелле", газета "Новая жизнь" (12 апреля 1919 г., Станислав).
Несмотря на критику и зависть, капелла начинает первые репетиции. Впрочем, уже вскоре приходится срочно эвакуироваться. 5 февраля 1919-го Красная Армия второй раз завоевывает Киев. Три дня перед тем Директория переезжает в Винницу. Часть капеллы выезжает из Киева, по пути набирая в коллектив новых певцов. Холодные и голодные, 37 хористов только вечером 14 февраля прибывают в Каменец-Подольский.
Остальных хористов добрали на Подолье. Наконец – первое турне и первое выступление.
24 марта 1919 г. в Станиславове (ныне Ивано-Франковск) состоялось первое исполнение ныне всемирно известного "Щедрика" в обработке украинского композитора Николая Леонтовича. Уже через несколько дней капелла пересекает границу с Чехословакией – тогда это было Закарпатье. В Прагу прибыли ночью, после тяжелых переездов и нескольких арестов – за сепаратизм. Конечно, постарались братья-русские. Но и вид хористов способствовал недоверию чехов – “босота”, как вспоминал руководитель капеллы Кошиц.
"Какая-то кочевая орда, которую страшно было подпускать к городу на пушечный выстрел. Пакеты, старые чемоданчики, ящики солдатские, ящики, торбы, ведра, узелки из платков... на версту несло луком и сивухой, потому что с отчаяния, холода и голода пили. Лица у всех были серые, черные, зеленые, грязные", – О. Кошиц "С песней через мир. Воспоминания".
Только после вмешательства представителей инстанции для защиты чужаков членов капеллы освободили, но забрали паспорта. Из гостиницы не выходили, пока, как писал Кошиц, "прилично не оделись". 130 тысяч крон на одежду одолжил посол УНР в Праге Максим Славинский. И, как оказалось, "босота" умела хорошо петь – первые концерты в Праге прошли с триумфальным успехом.
"Феномен: Александр дирижировал без дирижерской палочки или без батута, как тогда называли. И певцам, выходившим на сцену, запрещал пользоваться нотами. Он им говорил, что надо петь из головы", – рассказывает исследовательница культурной дипломатии Тина Пересунько.
Политическая и военная ситуация, между тем, не в пользу Украины. В июле под давлением США западные страны еще готовы помочь Украине бороться с большевиками, но уже в августе на фоне побед над красными они снова категоричны – Украина должна оставаться составляющей т.н. демократической России.
Надежд на дипломатию все меньше, однако Петлюра фанатично верит в то, что ситуацию сможет исправить... украинская песня. Главный атаман УНР даже пишет по этому поводу письмо новому руководителю украинской делегации на Парижской мирной конференции Михаилу Тышкевичу.
"Позаботьтесь о том, чтобы Украинская Республиканская Капелла могла приехать в Париж для демонстрации богатств украинского музыкально-песенного творчества. В Чехии эта капелла творила фурор и многих москвофилов превратила в украинцев... Возможно, что пребывания Капеллы в Париже облегчит и прочистит атмосферу предубеждения", – пишет в письме Симон Петлюра к Михаилу Тышкевичу.
По пути во Францию капелла выступает в Австрии и Швейцарии. Здесь концерты сопровождаются многочисленными провокациями со стороны "русского мира". Кошиц говорил, что собственными глазами видел, как афиши капеллы в Женеве перекрашивают русскими лозунгами. Наконец, 6 ноября хористы добрались до Парижа. Здесь тоже попытка сорвать концерт.
Франция поначалу холодно приняла довольно широкую рекламу капеллы. Однако стоило украинцам спеть, как гнев сменили на милость. Французов особенно поразило исполнение Марсельезы.
После Франции капелла едет в Бельгию. Королева Бельгии после концерта сказала: "Мое сердце на стороне вашего народа, но мы, монархи – рабы политики".
Далее в турне – Нидерланды, Великобритания и Германия.
Не сговариваясь, критики из разных стран дают украинской национальной песне такие рецензии:
"Если бы в Украинском государстве дела шли так, как пение в этом хоре, это было бы первое государство в мире!" (Гаага, январь 1920 года),
"Если бы песня была бы государством, то Украина заняла бы первое место между народами" ("B.Z. Am Mittag", Берлин, апрель 1920 года).
Во время турне по Европе певцы дали более 200 концертов в Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании и Германии.
Но несмотря на успех, у капеллы были и споры внутри коллектива. Невидимая борьба всегда продолжалась между дирижером Кошицем и композитором Стеценко.
В 1920-м к внутренним противоречиям добавились финансовые трудности. Обещанные Петлюрой миллионы исчезли вместе с украинским государством. Наконец, капелла распалась.
Кирилл Стеценко вернулся в захваченную большевиками Украину – и в 1922 г. внезапно скончался, официально – от тифа.
Вместо одного хора возникло сразу три. Одна группа поехала на Закарпатье и основала общество "Кобзарь", другая концертировала в Испании, а основная часть во главе с Кошицем ("Украинский национальный хор") путешествовала по странам Европы, а впоследствии осела в США. И именно там состоялось ее выступление в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке. Выполненный там "Щедрик" так поразил американцев, что был переведен на английский и уже вскоре стал самой популярной в США колядкой.
Автора музыкальной обработки Николая Леонтовича уже не было в живых. В январе 1921-го в собственном доме его застрелил агент ЧК.
Спустя 5 лет в Париже был убит Симон Петлюра.
Александр Кошиц пережил их всех и умер в 1944-м в Канаде. Его мечта еще хоть раз увидеть Украину так и не осуществилась.
Читайте также: Перейти Рубикон: как семейный конфликт Цезаря привел к упадку Римской республики