Говорим об одежде как неотъемлемой части становления нашей независимости. Как одевались мы с вами последние 30 лет, знает наша Кристина Катарина. И сейчас она напомнит вам то, что вы 100% надевали на себя.
К примеру, рябой костюм от львовской фабрики – один из первых именно украинских, которые можно было купить в те времена.
В тренде также были юбки-плиссе, цветастые узоры, блузки с широкими плечами. А платья в стиле жакетов актуальны и сейчас. И, конечно, клипсы – обязательный аксессуар первой декады независимости. Но есть одна вещь, которая с новым значением вернулась в гардеробы украинцев за последние 10 лет. Это вышиванка.
Второе дыхание ей подарили уже во времена нашей независимости. Поэтому, как мы одевались – смотрите в сюжете Кристины Катарины для "Итогов нашей независимости" ("Підсумків нашої незалежності").
Девяностые. На улицы украинских городов возвращается дух свободы, а в гардеробы украинцев – пестрота и вседозволенность. Свободные и независимые стремятся как можно быстрее избавиться от советских лекал и сдержанной моды, которую диктовал СССР. Однако покупать негде и нечего. На полках магазинов не хватает продуктов, не то что одежды. А в очереди за ботинками надо стоять весь день. В настоящее время в Украине рождаются "стихийные" вещевые рынки – так называемые "толкучки". Сюда в знаменитых клетчатых баулах свозят товар из соседних Польши, Венгрии и Турции. Базары появляются почти в каждом городе. Один из самых известных и крупнейших в Восточной Европе – легендарный Хмельницкий.
Тарас Стадницкий, украинский актер и юморист, вспоминает: "У нас в селе модный стиль формировал человек, который делал закупки одежды. А у меня в семье это была мама. У нас каждый август организовывалась поездка в Хмельницкий на базар. Независимо, какой у тебя размер, что ты хочешь – вот что мама привезла, в том ты и ходишь. По большей части, а нас было трое – я был самый старший, это было на вырост. Я должен был дорасти, перерасти и передать младшему брату. Такое впечатление, что у младшего брата вообще никогда не было ничего нового".
Телеведущая и актриса Янина Соколова говорит: "Эта стандартная история, когда на картонке меряешь лифчики, труселя и разные наряды. Вот я очень любила эти рынки и это для нас был момент развлечения и релакса".
В импортные вещи с базара, как под копирку, наряжалось полстраны. Писк моды – турецкий свитер "бойс", который носили все – и дети, и взрослые.

Еще один хит – черная кожаная куртка. Она тоже не знала возраста и пола. Те, кому не хватало денег на полноценную кожанку, не впадали в отчаяние – шили ее сами... из кусочков. Под такой вот кутюр в самый раз было надеть спортивный костюм Adidas... или же "Абибас" – кому на что хватало кошелька. Спортивным костюм был лишь формально. На самом же деле рабочим, выходным, парадным и не снимался целый год. В олимпийках и штанах на защипах смело ходили как на уроки физкультуры, так и на дискотеки или дни рождения.

Обязательное дополнение образа – туфли с квадратными носками. Однако настоящий символ статусности – джинсы. "Монтаны", "мальвины", "пирамиды" и "варенки" – в этих словах вся эпоха 90-х. Истинный знак качества – эмблемы с орлом и надписью USA.
Тарас Стадницкий говорит: "Одной из топовых штук, которые у нас были, это были часы "Монтана", но обязательно на 16 мелодий. Были на 12, но это более низкий уровень. А вот на 16 – ты уже ходил, всем включал, показывал, что у тебя есть часы. И эти свитера тоже вспомнил – USA California, кепки USA. Мы одевались в то, что показывали по телевизору".
А показывали там, среди прочего, занятия по аэробике. Поэтому девушки мечтали о лосинах кислотного цвета, который выедал глаза, и не менее ярких тенях Ruby Rose. Щедро намазывали помадой губы, высоко начесывали челку и довершали образ массивными клипсами и туфлями на платформе.

"Я помню четко эту пудру Ruby Rose – маст-хэв была эта пудра, потому что она скрывала все подростковые недостатки. Я была обладательницей всех возможных недостатков подростковых, которые были. Прям сейчас помню ее запах. Венец моих косметических воспоминаний – краска для волос Rilkеn. Были цвета белый или черный. Покрасили меня этой краской в такой темный цвет, что невозможно было вывести", – рассказывает Янина Соколова.
В 90-е существовало только одно модное правило – все самое лучшее и сразу. Это был период уличного стиля и появления первых субкультур. Украинский масс-маркет проигрывал дешевым китайским и турецким вещам. Работы отечественных дизайнеров ценили разве что звезды шоу-бизнеса. Из тени украинские модельеры вышли в 97-м. Тогда в Киеве состоялась первая на постсоветском пространстве Неделя моды, переросшая в престижный Ukrainian Fashion Week.
Ирина Данилевская, основательница и председатель оргкомитета Ukrainian Fashion Week, говорит: "Украинские дизайнеры талантливые всегда в этой стране были. Просто в советские времена мода никогда не была персонифицирована. Наличие Недели моды в стране принесло дизайнерам ощущение стабильности. Они знали, что могут работать, будут востребованы, что это не будет какой-то случайный процесс...".
Отечественная мода оживает: дизайнеры выпускают две коллекции в год, открывают собственные магазины и "светятся" за рубежом. Украинцы же все еще отходят от стиля бурных 90-х и копируют западных звезд. На пике – "быстрая мода" и вещи широкого потребления, расцветает поп-культура, гламур и... секс.

