Павел Постышев с партийным псевдонимом "Ермак". Есть в этом что-то ироничное, правда? На этом фото он - между Иосифом Сталиным и Климентом Ворошиловым. Достойная компания, да?
Постышев – уроженец Владимирской губернии. Сын рабочего, не окончил даже начальной школы! Вероятно, недостаток образования и критического мышления поспособствовали тому, что подросток присоединился к коммунистическому движению на текстильной фабрике, где работал.
В 1908-м юного Павла арестовывают и отправляют сначала на каторгу, а затем – на поселение в Усть-Уду в Иркутской губернии. Там он революционное дело не покинул, более того – был одним из руководителей большевистского партизанского движения на Дальнем Востоке, затем – руководил там военно-революционными судами. В 1923-м ревностного функционера отправляют в Украину. Здесь он сначала работает на Киевщине и Харьковщине, а параллельно – возглавляет отдел агитации и пропаганды и секретарем ЦК ВКП(б) в Москве. И откуда столько энергии в человеке?
Постышев никогда не устает выискивать классовых и идейных врагов. Русский по происхождению, он был одним из тех, кто подавил украинское возрождение и инициировал снести Михайловский Златоверхий монастырь. Учитывая настроения того времени, неудивительно, что такой фанатичный большевик быстро продвигается по карьерной лестнице.
В 1932-м председатель Совета Народных Комиссаров Влас Чубарь и генсек ЦК КП(б)У Станислав Косиор попадают в немилость к Сталину – потому что усомнились в планах хлебозаготовок.
В Кремле решают отправить в УССР партийное усиление. В том числе Павла Постышева. Сторонник жесткой репрессивной политики без начального образования особенно запомнился как активный борец с вредительством. Кому же как не ему было вразумить однопартийцев, которые хотя бы на секунду засомневались, можно ли взять и уморить голодом несколько миллионов человек?
Постышева посылают на постоянную работу в Украину в январе 1933-го. Назначают членом Политбюро и вторым секретарем ЦК КП(б)У. А в придачу – председателем Харьковского, в то время столичного, обкома партии. Именно Постышев реально и стал главным большевиком в Украине в месяц наибольшей смертности от голода. И ратовал за радикальные и репрессивные методы в процессе отъема хлеба у украинских крестьян. Пылкий последователь Сталина, что тут сказать?
Именно Постышев настоял на том, чтобы Украина стала зоной сплошной коллективизации. А потом бросил Красную Армию добивать бунтовавших голодных крестьян.
Любимой работой Постышева было искать вредителей в партии и местной власти. А кто ищет, тот, как известно, находит. Когда начались партийные чистки, на заседаниях Киевского горкома партии он спрашивал у каждого: "А вы хоть на кого-то написали заявление? А?!"
В результате разоблачительные заявления против врагов народа были написаны против едва ли не половины парторганизации. Аналогично Постышев действовал и в других областях. После какого-то времени таких активных поисков работа парторганизаций была почти парализована. Работать было некому. Неплохо так почистил ряды? И если у вас на секунду закралась мысль – вдруг это был такой хитрючий план борьбы против большевиков, то... Нет!
Постышев был известен маниакальным желанием победить врагов режима. В этом диком революционном порыве он "находил" фашистские символы на школьных тетрадях, спичках и даже в колбасе!
Чем провинилась колбаса, спросите вы. Все просто. Постышеву показалось, что в ее разрезе проступают контуры Льва Троцкого, который к тому времени уже был врагом Сталина.
Посягательством на вождя народов провинились и школьные тетради. Постышев заметил на них враждебную выходку: “Портрет товарища Сталина проткнут линией, будто ножом". Тетради изъяли из продажи во всей области. Спички тоже перестали продавать – потому что на коробке Постышеву мерещились японские каски.
Да как это часто бывает, в какой-то момент Постышев увлекся. И попытался на свою голову разоблачить как врага народа самого Лазаря Кагановича. После этого фанатик Сталина, видевший профиль Троцкого в колбасе, лишился должности. Постышева послали подумать о своем поведении в российскую глубинку – в Куйбышев, ныне Самару, первым секретарем обкома.
Но перед тем как попасть в немилость к своему кумиру, Постышев представил забитым советским детям и взрослым несколько раньше невиданное – Деда Мороза.
Хотя у Постышева не было почти никакого образования и, по сути, он был неграмотным, но в пропаганде все же разбирался. А еще видел, что происходит вокруг.
Представьте себе Советский Союз 1930-х годов. Не хватает продуктов, одежды, жилья. Да всего не хватает. Маховик репрессий набирает обороты. Люди вечно голодные, ободранные и – отчаявшиеся.
Здесь стоит напомнить: в оригинальной коммунистической концепции пролетарии в отдельных праздниках не нуждались. Как, кстати, и в выходных. Но именно в мракобесные 1930-е годы становится понятно – нужны советские ритуалы и праздники, которые бы давали измученным людям разрядку. Грубо говоря, фитиль должен чередоваться с какой-то иллюзией облегчения. И именно здесь на арену под руководством Постышева выходят сначала новогодняя елка, а потом и Дед Мороз.
Никита Хрущев в воспоминаниях пишет, что ввести елки Постышев предложил Сталину лично. Как знать. Как бы там ни было, но в 1935-м в "Харьковской правде" появляется небольшая статья товарища Постышева, где он призывает комсомольцев и пионер-работников организовать праздничные новогодние елки в школах и садиках:
"В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно подглядывали на елку, которая блестела разноцветными огнями, и детей богачей, которые веселились вокруг нее. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия детей Советской страны?"
Очевидно, это тщательно согласовали со всей партийной верхушкой. Потому что на следующий день рабочих отправляют вязать мешки для подарков, а в лесхозах рубят елки. Так дерево перестало быть буржуазным и поповским. Товарищ Постышев же встретил в Харькове новый год с первой официальной елкой в СССР. А в 1937-м представляет на Кремлевской елке Деда Мороза.
В образе Деда Мороза коммунисты, как положено, немало украли. Прообразом Деда Мороза был Святой Николай – один из самых почитаемых святых в христианском мире. Именно от щедрости Николая, который раздавал свое имущество нуждающимся, пошла традиция дарить подарки.
Именно Николай приносил подарки украинским детям Галиции и Приднепровья, пока его вместе со всеми религиозными праздниками и самой религией не запретила советская власть. На момент появления елки и Деда Мороза Миколайчик и Рождество уже много лет были под запретом.
Персонаж Постышева должен был окончательно похоронить религиозные пережитки, которые чекист так ненавидел. Имя же Деду Морозу скоммуниздили у древних мифических персонажей. Таких было достаточно, потому что в наших краях действительно бывает чертовски холодно.
Мороз, Морозко или – только не смейтесь – Зюзя в дохристианских верованиях – злое божество холода, вьюги, льда. Такой злой дряхлый дед, который все замораживает своим дыханием.
Ага, именно так! Разве что душу не высасывает. Хотя в украинской демонологии Мороза рисовали как ледяную снежную уродину, которая только и ожидала навредить людям и их хозяйству. Не удивительно, что задабривать его не перестали и через тысячу лет. Павел Чубинский, этнограф и автор гимна Украины, описывал обычаи Сочельника в Полтавской губернии так: старший в семье открывал окно, подносил к нему миску с кутьей и трижды звал: "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть!". А затем – "Не идешь? Так не иди же и на рожь, пшеницу и всякую пашницу!"
Известный нам из добровольно-принудительных “утренников” советский Дед Мороз прямого отношения к языческим божествам – кроме имени – не имеет.
В царской России похожий персонаж впервые появляется в XIX в. В 1838-м вышла сказка Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это седой старик, у которого с волос сыплется иней. Живет он в ледяной стране, дом у него, конечно, из льда, а перина – из пушистого снега.
Сам он к детям не приходит, зато они могут попасть в его владения через колодец. Подарков Мороз Иванович не делает, но за прилежный труд может и вознаградить. Сказка явно была написана с воспитательной целью – чтобы девочки росли добрыми хозяйками. Потому что послушная рукодельница получает за хорошую работу пригоршню серебряных пятачков. А вот ее сводная сестра – ленивица – за сделанную кое-как работу несет домой сосульку.
Специальная методичка с подробно прописанным сценарием ввела веселого старика с белой бородой в шубе и с подарками на новогодние праздники в самый разгар репрессий. Под которые, кстати, очень быстро попал и сам автор Деда Мороза.
Павла Постышева, который повсюду выискивал врагов народа, самого объявили врагом советов и казнили. Расстреляли фаната Сталина в один день со Станиславом Косиором и Власом Чубарем. А еще несколько лет назад товарищ Постышев как посланец из Кремля приехал в Украину, чтобы присматривать за этими двумя. Такая вот ирония судьбы.
История Постышева на этом завершается. Пылкого революционера в новогодней сказке заменил его собственный Дед Мороз. Сталинские любимцы – писатели Сергей Михалков и Лев Кассиль – написали сценарий первого новогоднего праздника, который стал официальным в СССР. Их искусственный придуманный чекистом Дед Мороз на многие годы вытеснил из сознания украинцев Святого Николая. А еще – был одним из ключевых элементов новой советской идентичности, который стирал различия между республиками.
После распада СССР Дед Мороз удерживал свои позиции много лет. Да и до сих пор остается священной коровой адептов "какойразницы".
Впрочем, сегодня две трети украинцев верит в Святого Николая, а не в Деда Мороза. А еще 5 лет назад было наоборот. Соцопросы последних лет показывают – произведение одного из величайших палачей украинского народа потихоньку уходит в небытие вслед за своим идейным отцом.
Читайте также: "Убили папу и всех его братьев": за что жертвами "греческой операции" НКВД стали 20 тыс. людей