Янина Соколова вспоминает: "Школу я заканчивала в 2000-м. Я помню, у меня было такого небесного цвета платье – блестящее. На голове такая очень высокая прическа, хотя я не из Коломыи, а из Запорожья. Такая высокая была прическа, яркий мейк. Тогда мне казалось, что я буду очень красивой на этом выпускном".
В разгар блеска страз и леопардовых принтов украинские дизайнеры Лилия Пустовит и Роксолана Богуцкая возвращают в моду этнические мотивы. Гордо носить вышиванку украинцев учит жена третьего президента Екатерина Ющенко. Она едва ли не первой в политических кругах начинает поддерживать отечественные бренды. На инаугурацию мужа наряжается в платье украинских модельеров и не изменяет им до конца каденции. Львовские творцы одевают всю семью Ющенко, а в тренде – оранжевый цвет.
Персональный дизайнер появляется и у премьера того времени, а вскоре главной модницы Верховной Рады Юлии Тимошенко. Вместе с любимым Louis Vuitton Леди Ю уже около двух десятилетий носит платья и костюмы украинского модельера Айны Гассе. За 10 лет Украина буквально вписывает свое имя в историю моды, а наши кутюрье становятся знамениты далеко за пределами Родины. Впрочем, настоящая любовь к отечественным маркам среди украинцев приходит после Революции Достоинства.
Ирина Данилевская, соучредитель и глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week, говорит: "События 2014 года стали таким переломным моментом, когда украинцы поняли, что и обычная одежда, повседневная одежда, то, что мы называем масс-маркет, тоже может быть Made in Ukraine. В первую очередь из патриотических чувств и из желания поддержать своего производителя украинцы начали носить украинские футболки, украинские худи, украинские джинсы".
Тогда же второе дыхание получает вышитая рубашка. На волне революции Вита Кин и Юлия Магдыч создают коллекции аутентичного наряда, который влюбляет в себя мировых модниц, политиков и селебритиз. А само слово "вышиванка" навсегда запечатлевается в международный лексикон. Послом украинского стиля становится первая леди Марина Порошенко. Сегодня же украинская вышивка красуется на монархах и звездах Голливуда. А такие популярные бренды, как Valentino и Gucci, вплетают ее в свои коллекции.
"Популярны они потому, что будто обрамляют лицо. Вышивка делает человека красивым – это украшение. Она проходит из сезона в сезон и не обесценивается. Она может стать маст-хэвом в моде так же, как сумка Hermes или маленькое черное платье от Chanel", – говорит дизайнер Юлия Магдыч.
Вдохновение в традиционном украинском черпал и "главный шляпник" Украины – Руслан Багинский. Его головные уборы носят Мадонна, Ангелы Victoria's Secrets и звезды Инстаграма. А начиналось все с обычного брыля и гуцульской шляпы. Наряды отечественных дизайнеров все чаще появляются на зарубежных сценах, красных дорожках и улицах городов – от Лос-Анджелеса до Сиднея.
Юлия Магдыч говорит: "Мода – это зеркало того, что происходит в обществе. И сейчас мы ведем не только информационную войну, мы ведем еще и эстетическую войну. Нашей вышивкой, нашими брылями, которые носят все звезды, мы в этой войне уверенно побеждаем. Потому что Украину узнают в мире".
Массивные цепи и бейсболки, поясные сумки, грубые кроссовки, бельевые платья и мини-юбки. В гардеробы украинцев снова возвращаются 90-е. Вот только на смену базарам пришли торговые центры и онлайн-магазины. Знаменитые картонки вытеснили просторные примерочные. А на витринах все больше вещей с биркой made in Ukraine.
"Мы видим молодежь, которая делает непостижимые эксперименты со своей внешностью. Это признак того, что общество становится свободнее, становится осознаннее. Наша страна может стать независимой и процветающей только тогда, когда мы будем друг друга поддерживать – в частности, и в моде", – говорит дизайнер Юлия Магдыч.
Кристина Катарина, Богдан Танасийчук, Богдан Чаргазия и Сергей Клименко, "Итоги нашей независимости"
Смотрите также фотогалерею по теме:
Код нации: журналисты и ведущие "5 канала" в вышиванках празднуют День Независимости Украины







